Встреча с протоиереем Георгием Митрофановым состоялась в Казанском соборе

В крипте Казанского кафедрального собора 11 марта состоялась встреча с профессором СПбДА, доктором богословия протоиереем Георгием Митрофановым в рамках кинолектория "Историческая судьба России в отечественном кинематографе". Она называлась "Армейский пейзаж после победы" и была посвящена обсуждению фильма Петра Тодоровского "Анкор, еще анкор", вышедшего на экраны в 1992 году.

Встреча с протоиереем Георгием Митрофановым состоялась в Казанском соборе

В фильме показана послевоенная жизнь нашей страны сквозь призму жизни одного из отдаленных гарнизонов, в котором служат офицеры и сержанты, большинство из которых прошли Великую Отечественную войну. Были показаны фрагменты картины, которые протоиерей Георгий Митрофанов проанализировал, указав на смелые кинематографические ходы режиссера и истинный смысл художественных образов и авторских аллегорий. По мнению отца Георгия, картина правдиво показывает людей, прошедших войну и глубоко искалеченных ею.

"Вряд ли такой фильм мог появиться в наше время, он не нашел бы понимания и поддержки в современном кинематографическом бомонде, потому что, к сожалению, мы возвращаемся к ситуации, когда Вторая мировая война, будучи трагедией, становится еще одним идеологическим мифом, на котором мы пытаемся безуспешно воспитывать молодое поколение", - начал свое выступление отец Георгий.

Жизнь героев-победителей в гарнизоне показана без прикрас и с ощущением безысходности. Отец Георгий отметил, что во Второй мировой войне, унесшей жизни 27 млн людей, трудно говорить о подлинной победе нашего народа, поскольку уничтожавшийся четверть века до войны коммунистическим режимом русский народ, вынеся на своих плечах страшное бремя войны и сокрушив другой бесчеловечный режим - нацистский, вновь оказался под пятой коммунистического режима. Подлинные герои этой войны, вернувшись на Родину, оказались заложниками режима и были обречены переживать прежние унижения, ложь и страх. "Вот почему, назвав эту лекцию "Армейский пейзаж после победы", я хотел вернуть нас к той реальности, которая не покидала нашу страну все десятилетия существования коммунизма и до сих пор дает о себе знать в разного рода ситуациях. Этот фильм разрушает стереотипы о войне, в 1990-е это было легче сделать, чем теперь, когда они вновь возрождаются", - сказал он.

Один из сквозных мотивов фильма - спевки самодеятельного хора, когда измученных людей, мечтавших только о еде и сне, заставляют изображать радость от того, что они живут в этой стране. Для многих солдат участие в самодеятельности было способом увильнуть от более сложных и неприятных поручений - надо сказать, что военная служба в послевоенные годы длилась по 5-7 лет, поскольку мобилизационный лимит в стране был исчерпан. "В сцене, где гарнизонный хор поет песню о Сталине, не ощущается никакой радости и подъема, - отметил отец Георгий. - Наоборот, возникает ощущение абсурда. Стихия безрадостности будет пронизывать жизнь целых поколений в нашей стране, когда люди будут не способны тихо радоваться, как говорит об этом христианская вера. Веселиться в пьяном угаре - да. Но радости они будут лишены. Это и понятно: жизнь, пронизанная бедностью, ложью, страхом, не может быть поводом для радости. В фильме это очень выразительно показано".

Довоенная культура, в том числе кино, хорошо исполняла пропагандистскую роль. Но в послевоенное время на экранах стали показывать американское и немецкое кино, которое вызывало шок у русских людей, потому что они видели, что жители других стран не борются, а живут и радуются, хотят быть счастливыми и делают все для этого без каких-либо руководящих указов. Конечно, это подрывало фундамент незыблемой идеологии. Для многих людей, особенно молодых, кино и театр стали единственной формой полноценной жизни, окном в новый мир. Люди жили от премьеры к премьере, предполагая, что в жизни все равно не случится ничего хорошего, поэтому остается только грезить. За этим стояло и другое - обрушение фундаментальных культурных и религиозных основ, которые в предшествующие времена формировались у людей. В фильме показана жизнь, в которой все предопределено и в которой, на первый взгляд, нет выхода. А когда человек опустошен, в нем начинают пробуждаться самые примитивные страсти - пьянство и блуд, которые заполняют жизнь людей. В таком состоянии находятся почти все герои фильма.

Отец Георгий отметил важный посыл фильма - война перестала быть для нас трагедией, а становится поводом для возношения, что противоречит христианскому взгляду на участие в войне. "Если тебе выпало несчастье идти на войну и убивать своих ближних, кайся в этом. Ты исполняешь свой долг, получаешь ордена, но, пройдя сквозь бой, где ты убивал людей, иди к священнику и приноси покаяние. И он на год отлучит тебя от причастия, чтобы ты помнил, что, даже выполняя свой долг, ты брал на душу грех, - сказал протоиерей Георгий Митрофанов. - Почему это было важно? Потому что люди понимали: можешь не убивать - не убивай, а если враг твой повержен, прояви к нему милосердие. Вот почему русская армия оставила о себе одну память, пройдя всю Европу в 1813-1815 годах, а советская армия в 1944-1945 годах - другую. Нераскаянный грех всегда ведет к тому, что жизнь становится бессмысленной и абсурдной".

Петр Тодоровский одним из первых советских режиссеров затронул в своем фильме тему пленных немцев, которые после войны оставались в русских лагерях - порою до середины 1950-х. У героев фильма Тодоровского нет ненависти к немцам и желания унизить их, потому что в конечном итоге русские видят в них своих братьев по страшному испытанию. Это подлинно рыцарственное отношение воюющих друг с другом людей, когда они вынуждены воевать друг с другом, но готовы так или иначе признавать человеческое достоинство противника.

Подводя итоги сказанному, отец Георгий отметил, что судьбы почти всех героев фильма являют собой выразительное свидетельство бессмысленности бытия. Фильм поднимает вопрос: почему эти люди, так много пережившие на войне, в мирной жизни оказываются такими инфантильными? Ужас советской системы заключался в том, что часто, чтобы быть порядочным человеком, нужно было стать героем, совершить сверхусилие, из ряда вон выходящий поступок, а на это способны не многие.

"Человека ведь не надо искушать, он и так немощный. Ему нужно помогать, чтобы он становился лучше, чтобы в нем выявлялось лучшее, а не худшее, которое есть в каждом. Фильм Петра Тодоровского ставит очень серьезный вопрос: была ли подлинная победа, если победители оказались в положении худшем, чем побежденные? Смотря фильм, проникаешься сочувствием к его героям, потому что они могли прожить лучшую жизнь и могли быть лучшими, если бы не эпоха и определенные обстоятельства", - заключил он.

ИА "Вода живая",
11.03.16