Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Казанском соборе
В навечерие Богоявления, 18 января, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном cоборе.
Его Высокопреосвященству послужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, протоиерей Николай Преображенский и другие священнослужители.
Диакон храма святого Александра Невского Антоний Малаховский был рукоположен во пресвитера.
После литургии была совершена рождественская вечерня с чтением 13-ти паремий, прокимна, Апостола и Евангелия. По завершении вечерни, после ектении правящий архиерей совершил чин великого освящение воды.
До V века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день - 6 января старого стиля. Назывался этот праздник Феофанией - Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и явлении Святой Троицы в водах Иорданских. После перенесения празднества Рождества Христова на 25 декабря (старого стиля) было положено начало Святкам, праздничным дням "от звезды и до воды", означающим период между праздниками Рождества Христова и Крещения Господня, заканчивающийся навечерием, или сочельником. Слово "навечерие" означает преддверие церковного торжества, а второе название - сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с медом и изюмом - сочиво. В сочельник после богослужения в храмах совершается великое освящение воды. Торжественный обряд проникнут воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. По благочестивой традиции в этот день кропят крещенской водой жилище с пением тропаря Богоявления.
ИА "Вода живая",
18.01.20
Его Высокопреосвященству послужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, протоиерей Николай Преображенский и другие священнослужители.
Диакон храма святого Александра Невского Антоний Малаховский был рукоположен во пресвитера.
"Мы слышали сегодня за Божественной литургией и вечерней евангельское чтение о великой миссии, которую совершал Иоанн Предтеча накануне Крещения Господня, - сказал владыка. - Он вышел на проповедь не в израильских городах, а на Иорданскую долину. Там ходил от Мертвого до Галилейского моря, проповедуя приближение Царствия Божиего и призывая людей к покаянию. В то время в израильском народе было искаженное понимание о Мессии. Народ ждал того, кто принесет освобождение от римского ига. А Иоанн Предтеча говорил, что заблуждаются они - Мессия придет и избавит всех от греховного плена. Иоанн не мог проповедовать высокие духовные истины, потому что народ этого не понимал. Но люди осознавали, что такое Царство Небесное, когда Иоанн говорил, что оно приблизится. Царство приблизилось, и Царь пришел. После таких слов Предтечи люди вспоминали, что в древности им говорили о Царе - когда Он придет, воскреснут все мертвые. Он устроит Суд, даст величие народу израильскому. Это будет великий народ, который станет править миром. Такое было у них представление о Царе и Царстве. Иоанн говорил им о могуществе Царя и о том, что прежде Суда они должны исправиться. В чем и для чего исправиться, он им сказал, ведь Судия будет праведный: "Уже и секира при корне дерев лежит; всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Мф. 3:10). Иоанн Креститель обращался как бы к израильскому народу, но ведь это относится и к нам. Если мы не будем плодов приносить, то почему Господь будет терпеть нас долго на земле? Он будет срубать нас под корень, чтобы не засоряли землю. Иоанн призвал ко спасению души и говорил, что Господь всех просеет. Мир - это гумно Божие. И все мы - либо плевелы на гумне, либо пшеница. "Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым" (Мф. 3:12). Пока у нас еще есть время, мы можем из плевел сделаться пшеницей, чтобы Он забрал нас в житницу".
"Иоанн все это говорил и для нас, хотя и обращался к народу иудейскому, - продолжил архипастырь. - Его слова были огненными, это был великий пророк с особой благодатью. Он был бесстрашным, обличал людей в грехах лишь потому, что не хотел, чтобы кто-то погиб. Он не хотел, чтобы даже царь погиб, поэтому говорил всем правду. Задачей его было подготовить людей к принятию Мессии. Исповедуя людей, он крестил их в воде, но это крещение еще не было благодатным. Оно станет благодатным после того, как Господь совершит подвиг искупления и даст апостолам, священникам власть прощать грехи. Они начнут крестить людей и приводить их в Церковь, а уже через нее христиане входят в Царствие Небесное. Вот такой этап нужно было пройти народу. Но тогда народ должен был подготовиться к пришествию Мессии. И Предтеча всех крестил в Иордане с верую в грядущего Мессию, который уже был на земле, но еще не явил себя миру. Вот-вот Спаситель откроет себя миру и поведет за собой народы в Царствие Небесное".
"И вот, мы стоим накануне этого события, когда Господь появится на Иордане, а Иоанн Предтеча выполнит окончательно свою миссию, крестив Спасителя и указав народу на пришествие в мир Мессии, которого так много лет ждало человечество. Сегодня мы освятили крещенскую воду. С благоговением берите ее домой, употребляйте натощак, кропите жилища. Старайтесь хранить ее в течение года, это великая святыня. Поздравляю вас с наступающим праздником Богоявления", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
После литургии была совершена рождественская вечерня с чтением 13-ти паремий, прокимна, Апостола и Евангелия. По завершении вечерни, после ектении правящий архиерей совершил чин великого освящение воды.
До V века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день - 6 января старого стиля. Назывался этот праздник Феофанией - Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и явлении Святой Троицы в водах Иорданских. После перенесения празднества Рождества Христова на 25 декабря (старого стиля) было положено начало Святкам, праздничным дням "от звезды и до воды", означающим период между праздниками Рождества Христова и Крещения Господня, заканчивающийся навечерием, или сочельником. Слово "навечерие" означает преддверие церковного торжества, а второе название - сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с медом и изюмом - сочиво. В сочельник после богослужения в храмах совершается великое освящение воды. Торжественный обряд проникнут воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. По благочестивой традиции в этот день кропят крещенской водой жилище с пением тропаря Богоявления.
ИА "Вода живая",
18.01.20
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Архиерей
Казанский кафедральный собор
191186, Санкт-Петербург, Центральный район, Казанская пл., д. 2Упоминания в новостях
5 ноября 2024
Прошла дискуссия о традиционных ценностях
... Дискуссия «Содержание, значение и взаимосвязь понятий: мировоззрение, идеология, традиционные ценности в современной России», организованная совместно с духовно-просветительским центром «Керигма», прошла 5 ноября в Казанском кафедральном соборе ...