Митрополит Варсонофий совершил пассию в Казанском соборе
В Неделю 5-ю Великого поста, 5 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил чинопоследование пассии в Казанском кафедральном соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, протоиерей Николай Преображенский, ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, клир собора и другие священнослужители.
При пении стихиры "Тебе, одеющагося светом, яко ризою" Святое Евангелие было изнесено на центр храма и положено на аналое перед Крестом. Владыка и духовенство прочли акафист Страстям Христовым.
По возглашении прокимна "Разделиша ризы" был прочитан отрывок из Евангелия от Луки, повествующий о Страстях Христовых.
При пении стихиры "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного" правящий архиерей, духовенство и все молящиеся совершили поклонение Кресту Господню.
В официальной группе собора в соцсети "ВКонтакте" шла прямая трансляция богослужения.
Пассия (от латинского - "страдание") - богослужебное последование, совершаемое в четыре воскресенья Великого поста вечером, на котором читаются тексты Евангелия о страданиях Христа. Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм. Чинопоследование было помещено в приложение к Цветной триоди, изданной Киево-Печерской лаврой в 1702 году. Смысл пассии - сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Крестной Смерти. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа: на первой - 26 и 27 главы от Матфея, на второй - 14 и 15 от Марка, на третьей - 22 и 23 от Луки, на четвертой - 18 и 19 от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами. В конце службы верующие с благоговением подходят поклониться Кресту Христову, который выносится на середину храма.
ИА "Вода живая",
05.04.20
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, протоиерей Николай Преображенский, ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, клир собора и другие священнослужители.
При пении стихиры "Тебе, одеющагося светом, яко ризою" Святое Евангелие было изнесено на центр храма и положено на аналое перед Крестом. Владыка и духовенство прочли акафист Страстям Христовым.
По возглашении прокимна "Разделиша ризы" был прочитан отрывок из Евангелия от Луки, повествующий о Страстях Христовых.
При пении стихиры "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного" правящий архиерей, духовенство и все молящиеся совершили поклонение Кресту Господню.
В официальной группе собора в соцсети "ВКонтакте" шла прямая трансляция богослужения.
"Поздравляю вас с четвертой пассией, которую мы совершили в этом году, - сказал владыка в проповеди. - Церковь вновь погрузила нас в атмосферу последних дней и часов пребывания и страдания на земле нашего Господа и Спасителя. Наступил 14-й день нисана, у иудеев отмечалась Пасха. В то время каждый из них старался приготовить пасхального агнца. Ученики с утра стали волноваться, почему Христос не говорит, как они будут отмечать праздник. Ближе к обеду Он все-таки сказал, но таинственно, потому что хотел Пасху провести в спокойной обстановке, побеседовать накануне Своих страданий с учениками наедине. Иуда мог все испортить. Поэтому Спаситель не объявил, где с учениками собирается вкушать Пасху. Он подозвал апостолов Петра и Иоанна, велев им идти в город, где встретят человека, у которого есть большая горница. Они ее попросят, сказав, что горница понадобится Христу. Он не указал, где это, поэтому Иуда не мог знать места празднования. Но Иуда уже пообещал предать Его, как только будет подходящее место без народа, в уединении. Ученики пошли в храм, приобрели непорочного ягненка. Закололи и поджарили его, накрыли стол, купили хлеба и вина, все необходимое для пасхального ужина. Господь пригласил остальных десять пойти с Ним и вкусить Пасху. Пришли в горницу. По иудейскому обычаю, прежде чем сесть за пасхальный стол, хозяин дома умывал ноги гостям. Но хозяин был в отлучке. В доме были одни апостолы, и они считали недостойным, что один другому будет мыть ноги. Христос снял верхнюю одежду, препоясался, налил в кувшин воду и стал ученикам омывать ноги, обтирая полотенцем. Те поняли свою ошибку. Спаситель сказал: "Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам" (Ин. 13:14-15). И добавил: "Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня" (Ин. 13:21). Возникла атмосфера тревоги. Каждый стал подходить к Нему и спрашивать, не он ли предатель. Спросил и Иуда, Господь ответил ему, что он предаст. Сели за стол, Петр попросил Иоанна, который был ближе ко Христу, узнать, кто же предаст. Все волновались. А был у иудеев обычай, по которому самому почтенному гостю хозяин вручал лучший хлеб. Господь сказал Иоанну, что тот, кому Он подаст Свой хлеб, предаст. И подал хлеб Иуде. Петр и Иоанн увидели, кто станет предателем. Иуда понял, что Господь все знает, испугался, как бы ученики его не растерзали раньше, чем он предаст Христа. И потихоньку ушел с Тайной вечери".
"Спаситель совершил Таинство Евхаристии, показав его ученикам, - продолжил архипастырь. - Если бы Иуда привел стражу в горницу, не удалось бы это Таинство установить. Но оно было установлено как раз тогда, когда не было Иуды. И теперь совершается по образцу Тайной вечери. После этого все пошли на гору Елеонскую, по дороге пропев псалмы. Была поздняя ночь. Ученики хотели спать, но Господь сказал: "Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и пободрствуйте со Мною" (Мф. 26:38). Отойдя от них, Он просил Отца Своего, чтобы, если возможно, эта чаша Его миновала, потому что видел, какие скорби и страдания должен взять за род человеческий. Трижды Он молил Отца Своего, и ответа не было. Только Ангел Господень был послан укрепить Его. Христос сказал: "Не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26:39). Иуда уже подводил воинов, чтобы взять Христа. Это для нас пример: когда скорби наступают, надо молиться: "Господи, да минует меня эта чаша". Но в конце прибавлять: "Но не моя будет воля, а Твоя". Почему мы должны командовать, выбирая, где нам лучше? Он же знает, где нам лучше: на земле или на небе. Знает время, когда нас взять или оставить. Эта молитва - нам пример для подражания. А Иуда подошел, поцеловал Христа, предав Его. Воины Его схватили, повели к Каиафе, тот собрал членов Синедриона, они стали клеветать на Христа. Он ничего не говорил. Первосвященник спросил: "Ты ли Христос, Сын Божий?" (Мф. 26:63). Господь ответил, что Он. "Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных" (Мф. 26:64). Тогда Каиафа решил, что нечего дальше расспрашивать: раз Он возомнил себя Сыном Божиим, будет предан смерти".
"Теперь Он с Креста простирает к нам руки и говорит: "Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко" (Мф. 11:28-30). О некоторых подвижниках в житиях написано, что они всегда перед глазами видели Распятие. Среди них - преподобный Стефан. Однажды монахи-ученики пришли к нему, сидят, беседуют между собой, а старец молчит, углубленно смотрит внутрь себя. Они спросили, почему он молчит, ведь они пришли, чтобы получить назидание. Он отвечает: "Не понимаю, о чем вы говорите. Слушаю вас и не понимаю". Они удивились и спросили, о чем он думает. Он ответил: "Я опустил свой ум в сердце, а в сердце - Распятие, Голгофа. Стою возле Креста и смотрю на Христа". Они поняли, что его назидание - почаще в сердце принимать образ Распятия, вспоминать, что наше спасение далось ценой смерти Спасителя. Поэтому, приходя на пассию, мы должны благодарить Господа за то, что Он ради каждого из нас пострадал. Нужно просить благословения и помощи, чтобы идти по жизни, исполняя Его святые заповеди", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Пассия (от латинского - "страдание") - богослужебное последование, совершаемое в четыре воскресенья Великого поста вечером, на котором читаются тексты Евангелия о страданиях Христа. Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм. Чинопоследование было помещено в приложение к Цветной триоди, изданной Киево-Печерской лаврой в 1702 году. Смысл пассии - сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Крестной Смерти. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа: на первой - 26 и 27 главы от Матфея, на второй - 14 и 15 от Марка, на третьей - 22 и 23 от Луки, на четвертой - 18 и 19 от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами. В конце службы верующие с благоговением подходят поклониться Кресту Христову, который выносится на середину храма.
ИА "Вода живая",
05.04.20
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Архиерей