Проект "Современное изобразительное церковное искусство: вопросы техники и технологии", посвященный 800-летию со дня рождения святого Александра Невского, открылся 5 октября молебном в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры.
Богослужение совершили наместник обители епископ Кронштадтский Назарий и ректор СПбДА епископ Петергофский Силуан. Была освящена икона святого Александра Невского, написанная студентами иконописного класса академии и ставшая подарком монастырю от духовных школ. На время работы проекта образ будет находиться в Святодуховском центре, а затем будет перенесен в недавно переданный обители Александро-Невский храм.
Открывая пленарное заседание в новом зале Святодуховского центра, руководитель сектора коммуникаций епархиального информационного отдела и пресс-службы лавры Наталья Родоманова отметила, что проект станет площадкой для объединения теоретических и практических исследований. Поскольку он открылся в год 800-летия со дня рождения святого Александра Невского, в его рамках состоятся лекции и дискуссии, посвященные его образу. Не случайно на сцене стоят две иконы: уже упомянутая и написанная в лавре, получившая название "Святой Александр Невский. Невская битва с избранными святыми".
"Казалось бы, тема прямо не касается юбилейного года, однако вопросы техники, которые будут обсуждать специалисты, напрямую связаны с образом святого, - сказал владыка Назарий. - Почему? Прижизненных изображений великого князя не осталось. Это дает иконописцам много возможностей выразить свои чувства, видение, при этом каждый материал требует своего подхода: любой, кто разбирается в иконописи, безошибочно скажет, к примеру, темпера это или масло. Говорят, что иконопись, которая была пятьсот лет назад, невозможна - и материалы другие, и люди другие. При этом лучшие образцы для иконописца, даже самого современного, - именно древние. Если молодые будут увлекаться поиском чего-то своего, не опираясь на прежнее, - это неправильный путь. Важно, будут ли молиться перед этой иконой. Иконописец - скорее внутреннее состояние, этому нельзя научиться, а техника - это вторично. Иконописцев не бывает вне Церкви. Желаю, чтобы каждый из участников вынес из этого проекта что-нибудь полезное для себя".
Владыка Силуан отметил, что духовные школы вышли из Александро-Невской лавры, святой князь - небесный покровитель и духовной академии, которая до революции носила название Александро-Невской.
Пленарное заседание вел главный куратор проекта - руководитель иконописно-реставрационной мастерской Александро-Невской лавры Дмитрий Мироненко. Была показана видеопрезентация.
Профессор Академии художеств Нина Кутейникова в докладе "Россия в иконах современных мастеров Санкт-Петербурга" отметила, что, несмотря вынужденную остановку в атеистическом ХХ веке, современная иконопись развивается. Она коснулась разнообразия иконографии образа святого Александра Невского, что отражает разносторонность русского человека, присутствие в нем творческого начала, в также истории и иконографии некоторых икон работы петербургских мастеров. Например, один из настоятелей петербургских храмов заказал икону Афонской Богоматери, с которой поднимался на Святую гору Афон. Необычный образ написан для храма в Бизерте (Тунис) - на нем изображены военные корабли. У некоторых святых, прославленных недавно, есть уже богатая иконография - например, у святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого). Некоторые вполне традиционные образы обретают современное звучание при помощи клейм - была продемонстрирована Тихвинская икона Божией Матери с клеймом, изображающим сюжет возвращения иконы из Америки в Россию. "Икона показывает, чем живет Россия", - заключила лектор.
Директор ГМП "Исаакиевский собор" Юрий Мудров выступил с сообщением "Феномен исторической памяти об Александре Невском в контексте культурно-исторического наследия". Образ святого значим для Исаакиевского собора: небесному покровителю города посвящен левый придел. К юбилею была отреставрирована икона "Тайная вечеря" из этого придела. Прошла научная конференция, изданы ее доклады, а также альбом, посвященный образам святого в Исаакиевском, Сампсониевском соборах и "Спасе-на-Крови".
Был показан фильм "Ключ от вечности", посвященный иконописи и реставрации.
Прозвучали доклады научного сотрудника отдела истории русской культуры Эрмитажа Анны Иванниковой "Мемориальные иконы с изображением благоверного князя Александра Невского 1860-х годов и их влияние на развитие иконографии святого во второй половине XIX века", Дмитрия Мироненко "Чудо от иконы "Знамение" ("Битва новгородцев с суздальцами") XV в.", художника и иконописца, методиста сектора музейной педагогики ГМП "Исаакиевский собор" Георгия Панайотова "Собор Александра Невского в Софии", главного хранителя фондов ГМП "Исаакиевский собор" Мансура Доминова "Использование образа Александра Невского в художественном оформлении Исаакиевского собора", помощника наместника Александро-Невской лавры по реставрации Алексея Одинцова "Новый "старый" облик Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры. Методика реконструкции", руководителя лаврской швейной мастерской Андрея Коваленко "Проект по изготовлению цельнотканого облачения, посвященного великому благоверному князю Александру Невскому".
Прошел мастер-класс иконописца, мастера по энкаустике, старшего преподавателя СПбДА Андрея Жарова "Восковая темпера, написание лика". Художник рассказал, что его мастерская работает в этой технике около десяти лет. Использование восковой темперы, в отличие от яичной, намного ускоряет процесс работы, с восковыми красками можно работать по-разному. Связующее - растворенный в воде воск с добавлением казеинового клея. Такие краски могут наноситься на любую поверхность. Пигмент растирают, соединяют со связующим, если краски долго не используются, их можно хранить в холодильнике.
Работу художник начал с лессировки свинцовыми белилами, объяснив, что это создает своеобразный "оптический экран", преодолевается матовость левкаса. Краска сразу не засыхает, ее можно разровнять. Между слоями краски также можно использовать лессировку. Приготовленная эмульсия готова к использованию, воду дополнительно добавлять не нужно. Андрей Жаров объяснил, что правильно вести работу сразу по всей поверхности, не сосредотачиваться на одном фрагменте.
Художник коснулся вопроса об авторстве икон Андрея Рублева: искусствоведы продолжают спорить об этом, однако сходные живописные приемы позволяют заключить, что автор один и тот же. Мастерство - не значит, что все сразу получается: мастерство - когда понимаешь, как исправлять ошибки.
Завершил первый день работы проекта "круглый стол" на тему "Иконография Александра Невского и особенности художественного убранства Александро-Невской лавры".
Проект объединяет теоретические и практические исследования изобразительного церковного искусства и традиционных и новейших технологий. В нем принимают участие искусствоведы, мастера по византийской иконописи, энкаустике, фреске, масляной живописи, золотному шитью, золочению, каллиграфии, художественной керамике, реставраторы из России, стран ближнего зарубежья и Финляндии. С программой можно ознакомиться на сайте.
ИА "Вода живая",
05.10.21
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура
Информационный отдел Санкт-Петербургской епархии Свято-Троицкая Александро-Невская лавра Собор св. прп. Исаакия Далматского «Исаакиевский» Храм Воскресения Христова, «Спас-на-Крови» Собор прп. Сампсона Странноприимца (Сампсониевский) Санкт-Петербургская духовная академия Духовно-просветительский центр Александро-Невской Лавры Святодуховский Иконописно-реставрационная мастерская Александро-Невской лавры Сектор коммуникаций при епархиальном информационном отделе Назарий, епископ Кузнецкий и Никольский (Лавриненко Николай Алексеевич) Наталья Олеговна Родоманова Силуан, епископ Петергофский, викарий Санкт-Петербургской епархии (Никитин ...
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра
191167, Санкт-Петербург, наб.р.Монастырки, д.1Упоминания в новостях
26 сентября 2024
Прошла конференция по служению духовенства в период СВО
... В актовом зале наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Вениамин открыл встречу, отметив историческое значение духовного и социального служения Церкви Христовой, важную пастырскую роль "военного" духовенства, находящегося на линии боевого соприкосновения ...
18 сентября 2024
Патриарх Кирилл и митрополит Варсонофий поздравили губернатора Александра Беглова с переизбранием
...
Наместник Александро-Невской лавры, викарий епархии епископ Кронштадтский Вениамин зачитал поздравление Святейшего Патриарха Кирилла, в котором сказано, что ценный опыт и знания Александра Беглова помогают в сотрудничестве епархии и органов власти, что способно принести много добрых плодов ...
18 сентября 2024
Начался II семестр курсов для монашествующих
... В учебном процессе участвуют насельники Александро-Невской лавры, Череменецкого Иоанно-Богословского монастыря, Коневского Рождество-Богородичного монастыря, Свято-Троицкой пустыни, Староладожского Никольского монастыря, Константино-Еленинского монастыря и Иоанно-Таисиинского Леушинского сестричества ...
12 сентября 2024
300-летие перенесения мощей святого Александра Невского отметили в Санкт-Петербурге
...
В праздник перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского, 12 сентября, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в верхнем храме Благовещенской церкви, посвященном благоверному князю, в Александро-Невской лавре ...
11 сентября 2024
"Завет великого князя"
... В канун праздника перенесения мощей святого Александра Невского, 11 сентября, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в верхнем храме святого Александра Невского Благовещенской церкви Александро-Невской лавры ...