Секция Рождественских образовательных чтений "Православные братства и общины на пути воцерковления культуры" прошла 8 декабря в духовно-просветительском центре Феодоровского собора. Организаторами выступили Феодоровский собор, Свято-Петровское и Свято-Вениаминовское братства при поддержке благотворительного фонда "Жить вместе".
Настоятель протоиерей Александр Сорокин обратился к присутствующим с приветственным словом, в котором отметил, что тема чтений конструктивная, содержательная, исторически богатая и актуальная.
Помощник наместника Александро-Невской лавры иеромонах Марк (Святогоров) передал участникам чтений напутствие епископа Кронштадтского Вениамина с пожеланиями доброго и плодотворного труда.
Первый проректор Свято-Филаретовского института, председатель Преображенского братства Дмитрий Гасак отметил, что тема созидания православной культуры среди православных братств не только интересная, но и остроактуальная. Очевидна и велика роль православия в культурном созидании России и российской государственности. После десятилетий советского безбожия, когда культура была одним из инструментов борьбы с верой, в нашей стране нужно не только вновь говорить о значении православия, но и являть его примером жизни, и в этом может быть полезен опыт братств в дореволюционное и советское время.
Настоятель Князь-Владимирского собора, председатель епархиальной комиссии по канонизации протоиерей Владимир Сорокин свое выступление посвятил монахине Елене (Казимирчак-Полонской) и общине преподобного Сергия Радонежского в Ленинградской духовной академии. Отец Владимир отметил, что познакомился с матушкой Еленой уже под конец ее жизни, когда он был ректором духовной академии. В то время в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси проводилось множество конференций в России и за рубежом, на которых встречались священники, профессора, преподавали духовных учебных заведений и советская интеллигенция. Елена Ивановна представляла интеллигенцию, научную среду, а потом приняла монашество. Образовалась небольшая община численностью около десяти человек.
"Духовная академия была единственным учебным заведением в то время, где был зал, в который можно было приходить и собираться. Ко мне тогда обратились с просьбой позволить матушке читать лекции в академии. Она придерживалась принципа монашества в миру и очень хотела создать общину. Она настаивала, что нужно идти в больницы к старым и больным, служение должно быть практическим, нужно делами доказывать и свидетельствовать свою веру. Церковь должна не противопоставлять себя, а сопоставлять себя обществу. Противопоставлять - значит категорично разделять христианский и безбожный (комсомольский) образ жизни и видеть во всем только отрицательное. Сопоставление нужно для того, чтобы по делам и поступкам люди судили, что такое православие", - сказал отец Владимир.
О духовной биографии основателя Христорождественского братства при храме Рождества Христова на Песках священнике Александре Гумилевском рассказала руководитель приходского музея храма на Песках Валентина Егорова. В храме было организовано первое в нашем городе и России братство, силами прихожан были созданы приюты для детей и богадельни для людей старшего возраста. Сразу после своего назначения в храм отец Александр открыл воскресную школу для детей прихожан, пригласил в эту школу преподавать семинаристов из духовной академии и педагога Константина Ушинского. Отец Александр организовал хор нищих детей, считая, что пение оказывает благотворное влияние на детские сердца. Также он открыл детские приюты для мальчиков и девочек, ремесленные приюты, выпускники которых обретали профессии и становились полноправными членами общества. Под влиянием Христорождественского братства в городе стали открываться другие братства.
Библиотекарь отдела рукописей РНБ Никита Гольцов выступил с докладом "Я поверила, что Иисус есть Христос…": духовная биография и исторические свидетельства братчицы Лидии Александровны Мейер (1901-1993)". Она была крещена во младенчества, но в дальнейшем лишена религиозного воспитания. Вновь придя в Церковь, становится членом Александро-Невского братства во время служения владыки Вениамина. В своем дневнике она описывает свой духовный путь и церковную жизнь той эпохи.
Старший научный сотрудник Государственного музея истории религии Александр Буров рассказал о деятельности Русского студенческого христианского движения (РСХД) в межвоенный период. Оно было создано представителями молодого поколения русской эмиграции в 1923 году и существует до сих пор - более ста лет, когда-то было распространено по всей Европе, но осталось лишь во Франции и Западной Германии. Социальное христианство - одна из важнейших идей, которая влияла на РСХД. Реалии эмигрантской жизни - нищета, обособленность. Все, что им могли предложить, - работу на шахтах и в такси. В этих условиях Церковь - то немногое, что напоминало о Родине, которую они потеряли. На движение оказывали влияние представители старшего поколения - Николай Бердяев, отец Сергий Булгаков, Павел Новгородцев, Семен Франк, которые собрались главным образом вокруг журнала "Путь", а также молодые мыслители журнала "Новый град" - Георгий Федотов, Илья Бунаков-Фондаминский, мать Мария (Скобцова), Федор Степун. Они пришли в христианскую философию из политики (старшее поколение - бывшие марксисты, младшее - бывшие эсеры), поэтому испытывали такой интерес к социальной проблематике и общественным вопросам. Они видели основание для социальной жизни именно в христианстве, при этом искали третий путь - вне социализма и капитализма; он виделся им в форме социального персонализма.
Клирик храма святителя Николая Чудотворца на улице Лебедева диакон Сергий Паламодов выступил с докладом "…Учатся и вразумляются взаимно…" - домашняя беседа в традиции общества трезвости братца Иоанна Чурикова". Традиция домашних бесед берет начало в первой трети XIX века, когда Чуриковы с большой группой переселенцев поселились в Самарской губернии и там познакомились с только что зародившимся движением "беседников", которые собирались на домашние беседы и за чаепитием рассуждали о Священном Писании, читали и пели духовные песнопения. Такие встречи стали проводить и в Санкт-Петербурге. Они носили характер внутренней миссии, поскольку на них могли приходить и посторонние люди, к тому же имели психотерапевтический эффект: человек оказывался в домашней обстановке, где его готовы были выслушать, понять, посочувствовать, и он получал моральный отдых от скорбей.
Были представлены культурные проекты современных церковных сообществ. О вкладе малых православных братств в культуру Санкт-Петербурга рассказала руководитель экскурсионного бюро "Как посмотреть" Мария Барзут. О музее Николаевского кавалерийского училища при воскресной школе храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала рассказала волонтер музея Анастасия Дементьева.
Александр Буров провел "круглый стол" "Как православным вместе творить культуру в ХХI веке", в котором приняли участие протоиерей Александр Сорокин, Дмитрий Гасак, первый директор Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме Нина Попова, председатель Свято-Петровского братства Юлия Балакшина, директор театра "Странник" Владимир Уваров. Были обсуждены перспективы возвращения культуры к христианским основаниям в эпоху постмодерна, возможности вклада в воцерковление культуры христианских сообществ и творческих объединений, ищущих основания для обновления жизни и творчества в христианстве.
ИА "Вода живая",
08.12.23
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура
Князь-Владимирский собор Храм Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых Свято-Троицкая Александро-Невская лавра Храм Рождества Христова на Песках Храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала Храм святителя Николая Чудотворца на ул. Лебедева Санкт-Петербургская духовная академия Комиссия по канонизации Государственный Музей Истории Религии (ГМИР) протоиерей Александр Владимирович Сорокин протоиерей Владимир Иустинович Сорокин иеромонах Марк (Святогоров Павел Владимирович) диакон Сергий Юрьевич Паламодов Вениамин, епископ Кронштадтский, викарий Санкт-Петербургской епархии (Кириллов ...
Храм Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых
191036, Санкт-Петербург, Центральный район, ул. Миргородская, 1 B, литер AУпоминания в новостях
1 декабря 2024
Юные разведчики отметили День матери
...
В нем приняли участие отряды юных разведчиков из Казанского и Феодоровского соборов, храмов Сошествия Святого Духа на Долгоозерной улице, святителя Петра, митрополита Московского, на Роменской улице, Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте (блокадного), святителя Николая Чудотворца в ЖК «Новая Скандинавия» (Шувалово) ...