Прошла секция Рождественских чтений о православных братствах

Секция Рождественских образовательных чтений "Православные братства и общины на пути воцерковления культуры" прошла 8 декабря в духовно-просветительском центре Феодоровского собора. Организаторами выступили Феодоровский собор, Свято-Петровское и Свято-Вениаминовское братства при поддержке благотворительного фонда "Жить вместе".

Настоятель протоиерей Александр Сорокин обратился к присутствующим с приветственным словом, в котором отметил, что тема чтений конструктивная, содержательная, исторически богатая и актуальная.

Помощник наместника Александро-Невской лавры иеромонах Марк (Святогоров) передал участникам чтений напутствие епископа Кронштадтского Вениамина с пожеланиями доброго и плодотворного труда.

Первый проректор Свято-Филаретовского института, председатель Преображенского братства Дмитрий Гасак отметил, что тема созидания православной культуры среди православных братств не только интересная, но и остроактуальная. Очевидна и велика роль православия в культурном созидании России и российской государственности. После десятилетий советского безбожия, когда культура была одним из инструментов борьбы с верой, в нашей стране нужно не только вновь говорить о значении православия, но и являть его примером жизни, и в этом может быть полезен опыт братств в дореволюционное и советское время.

Настоятель Князь-Владимирского собора, председатель епархиальной комиссии по канонизации протоиерей Владимир Сорокин свое выступление посвятил монахине Елене (Казимирчак-Полонской) и общине преподобного Сергия Радонежского в Ленинградской духовной академии. Отец Владимир отметил, что познакомился с матушкой Еленой уже под конец ее жизни, когда он был ректором духовной академии. В то время в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси проводилось множество конференций в России и за рубежом, на которых встречались священники, профессора, преподавали духовных учебных заведений и советская интеллигенция. Елена Ивановна представляла интеллигенцию, научную среду, а потом приняла монашество. Образовалась небольшая община численностью около десяти человек.

"Духовная академия была единственным учебным заведением в то время, где был зал, в который можно было приходить и собираться. Ко мне тогда обратились с просьбой позволить матушке читать лекции в академии. Она придерживалась принципа монашества в миру и очень хотела создать общину. Она настаивала, что нужно идти в больницы к старым и больным, служение должно быть практическим, нужно делами доказывать и свидетельствовать свою веру. Церковь должна не противопоставлять себя, а сопоставлять себя обществу. Противопоставлять - значит категорично разделять христианский и безбожный (комсомольский) образ жизни и видеть во всем только отрицательное. Сопоставление нужно для того, чтобы по делам и поступкам люди судили, что такое православие", - сказал отец Владимир.

О духовной биографии основателя Христорождественского братства при храме Рождества Христова на Песках священнике Александре Гумилевском рассказала руководитель приходского музея храма на Песках Валентина Егорова. В храме было организовано первое в нашем городе и России братство, силами прихожан были созданы приюты для детей и богадельни для людей старшего возраста. Сразу после своего назначения в храм отец Александр открыл воскресную школу для детей прихожан, пригласил в эту школу преподавать семинаристов из духовной академии и педагога Константина Ушинского. Отец Александр организовал хор нищих детей, считая, что пение оказывает благотворное влияние на детские сердца. Также он открыл детские приюты для мальчиков и девочек, ремесленные приюты, выпускники которых обретали профессии и становились полноправными членами общества. Под влиянием Христорождественского братства в городе стали открываться другие братства.

Библиотекарь отдела рукописей РНБ Никита Гольцов выступил с докладом "Я поверила, что Иисус есть Христос…": духовная биография и исторические свидетельства братчицы Лидии Александровны Мейер (1901-1993)". Она была крещена во младенчества, но в дальнейшем лишена религиозного воспитания. Вновь придя в Церковь, становится членом Александро-Невского братства во время служения владыки Вениамина. В своем дневнике она описывает свой духовный путь и церковную жизнь той эпохи.

Старший научный сотрудник Государственного музея истории религии Александр Буров рассказал о деятельности Русского студенческого христианского движения (РСХД) в межвоенный период. Оно было создано представителями молодого поколения русской эмиграции в 1923 году и существует до сих пор - более ста лет, когда-то было распространено по всей Европе, но осталось лишь во Франции и Западной Германии. Социальное христианство - одна из важнейших идей, которая влияла на РСХД. Реалии эмигрантской жизни - нищета, обособленность. Все, что им могли предложить, - работу на шахтах и в такси. В этих условиях Церковь - то немногое, что напоминало о Родине, которую они потеряли. На движение оказывали влияние представители старшего поколения - Николай Бердяев, отец Сергий Булгаков, Павел Новгородцев, Семен Франк, которые собрались главным образом вокруг журнала "Путь", а также молодые мыслители журнала "Новый град" - Георгий Федотов, Илья Бунаков-Фондаминский, мать Мария (Скобцова), Федор Степун. Они пришли в христианскую философию из политики (старшее поколение - бывшие марксисты, младшее - бывшие эсеры), поэтому испытывали такой интерес к социальной проблематике и общественным вопросам. Они видели основание для социальной жизни именно в христианстве, при этом искали третий путь - вне социализма и капитализма; он виделся им в форме социального персонализма.

Клирик храма святителя Николая Чудотворца на улице Лебедева диакон Сергий Паламодов выступил с докладом "…Учатся и вразумляются взаимно…" - домашняя беседа в традиции общества трезвости братца Иоанна Чурикова". Традиция домашних бесед берет начало в первой трети XIX века, когда Чуриковы с большой группой переселенцев поселились в Самарской губернии и там познакомились с только что зародившимся движением "беседников", которые собирались на домашние беседы и за чаепитием рассуждали о Священном Писании, читали и пели духовные песнопения. Такие встречи стали проводить и в Санкт-Петербурге. Они носили характер внутренней миссии, поскольку на них могли приходить и посторонние люди, к тому же имели психотерапевтический эффект: человек оказывался в домашней обстановке, где его готовы были выслушать, понять, посочувствовать, и он получал моральный отдых от скорбей.

Были представлены культурные проекты современных церковных сообществ. О вкладе малых православных братств в культуру Санкт-Петербурга рассказала руководитель экскурсионного бюро "Как посмотреть" Мария Барзут. О музее Николаевского кавалерийского училища при воскресной школе храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала рассказала волонтер музея Анастасия Дементьева.

Александр Буров провел "круглый стол" "Как православным вместе творить культуру в ХХI веке", в котором приняли участие протоиерей Александр Сорокин, Дмитрий Гасак, первый директор Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме Нина Попова, председатель Свято-Петровского братства Юлия Балакшина, директор театра "Странник" Владимир Уваров. Были обсуждены перспективы возвращения культуры к христианским основаниям в эпоху постмодерна, возможности вклада в воцерковление культуры христианских сообществ и творческих объединений, ищущих основания для обновления жизни и творчества в христианстве.

ИА "Вода живая",
08.12.23


Храм Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых

191036, Санкт-Петербург, Центральный район, ул. Миргородская, 1 B, литер A

Упоминания в новостях

Все новости