"Великие дни"

Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Смольном соборе
В канун Недели 6-й Великого поста, праздника Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресенья), 16 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Всенощное бдение в Смольном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель протоиерей Петр Мухин с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.

Среди молящихся был депутат Госдумы Вячеслав Макаров.

За усердное служение Святой Церкви и к празднику Светлой Пасхи были награждены: протоиерей Владимир Карась - правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни, протоиерей Максим Королюк - правом ношения креста с украшениями, протоиерей Александр Брылин - правом ношения палицы, иереи Дионисий Павлов и Илия Павлов - правом ношения камилавки, диакон Гавриил Гусейнов - правом служения с двойным орарем.

По традиции были освящены ветви вербы, которые раздали верующим вместе с иконками святой царской семьи.

Митрополит поздравил верующих с праздником Входа Господня в Иерусалим и обратился к ним с проповедью.


"На предстоящей Страстной седмице у Господа все дни будут великие, - сказал владыка в проповеди. - Мы сегодня встретили Его в храме, чтобы проводить на крестные страдания. В эту неделю Спаситель примет Крест и погребение. Он идет сразиться на войну со смертью за каждого из нас. Другого пути у Него не было: если не умрешь, со смертью не сразишься. Поэтому Ему предстояло умереть, чтобы поразить смерть в ее логове и освободить пленников - всех праведников Ветхого Завета".

"Начиналась неделя благополучно, - продолжил архипастырь. - Христос пришел в Вифанию, воскресил Лазаря, с Ним была большая толпа народа, потом Он пошел к Лазарю в дом и там находился целый день. Народ пошел в Иерусалим, и слух быстро распространился по городу о чуде, которое совершил Иисус. Весть дошла до Синедриона и первосвященников, которые послали узнать, действительно ли произошло это чудо. Убедившись, что действительно Лазарь был во гробе четыре дня и воскрес, они постановили вместе с Христом убить и его как свидетеля силы Иисуса из Назарета. Господь все это знал и видел, какая стена не пускает Его в Иерусалим. Первосвященники, власти настроены против Него и не хотят, чтобы Он входил. Но Христос решил до конца исполнить пророчество, в котором Захария за четыреста предсказал, что Мессия войдет в Иерусалим на молодом осле. Спаситель велел Своим ученикам пойти в село и привести ослицу с осленком. Он никогда не ездил на животных, везде ходил пешком. Но решил в эту неделю войти в Иерусалим как Мессия, проповеданный пророками. Привели осленка, Христос сел на него и въехал в Иерусалим с Елеонской горы. На еврейскую Пасху было много народа, со всех стран приехали иудеи в Иерусалим. Тем, кто не знал, почему за Ним столько народу идет, объяснили, что это Иисус, пророк из Назарета. А другие знали, кто это, и кричали; "Осанна Сыну Давидову" (Мф. 21:9). Люди почувствовали, что въезжает Царь, Сам Бог, конец римскому игу и рабству. Вот он Царь, Бог, сын Давидов - пришел и хочет воцариться в Иерусалиме. Были крики, шум, бросали пальмовые ветви. Фарисеи с первосвященниками подошли к Нему и просили запретить называть Его царем, так как это может плохо кончиться, римлянам не понравится, что Он царь. Господь ответил, что Ему легче заставить камни заговорить, чем закрыть людям рты. Под эти крики Он вошел в Иерусалим. И, увидев этот город, заплакал, потому что знал, что через тридцать шесть лет от него ничего не останется".

"Они не разумели время посещения Господом, отвергли Его и через четыре дня будут издеваться над Ним, а в пятницу Его распнут. Христос все это предвидел и шел на это. Он видел, что народ заблуждается, приветствует Его как царя земного. Народ всегда хочет жить на этой земле в удовольсвие, грешить, не болеть и богатеть. Лидеры, обещающие светлое будущее, приходят и воцаряются через свои обещания. Господь три с половиной года ходил по земле и ничего такого не обещал. Он сказал: "Ищите же прежде Царства Божия" (Мф. 6:33). Земное все тленное и бесполезное, ищете вечного, небесного. Вот главное, чему Он учил. Но, к сожалению, история продолжается до сих пор. Наш народ в прошлом веке тоже так поверил, разрушил свои храмы, уничтожил ради светлого будущего, ради коммунизма, рая на земле. Где этот рай? Нигде. Вот нам урок - не надо искать светлого будущего. На земле ничего такого не будет, грех мешает нам иметь хорошее будущее, устроить рай на земле. И в конце концов люди сожгут эту землю. Мы знаем из Откровения, что будет новая земля, жизнь под новым небом. Будет царство нетленное, вечное, радостное, а на этой земле будущее с грехом мы не построим. Поэтому надо в первую очередь бороться с грехом, жить по заповедям Божиим, тогда более-менее у нас жизнь будет сносная. Но нельзя грешить и надеяться, что Бог не накажет. Стоит согрешить - наказание магнитом к себе приманим в виде болезней, страданий или войн. Если побеждаем грех, освобождаемся от него, то приходит к нам благодать Божия, и Господь войдет в наше сердце. Это будет самый настоящий рай. Осталась последняя неделя до Пасхи, мы должны еще подумать, что в нашем сердце творится, как его очистить, чтобы Христос пришел в него и принес нам духовную радость, которую мы все ожидаем", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

За усердное служение Святой Церкви были награждены: протоиерей Максим Королюк - патриаршей грамотой (в связи с 50-летием), благотворители Ольга Макарова - серебряной медалью апостола Петра (в связи с юбилеем), Иаков Биднер - медалью апостола Петра, депутат областного Заксобрания Анна Хмелева - митрополичьей грамотой.

Храму были подарены собрания проповедей Святейшего Патриарха Кирилла и митрополита Варсонофия.

Настоятель поблагодарил митрополита за совместную молитву и преподнес ему Казанскую икону Божией Матери. Вячеслав Макаров подарил владыке букет белых роз.

Смольный (Воскресения Словущего) собор был заложен в 1748 году по указу императрицы Елизаветы Петровны. Автор проекта комплекса, включающего храм, монастырь и институт для девушек дворянского происхождения, Франческо Растрелли, не успел завершить постройку. С 1762 года строительство шло под руководством Юрия Фельтена. Институт благородных девиц был открыт в 1764 году, собор же был достроен Василием Стасовым и освящен в 1835 году. В советское время из него изъяли ценности, в 1931-м закрыли. Позже он вошел в состав музея истории города, в нем разместили экспозицию "Ленинград сегодня и завтра". В 1990-м в нем открыли концертно-выставочный зал ГМП "Исаакиевский собор". 24 мая 2009 года в храме впервые был отслужен молебен, а 7 апреля 2010-го была совершена Божественная литургия. В правом приделе установили временный иконостас, начались ежедневные богослужения. 25 января 2016 года, в день памяти мученицы Татианы, собор передали епархии, он стал главным храмом всех учебных заведений Санкт-Петербурга.

ИА "Вода живая",
16.04.22

Храм Воскресения Христова «Смольный собор»

191104, г. Санкт-Петербург, Центральный р-н, пл. Растрелли, 3/1 (Смольный собор).