СТРОГАНОВЫ. МЕЦЕНАТЫ И КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ

В Аванзале и Николаевском зале (Залы N191, 192) Зимнего дворца открылась выставка, посвященная представителям известного торгово-промышленного дома Строгановых, который с середины XV до конца XIX века оказывал влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь русского государства.

14 октября 2003 г. - 25 января 2004 г.

В Аванзале и Николаевском зале (Залы N191, 192) Зимнего дворца открылась выставка, посвященная представителям известного торгово-промышленного дома Строгановых, который с середины XV до конца XIX века оказывал влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь русского государства. Разнообразие художественных произведений, их качество и временной диапазон их создания подчеркивают уникальный состав строгановских коллекций. На выставке представлены более 370 произведений искусства: живопись, скульптура, графика, предметы декоративно-прикладного искусства, нумизматика из России, стран Европы и Востока от Античности до XIX века.

Начало собранию положил барон Сергей Григорьевич Строганов (1707 - 1756), поручив в 1754 г. зодчему Ф.-Б. Растрелли перестроить свой дом на Невском проспекте - место собирания и хранения коллекций. Картинная галерея сына барона, графа Александра Сергеевича Строганова (1733 - 1811), включала работы итальянских, французских, голландских, фламандских, испанских, а впоследствии и русских мастеров. В Минеральном кабинете была сосредоточена коллекция минералов и окаменелостей.

При графе Сергее Григорьевиче Строганове (1794 - 1882) была создана одна из первых в России коллекция иконописи. Значительно увеличились коллекции живописи и нумизматики. В 1925 г. нумизматическая коллекция, более 53000 монет, поступила в Отдел нумизматики Эрмитажа. Наиболее редкие и интересные монеты представлены на выставке.

Превосходное собрание художественных произведений собрал сын Сергея Григорьевича, Павел Сергеевич Строганов (1823 - 1911). Произведения ранних итальянских мастеров XV - начала XVI веков, картины фламандских и голландских живописцев, работы современных западных и русских мастеров, мелкая пластика из дерева, керамика, мебель пополняли собрание. Свои коллекции Павел Сергеевич размещал в имении "Знаменское - Кориян" Тамбовской губернии, а в 1857 г. начал строительство дома по проекту архитектора И.А.Монигетти в Санкт-Петербурге, на Сергиевской 11. Представленные на выставке пять акварелей позволяют воссоздать облик этого дома. После смерти Павла Сергеевича в Эрмитаж, согласно завещанию, был передан ряд произведений, среди которых представленные на выставке "Несение креста" Дж. Ф. Майнери, "Комната в голландском доме" П. Янсенса. Павлу Сергеевичу принадлежала и экспонируемая "Капризница" А. Ватто, которая поступила в Эрмитаж уже после революции.

Любовь к классическим древностям Сергей Григорьевич передал своим сыновьям - Григорию и Павлу, ставшими видными собирателями своего времени. Среди роскошных художественных собраний Павла в доме на Сергиевской улице были этрусские и аттические расписные вазы, бронзовые и терракоттовые статуэтки, светильники из глины. В 1920-е гг. эта коллекция поступила в Строгановский дворец. После закрытия Строгановского дворца в Эрмитаж были переданы 15 мраморных скульптур, 135 бронз и 50 терракот, изделия из стекла, резные камни.

Китайские предметы были у Строгановых уже в XVIII веке. Обширная коллекция китайских изделий хранилась в собрании графа Павла Сергеевича Строганова в доме на Сергиевской улице, которые можно увидеть на представленных на выставке акварелях 1860-х гг. На выставке экспонируются две чашки из черного лака с инкрустацией перламутром, оправленных во французскую бронзу, изображенные на акварели Ж. Мэйблюма "Зеленая гостиная".

Строгановы собрали первую в мире коллекцию позднеантичных и восточных раннесредневековых серебряных сосудов, ядро которой составили иранские чаши, изготовленные при династии Сасанидов. Эта богатейшая коллекция включала в себя 29 предметов, по большей части настоящих шедевров. В 1925 г. почти вся она была передана в Государственный Эрмитаж.

Небольшое эрмитажное собрание мексиканских древностей обязано Строгановым лучшими своими экспонатами. Мексиканские памятники из дворца Строгановых до наших дней остаются лучшими в России по качеству. Они были переданы в Эрмитаж в 1926 - 1928 гг. Ацтекский бубенец в форме воина-орла является шедевром мирового уровня.

Строгановские коллекции в 1920 - 1930-е гг. были распределены по музеям, часть распродана на аукционе. Выставка даёт возможность представить и понять значительную роль, которую сыграла династия Строгановых в культурной жизни России.