Приложение 2
Несколько писем Нины Михайловны Штауде
I
Епископу Ермогену [9]
Копия: Святейшему Патриарху Алексию
Ваше Преосвященство!
С глубокой скорбью узнали мы, несколько человек прихожан Никольского собора, о том, что препятствием к рукоположению Архимандрита Исаакия в сан епископа явились полученные в Патриархии клеветнические письма. Мы не удивляемся тому, что враг рода человеческого воюет через плененных им людей на верного раба Христова, молитвенника, доброго Пастыря, который не щадя сил и надорванного здоровья все свое время отдает на служение Христу, Его Церкви и страждущим людям: так обычно и бывает и в наших глазах это только укрепляет наше и без того глубокое почтение к Архимандриту Исаакию, имеющему получить от Бога еще большее воздаяние за свое безвинное страдание.
Но нам горько думать, что мнение 2-3 больных женщин, шизофреничек и пьяниц, может быть принято за мнение прихожан собора г. Алма-Аты, или даже всего Казахстана. Мы по несколько лет знаем нашего настоятеля, имели случай наблюдать его и в храме, и в путешествиях, и на одре болезни, и в дни отпуска, и в домах наших при совершении треб - и можем перед Крестом и Евангелием засвидетельствовать, что все злобные слухи о нем, вызванные клеветою, не имеют и тени правдоподобия.
Каждый из нас от всей души желал бы видеть Арх. Исаакия в сане епископа Казахстанского, что было и желанием незабвенного Владыки нашего, в Бозе почившего Мирополита Николая, не раз им высказанным и подтвержденным еще раз в дни предсмертной его болезни. Неужели последняя воля его будет нарушена?
Мы очень просим Ваше Преосвященство принять во внимание наш слабый голос, который является и голосом подавляющего большинства верующих Алма-Аты во всяком случае, а вероятно и во всем Казахстане.
Простите и благословите Ваших чад духовных.
Подписи: 1. Врач А.А. Зубцова, Уйгурская
2. Кандидат физико-мат. наук Н.М. Штауде, Мечникова 45
II
Архиепископу Иоанну
Алма-Атинскому и Казахстанскому
Ваше Высокопреосвященство!
Простите, что беспокоим мы Вас этим письмом даже и в дни болезни Вашей. Надеемся, что, по милости Божией Вы будете скоро здоровы, и мы снова увидим Вас в храме. И как хотелось бы встретить Вас с открытою душою, с любящим сердцем, как и подобает нам встречать своего Владыку! Успокойте же наши души, смущенные недобрыми людьми! Ходят слухи, будто Вы хотите снять с должности настоятеля, всеми нами горячо любимого и высокопочитаемого Архимандрита Исаакия. Неужели это возможно? Хотя Вы, вероятно, и слабы, но напишите нас своею ручкою, что это - клевета на Вас. У Вас у самого еще жив и родной отец Ваш, нами почитаемый протоиерей Филипп, и, несомненно, был и любимый отец духовный. Ради Вашей сыновней любви к ним, не лишайте нас духовного отца, к которому мы привыкли за много лет, который воспитал нас духовно и в котором мы не моги заметить никакого пятна, порочащего священнослужителя. Чем провинился он перед Вами? Ради Прощеного дня - простите его, если даже это было так.
Простите и нас, Ваших пасомых, готовых всей душой заслужить Вашу отеческую любовь и помочь Вам укрепить мир в нашем соборе. Благословите нас.
III
Марии Васильевне Сычевой [10] (Москва)
Дорогие Мария Васильевна и Таня.
Письмо Марии Васильевны от 27 апреля получила, спасибо большое. Алексей этот тот, о котором Вы думаете. Надеемся только на милость Того, Кто из Савла сотворил Павла, и из блудницы Равноапостольную. Глубину сердца кто измерит? - Во всяком случае, деваться нам некуда, и против воли Святейшего (или его помощников) не пойдешь. В утешение могу сказать Вам, что за истекший с его приезда месяц он ничем себя плохим не проявил, наоборот - завоевал симпатии многих простотою обращения и доступностью, главным же образом тем, что проявляет внимание памяти почившего Митрополита Николая и пока хорошо относится к нашему дорогому о. Исаакию. Нет никакого сравнения с тем, что было при Иоанне. Может быть, Алексей стал теперь старше, серьезно болеет (диабетом) и хочет в последние годы своей жизни искупить чем-нибудь прежний свой образ жизни? Дай-то Бог, чтобы оказалось так! За его доброе отношение к о. Исаакию народ готов простить ему некоторые шероховатости служения и своеобразность по сравнению с Владыкой Николаем и Сергием: не чувствуется в нем такого молитвенного и подвижнического духа, какой горел в них. Но что же делать, мало и вообще таких Владык, и какие были - почти все отошли ко Господу. В молитвах же Ваших мы очень нуждаемся.
Спрошу на днях о. Исаакия, согласится ли он принимать то гомеопатическое лекарство от печени, которое Вам помогает? Беда в том, что забывает он сам лечиться и не любит, а вовремя напомнить некому. Главное же, конечно, дело в переживаниях.
Простите, дорогая, что на этом заканчиваю письмо. Крепко целую Вас и Таню.
Любящая Вас Нина.
IV
Редактору газеты "Ленинская Смена"
В номере 178 за 3 сентября 1957 г. в Вашей газете помещена статья В. Самсонова под заглавием "Что скрывается под маской благочестия?", направленная главным образом против настоятеля Никольского собора г. Алма-Аты, глубоко почитаемого всем верующим населением города Архимандрита Исаакия.
Церковная двадцатка Никольского собора ставит Вас в известность, что эта статья вызвала всеобщее и глубокое возмущение верующих. Многие говорят, что она противоречит указаниям Н.С. Хрущева об антирелигиозной пропаганде о том, что вести ее надо так, чтобы не оскорблять верующих и их пастырей.
Направлена ли против религии статья Самсонова? Нет. Она ничего не опровергает и ничего не доказывает, кроме того, что редакция пользуется непроверенными показаниями лица, не заслуживающего доверия, каким оказался недавно рукоположенный во священника Г. Мельник. Даже существование Бога Самсонов, как видно, не отрицает, а лишь именует его "жандармом", что оскорбляет каждого верующего человека: для нас Он - Отец, а всякому обидно, если отца его пытаются оскорбить. Вам будет неприятно, тов. Редактор, если кто-нибудь скажет, что Вы - сын жандарма? Да, будет обидно, но, тем не менее, это не доказывает, что Вы родились без отца.
Как личное оскорбление воспринимают посетители собора двусмысленные выпады автора против своего любимого пастыря и характеристику его со слов Г. Мельника. Личность Георгия для Вас ясна, как и для нас. В семье не без урода. Он пошел в священники без убеждения, ради денег. Как называется такой человек?
Если в любом Институте или Министерстве всякий рядовой работник будет требовать себе привилегии работать с самого начала в столице, кто же будет на периферии? Г. Мельник зол на Арх. Исаакия за то, что он не оставил его работать в соборе. Но везде необходимы уживчивость и соблюдение дисциплины. Георгий же еще, будучи прислужником алтаря, в нашем соборе (мы это хорошо знаем), был крайне невыдержан, недисциплинирован, почему и задержалось его рукоположение в надежде на исправление.
От члена любого другого коллектива немыслимо было бы принять клеветнические показания на свое начальство с тем, чтобы опорочить его в газете. Почему же, не проверив всесторонне факты, поднятые Г. Мельником, Вы позволили ему оскорбить в печати большой коллектив верующих?!
Архимандрита Исаакия мы знаем больше 10 лет как убежденного, преданного своему делу, честнейшего и в то же время уживчивого человека - отзывчивого, чуткого, внимательного ко всем своим сослужителям и подчиненным своим, скорее слишком мягкого, чем жесткого, каким хочет изобразить его Г. Мельник. Но даже при своем миролюбии Арх. Исаакий был против продвижения Георгия, наблюдая его поведение в алтаре, и оказался прав. Тамара же тут совершенно не при чем.
Духовных дочерей у отца Исаакия не 12, а сотни; был бы весь собор, т. е. более 1000 человек, если бы он мог круглые сутки их исповедывать. Если он поддерживает некоторых сирот, или больных, или старушек, то поступает, как обычно принято у монахов, лишая себя даже необходимых бытовых удобств, чтобы поделиться с ними скромными средствами.
Что касается "щедрых выпивок", то это - наглая ложь. Никто не видел Арх. Исаакия в нетрезвом состоянии. Кутежей он не устраивает, но охотно идет и к состоятельным, и к бедным по вызову, довольствуясь самым скромным монашеским обедом. Заработанные таким образом деньги вносит в соборную кружку. Скромность его всем нам известна.
Благодарим редакцию, что она не утаила имен клеветников Георгия и Тамары, случайно прилепившихся к Церкви из корыстных целей.
Мы настаиваем, чтобы в ближайшем номере "Ленинской Смены" Вы поместили опровержение хотя бы такого рода:
РЕДАКЦИЯ БЫЛА ВВЕДЕНА В ЗАБЛУЖДЕНИЕ ПИСЬМОМ ГЕОРГИЯ МЕЛЬНИКА О ЛИЧНОСТИ АРХИМАНДРИТА ИСААКИЯ И ФАКТЫ, И ФАКТЫ, ИЗЛОЖЕННЫЕ В НОМЕРЕ НАШЕЙ ГАЗЕТЫ ЗА 8 СЕНТЯБРЯ, НЕ ПОЛУЧИЛИ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ.
Члены двадцатки.
V
Протопресвитеру Николаю Колчицкому
Прибл. конец сентября - начало октября 1957 г.
Дорогой отец Николай!
Простите, что беспокою Вас. Но зная, что Вы не формально относитесь к церковным делам, а отечески страдаете за них, стараясь найти наилучшее решение их, позволяю себе сообщить Вам некоторые сведения, их которых Вы сами сделаете выводы, которых я не смею ни подсказывать Вам, ни даже просить о них.
В городе у нас опять неспокойно. Можно сказать - все круги населения, и верующего, и неверующего приведены в волнение, каждый по-своему, ужасной статьей, помещенной в Ленинской Смене за 8 сентября. Номер газеты уже послан одной из прихожанок Святейшему, и я не останавливаюсь на содержании статьи. Сообщу лишь свои наблюдения над посетителями собора. То обстоятельство, что недавно рукоположенный священник Георгий Мельник, клевещущий на Архим. Исаакия, все время находился под особым покровительством прот. А. Синицына, приводит народ к естественной мысли о том, что статья эта, порочащая Церковь вообще и почитаемого настоятеля в особенности, появилась не без участия и сочувствия А. Синицына. Гнев на него нарастает сам собою. Самый факт отъезда Владыки из Алма-Аты вместе с прот. Синицыным уже в большой мере охладил теперь добрые чувства пастыря к Владыке, которого народ с любовью принял в свое сердце не только за общительность и доступность его, но главным образом за почитание памяти Митрополита Николая и за внимание, оказываемое им любимому настоятелю собора Архим. Исаакию. Но если укрепится подозрение в солидарности Владыки с о. Анатолием, который за последнее время снова бывал в оппозиции к Арх. Исаакию, например, по поводу бухгалтера собора, то боюсь, что вновь привлечь к себе сердца паствы Владыке будет трудно. А народ у нас горячий. Как хотелось бы избежать обострения отношений и ради самого Владыки, который лично ко мне прекрасно относится, так и особенно ради тысячи простых доверчивых сердец, которые с такою любовью провожали его к машине в канун Успения после его хорошего и сердечного прощального слова. Как было бы ужасно, если бы эти исстрадавшиеся сироты почувствовали себя обманувшимися в своих чувствах!
Меня страшит приезд Владыки вместе с А. Синицыным, которого еще, говорят, на курорте и остригли. Страшат и возможные его колебания между о. Анатолием и о. Исаакием, которого теперь народ особенно полюбил, как несправедливо оклеветанного, но ничего в свою защиту пока не предпринявшего.
Простите о. Николай, помолитесь за нас, грешных, вот уже 2 года находящихся в геенне огненной, и поберегите хрустальный сосуд Духа Святого, нам Богом дарованного.
Уважающая Вас Нина Штауде.
VI
Протопресвитеру Николаю Колчицкому
22/XI -1957 г.
Глубокочтимый и дорогой отец Николай!
Простите, что снова беспокою Вас своей корреспонденцией: вчера отправила Вам телеграмму следующего содержания:
"Народ волнуется. Раскрыто намерение отстранить архимандрита, изменить состав церковного совета и духовенства. Заменив его ставленниками и родственниками Синицына. Положение напряженное. Нина"
А теперь в виде пояснения пишу письмо.
Вначале казалось всем нам и даже осторожному и измученному о. Исаакию, что Владыка Алексий искренно полюбил его. За это и мы готовы были принять Владыку в свое сердце, хотя многим известно было его прошлое не только из газет, (которым, мы знаем, не всегда можно верить), но и по многочисленным письмам монахинь из других городов. Но мы верим, что силен Бог из Савла сделать Павла, и из грешницы Магдалины Равноапостольную, и всеми силами старались и стараемся до сих пор потушить всякие неблагоприятные толки о нем в народе. Он же и держался доступно, приветливо, чтил память Митр. Николая и к о. Исаакию проявлял всяческое внимание. Бывали, правда, случаи, показывавшие его неискренность, непоследовательность и подпадение под влияние о. Анатолия, но "и на солнце пятна" - это почти скользило незамеченным. Но вот он вернулся после поездки в Москву. Все ждали, что он прежде всего накажет клеветника Георгия Мельника и объявит о том во всеуслышание с амвона, чтобы реабилитировать оскорбленного архимандрита. Но этого ничего не случилось: Владыка занялся другими делами. В соборе он служит крайне редко, а за последнее время совсем перестал бывать у нас - то по болезни, то потому, что служит в Казанской церкви. Ходят даже слухи, что туда будет перенесена кафедра. Народ ждал его, затем охладел, даже начал озлобляться. Как прекрасно и трогательно провожали его в Москву в канун Успения, и как мало осталось у него теперь сторонников! Грустно это, и падает уважение к сану епископа. С другой стороны, ставленники Синицына довольно откровенно заявляют о том, что он хочет быть настоятелем Никольского собора, в их числе на первом месте ризничная Серафима. Поэтому когда был уволен о. Димитрий, кое-кто заволновался: "Открывают ворота о. Анатолию!" так как вместе с о. Дмитрием они служить не смогут, как старые враги. О. Дмитрий обратился к народу за помощью, и "бабушки" наши поддержали его через уполномоченного главным образом, чтобы не нарушилось status quo и не последовало затем других, более существенных перемен. Мудро они поступили или нет - судить не берусь, покажут последствия. Исполняя просьбу о. Дм. Восстановить его в соборе, Владыка прибавил: "Я собственно против вас ничего не имею, но недоволен Вами о. Исаакий!" Но о. Исаакий работал с ним 10 лет и не жаловался, а народ, действительно, был на него за многое в претензии. Может ли улучшить взаимные отношения о. Дмитрия и о. Исаакия подобное заявление Владыки?! И это, к сожалению, не единственный случай, что он как бы роняет тень на о. Исаакия в глазах его служителей и пасомых и пытается поссорить его с духовными чадами, и их между собою. Приходит к нему недавно делегация наших женщин. Он выходит к ним и, обращаясь к одной из них, говорит: "Ради Вас я согласился принять всех вас в такое неурочное время" (7 час. веч.). Неловко одной, обидно другим. Конечно, еще в древности сказано: "Разделяй и властвуй"" Но это ли метод управления православного русского святителя? Мелочь, но характерная.
Впрочем, я отвлеклась в сторону. Стало известно, что о. Анатолий собирает порочащий материал на о. Исаакия с тем, чтобы с ним лететь в Москву. Должен был вылететь 20\XI, но теперь отложил на 25\XI, так что если ничто ему не помешает, будет у вас раньше моего письма! Та же Серафима написала лживый донос на 8 листах, и известны случаи, когда она обращалась к другим лицам, про которых могла думать, что они плохо относятся к о. Исаакию, с просьбою написать "написать что-нибудь плохое на о. Исаакия. Материал есть на него, но недостаточный!" Действует ли она самостоятельно, или по указке - вам виднее. И теперь она и несколько человек ей подобных уже торжествуют близкую победу и вслух говорят под церковью, где живет Серафима". Скоро уберут о. Исаакия. Настоятелем будет о. Анатолий, а ключарем - о. Иоанн Баландин, который уже летит сюда на самолете. Действительно, летит, и вчера машина ездила на аэродром встречать его, но не привезла, т.к. самолет где-то застрял вследствие нелетной погоды. И действительно, уже назначен ключарем собора, хотя был уволен с 1-го августа Преосвященным той епархии, где он служил (в Ижевске Удмуртской респ.). На днях получено в адрес церковного совета письмо верующих из Ижевска, в котором пишут очень плохие сведения об этом священнике, и что они только увидели в храме мир и радость с тех пор, как его Владыка уволил. Зачем же нам такого приглашать? Но таково желание Синицына, которому он является приятелем, а по некоторым непроверенным сведениям - и родственником. Словом, подготовляется полный разгром собора. Старосте и казначею - людям, самоотверженно работающим по 12-14 часов в соборе, вполне честным, поднявшим финансовое состояние его за то время, что они работают - предложено подать заявление об уходе. Отец Исаакий будет обвинен во всяком случае: если народ против его желания и воли, пойдет к Владыке объясняться по поводу этих событий (а удержать их невозможно), то он за них будет отвечать перед Владыкой, а может быть и перед Москвой. А если произойдет катастрофа в том смысле, что уволят и его, и весь наличный состав духовенства, и переизберут церковный совет в том духе, как это удобно Синицыну, то тот же народ обвинит своего настоятеля в бездеятельности и слабости. Он может только молиться и страдать. А ведь Владыка Алексий обещал не трогать его, когда принимал нашу кафедру. Что же это происходит?! И в отношении памяти Митроп. Николая тоже не совсем благополучно. В канун дня его кончины был парастас - Владыки Алексия не было. На другой день должно было совершаться торжественное освящение престола после летнего ремонта в нижней Успенской церкви, созданной заботами покойного Митрополита Николая, затем литургия там же, а панихида - верхнем обширном храме, о чем неоднократно оповещал с амвона народ о. Исаакий. Народ собрался как на Пасху. Весь верхний храм был переполнен. Там же стояла большая кутья от собора и множество столов с приношениями прихожан в память Владыки. В нижний храм проникнуть можно было только в 7 часов утра к началу освящения престола. На улице стоял народ и не мог войти во время литургии, которую совершал Владыка. С большим числом приезжих священников. Но когда надо было идти наверх служить панихиду, Владыка решил остаться всем внизу, чтобы не простудиться при переходе (но ведь есть внутренне сообщение двух этих храмов, минуя выход на двор), и в величайшей тесноте, для очень немногих "избранных" была отслужена панихида и произнесены поминальные слова, а главная масса народа сперва терпеливо ждала наверху, затем начала волноваться, посылали узнать, будет ли хотя кем-либо из духовенства отслужена для них панихида, и узнав, что все уехали на кладбище, в горести, негодовании расхватали свои неосвященные приношения и разошлись по домам. Досталось тут и владыке, и настоятелю! До сих пор не могут забыть этого. И действительно, столько чистой, бескорыстной любви к Почившему осталось без ответа. Владыка проехал на могилу, был весел, шутлив, показывал свои фотографии в молодости, что больно резануло многих в такой день…
Вот таковы наши дела и настроения "на сегодняшний день". Пишу вам как на духу свои впечатления о том, что непосредственно наблюдаю, как прихожанка собора. На этот раз даже не считайте меня "послушницей о. Исаакия", так как он не знает об этом письме. Да и вообще никто о нем не знает. Многие считают вас покровителем о. Анатолия. Но я не могу верить этому. Просто он сам распускает такие слухи. Если он узнает о моей переписке с Вами, то может мне сделать много зла. "Но мне порукой Ваша честь и смело ей себя вручаю!"
Передайте мой сердечный привет милой Варваре Ивановне и всем Вашим.
С любовию о Христе целую руку Вашу.
VII
Колчицкой Варваре Ивановне
25 /XI - 1957
Дорогая Варвара Ивановна.
Простите, что беспокою Вас письмом, и не только вас лично, но и прилагаю письмо для отца Николая, хотя и знаю от Танюши, что он сейчас в отъезде. Но когда он приедет, Вы не откажетесь передать ему эти строки, которые решаюсь направить через Вас, при которой происходила и беседа моя с ним в последний мой приезд. Тогда я заверила его, что Арх. Исаакий, насколько я его знаю за 9 лет, сделает со своей стороны все, чтобы успокоить наш церковный народ и принять нового Владыку с честью и любовию, а самому Владыке помочь восстановить мир в епархии. Мне кажется, что все это им и выполнено с большим напряжением сил. Тогда и я, хоть и ничтожный кирпичик в Доме Божием, обещала всячески помогать в этом отцу Исаакию, как и мои ближайшие друзья, преданные чада о. Исаакия. Вот это мое обещание и дает мне смелость сейчас беспокоить о. Николая. При всей прозорливости его трудно взвесить все за несколько тысяч километров. Пусть не гневается на нас, т.к. наряду с отъявленными мерзавками и душевно больными, много есть у нас честных, искренне верующих и преданных Церкви людей. Но жаль, что далеко мы от Москвы находимся!
Целую Вас, Александра Андреевна и Танюша - тоже.
Примечания:
[9] Ермоген (Голубев….) О нем
[10] Сычева Мария Васильевна
Автор: О.И. Ходаковская,
кандидат философских наук,
зав.архивом СПб Епархии