Цензура в Церкви: за и против (мнение председателя Издательского отдела Санкт-Петербургской епархии)

Председатель Издательского отдела Санкт-Петербургской епархии, ответственный редактор "Воды живой" протоиерей Александр Сорокин считает целесообразным появление церковной цензуры, в случае, если последняя не станет проводником тоталитаризма в Церкви.

протоиерей Александр Сорокин

Уже сейчас очевидно, что особенность нынешнего Архиерейского собора Русской Православной Церкви, проходящего с 24 июня в Москве, - в особом внимании к внешней церковной деятельности. Информационная политика, развитие церковных СМИ, издательское дело, просвещение и миссионерство - одни из самых актуальных тем, обсуждающихся на Соборе.
 
Сегодня на официальном сайте Собора (www.sobor2008.ru) был опубликован доклад руководителя Издательского совета Русской Православной Церкви протоиерея Владимира Силовьева "Проблемы современного православного книгоиздания. Из опыта деятельности Издательского совета Русской Православной Церкви в межсоборный период (2004-2008)" (http://sobor2008.ru/427911/index.html) В качестве основных проблем, препятствующих развитию издательской деятельности Церкви сегодня, отец Владимир назвал отсутствие современного общепринятого Катехизиса, отсутствие Календарно-богослужебной комиссии, проблему авторского права, проблему переизбытка канцеляризмов в церковной литературе, отсутствие житий многих новомучеников. Наконец, отец Владимир предложил ввести единый порядок получения благословений и порядок аккредитации церковных СМИ (предположительно, единый реестр православных СМИ будет в ведении Издательского совета РПЦ).
 
Прокомментировать эти суждения и предложения мы попросили председателя Издательского отдела Санкт-Петербургской епархии протоиерея Александра Сорокина.
 
"Что касается критических замечаний и связанных с ними пожеланий, высказанных отцом Владимиром, с которыми я в целом согласен, их суть можно было бы обобщить так: сегодня налицо довольно явно ощутимое напряжение, порой выражающееся в резких и даже конфликтных формах, между желанием самых разных людей реализовывать свое издательское и информационное творчество на "православном поле" и теми принципами каноничности, которыми принято руководствоваться в Церкви абсолютно во всех сферах деятельности", - отметил отец Александр.
 
Он также добавил, что одобрил бы появление церковной цензуры, в случае, если последняя не станет проводником тоталитаризма в Церкви: "С одной стороны, нельзя "причесывать всех под одну гребенку" и требовать от всех какого-то единственного "правильного" или, скажем так, единственно верного "православного" подхода или взгляда, то есть монополизировать - даже не Истину, а видение Истины. Нельзя, чтобы официальные церковные структуры, ответственные за состояние издательского дела, были проводниками чьего-то, пусть даже и очень авторитетного, но однобокого взгляда и таким образом превращали каноничность церковного строя в ее пародию. С другой же стороны, необходима, конечно, цензура, которая бы оценивала издательскую и информационную продукцию, заявляющую себя как православную, на предмет качества, достоверности и соответствия православному учению. В том, что такая цензура нужна, я глубоко убежден".
 
По мнению отца Александра, здесь вполне уместна аналогия с продуктами питания: "Дело в том, что религиозную сферу смело можно отнести к числу наиболее чувствительных для человеческой жизни. Это можно сравнить с тем, как пищевые продукты, поступающие в магазины, должны пройти строгую санитарно-эпидемологическую проверку, чтобы все были уверены, что они соответствуют целому ряду стандартов с точки зрения содержания разного рода веществ и, по крайней мере, не принесут вреда".
 
На вопрос о том, каков должен быть механизм церковной цензуры, отец Александр ответил: "В идеале - это внутренняя цензура каждого, кто берется что-то писать или издавать, декларируя себя как православный автор или издатель. Но, к сожалению, это только в идеале. Этот идеал наступит только тогда, когда в обществе, хотя бы в церковном, распространятся христианское просвещение и элементарная культура. На практике сегодня роль подобной цензуры должны выполнять ответственные представители Церкви, которые хотя бы учились богословию и имеют некоторый опыт церковной жизни. Ведь, в конце концов, не секрет, что в отношении любого издания, так или иначе связанного с православной тематикой, в сознании людей, а может быть, даже и на подсознательном уровне, срабатывает, так сказать, презумпция истинности: мол, раз о вере пишут, о Церкви, так значит, правильно пишут. Опять же, если проводить аналогии с пищевыми продуктами, далеко не каждый покупатель проверяет срок годности того или иного продукта и изучает его химический состав. Кстати, где-то рядом, на том же подсознательном уровне гнездится убеждение, что раз что-то обрело форму книги или статьи в газете, значит, это "одобрено" Церковью, под которой подразумевается прежде всего (а порой и только!) иерархия. Иначе говоря, все равно отвечать перед общественным сознанием, например, перед той же светской прессой, приходится официальным церковным структурам - даже за чьи-то порой совершенно не вписывающиеся ни в какие православные вероучительные и нравственные каноны высказывания, сделанные людьми, не имеющими к Церкви никакого отношения или как-то по-своему понимающими свое отношение к Церкви. Повторюсь, все равно отвечать официальным представителям Церкви!".
 
Отец Александр также согласился с утверждением протоиерея Владимира Силовьева о том, что благословение на выпуск в городе того или иного издания надлежит получать у местного правящего архиерея: "Спрашивается, с какой стати, например, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир должен молчаливо взирать на деятельность издательств или СМИ, имеющих благословение где-то далеко сидящих архиереев или вовсе не имеющих такового, которые действуют на территории его епархии и при этом печатают и распространяют какую-нибудь невежественную безвкусицу или ахинею, а то и вовсе клевету! Если эти издательства или СМИ горят желанием трудиться на ниве православного просвещения или информирования о событиях религиозной жизни, то почему они не могут прийти в епархию, заявить о таком намерении и взять благословение у местного архиерея? Если они сомневаются в его православности, - так это явный знак того, что нужно сначала сверить свои понятия о православности с всеобщими, а именно с теми канонами, согласно которым Церковь в данной местности представлена именно той иерархией, которой представлена".
 
26.06.2008.

Темы