Протоиерей Геннадий Беловолов - о своей поездке в Сербию

В конце июня несколько депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга поехали в Сербию, на Косово поле, в день Косовской битвы, чтобы вместе с сербами отметить их национальный праздник. Делегацию сопровождал настоятель Леушинского подворья в Петербурге протоиерей Геннадий Беловолов. Своими впечатлениями об увиденном в Сербии отец Геннадий поделился с корреспондентом «Воды живой».

протоиерей Геннадий Беловолов

В конце июня несколько депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга поехали в Сербию, на Косово поле, в день Косовской битвы, чтобы вместе с сербами отметить их национальный праздник. Делегацию сопровождал настоятель Леушинского подворья в Петербурге протоиерей Геннадий Беловолов. Своими впечатлениями об увиденном в Сербии отец Геннадий поделился с корреспондентом "Воды живой".
 
Целый полк подкрепления
 
- Отец Геннадий, это ведь не первая Ваша поездка в Сербию?
 
- После первой же поездки я заболел особой болезнью - "сербофилией": любовью к сербам, Сербии, сербской душе. У меня теперь Сербия стоит где-то после Святой земли, Афона, России. Все, что происходит в Сербии, воспринимаешь как свою боль. Как беззаконно, разбойничьим образом отобрали у Сербии Косово! Запад себя показал с самой худшей стороны. Невольно думаешь: за что же сербам досталось, чем они не угодили? Я бы на вопрос, за что так с сербами, ответил: "За Россию". За верность России - как историческую, так и современную. За то, что сербы не поддаются такой европеизации, как все остальные. За то, что они остаются православными, остаются, по сути, плацдармом России. Ну, и меркантильные интересы: территория Косова богата полезными ископаемыми, там есть месторождение цинка, и даже об уране речь идет. И еще американский фактор: Америке нужно иметь в Европе государство, верное до смерти. Доллар трещит, евро укрепляется. Европа еще прислушивается к Америке - но только пока Америка не начнет слабеть. То, что сделали с Сербией, хотели бы сделать с нами, но не могут, потому что мы всё еще сильны...
 
Нынешняя поездка была на государственном уровне: инициаторами были депутаты Законодательного собрания, в первую очередь Виктор Евтухов. Он спрашивал меня, чем можно помочь сербам, и я ответил: "Самая главная помощь - просто приехать. Когда приезжает из России хотя бы один человек, для них это - как целый полк подкрепления". Он организовал депутатскую группу, выделили средства, Вадим Тюльпанов поддержал. Поехали четверо: сам Евтухов, глава фракции "Единая Россия" в Законодательном собрании Вячеслав Макаров, депутаты Терентий Мещеряков и Елена Бабич. Меня они пригласили поехать с ними. Владыка Владимир благословил меня на эту поездку, и я считаю, что его молитвы нам там очень помогли.
 
- Значит, это было что-то вроде официального визита?
 
- Нет, назвать поездку официальным визитом нельзя, потому что договоров никаких не подписывали, переговоры никто не вел… Я бы назвал эту поездку миссией - миссией России в Сербию в это действительно важный для сербов день.
 
Слава Господня на сербской земле
 
- С собой мы привезли икону Воскресения Христова, у которой очень интересная история. Это самая большая икона в нашем городе, она была написана в 2003 году иконописцем Ростиславом Гирвелем для Казанского собора - должна была находиться на горнем месте в боковом приделе Антония и Феодосия Киево-Печерских. Но этот иконописец работает в древневизантийском стиле, и когда икона была написана, комиссия КГИОП отвергла ее, заключив, что она не вписывается в стиль Казанского собора. Логика в этом есть, я не оспариваю решение комиссии - к тому же выяснилось, что оно было судьбоносным: Господь устроил это к славе Своей на сербской земле. Икона пять лет лежала в мастерской иконописца, скатанная в рулон. Накануне Пасхи он мне это рассказал, и я попросил дать эту икону нам на Пасху - тем более что это была первая Пасха после полной передачи Церкви здания Леушинского подворья. "Да пожалуйста, - сказал он, - только она еще не освящена". Высота иконы - четыре с половиной метра. Когда мы ее привезли и развернули, оказалось, что в храме ее просто некуда повесить - нет ни одной подходящей стены. Даже обидно стало - честно говоря, я хотел ее себе оставить, и Ростислав готов был отдать, потому что не хотел, чтобы его труд пропал даром. Мы вывесили ее с балкона во двор в Неделю жен-мироносиц, и когда она предстала во всем величии, во всей красоте, мы просто ахнули. Освятили ее, отслужили первый молебен, и такая была благодать!.. Жалко было ее сворачивать обратно в рулон, я даже по радио обратился к людям: "Братья и сестры, икона четыре с половиной метра, давайте найдем ей место!" Было много звонков: предлагали увезти ее в пригороды и даже в другую епархию. И тут как раз организовали поездку в Сербию, и я решил подарить эту икону сербам. Перед поездкой ее выставили в Законодательном собрании, и она там висела три недели. У иконописца ее выкупили, и икона стала собственностью Санкт-Петербурга.
 
- А там, в Сербии, где ей нашлось место?
 
- Я тоже поначалу думал: для такой большой иконы нелегко будет место найти. Но не так давно президент России Дмитрий Медведев произнес речь, в которой подчеркнул, что Россия никогда не признает "независимость" Косова и что мы должны восстановить в Сербии несколько разрушенных храмов. Наши депутаты вступили в переговоры с сербской стороной, и было сформулировано, что эту икону передадут в один из таких восстанавливающихся храмов. После этого Сербия пригласила нас официально.
 
Свобода собаки на поводке
 
- День передачи иконы был выбран - 28 июня. День, который знает каждый серб, - Видовдан, день Косовской битвы. Сербы каждый год в этот день приходят на Косово поле. Этот день определил историю Сербии, ее менталитет. У нас с чем ее можно сравнить - с Куликовской битвой?.. Куликовская битва не имеет все же такого культового значения. Скорее Видовдан по духовному наполнению можно сравнить с 9 мая. В этом году, впервые за более чем 600 лет, Видовдан праздновался в условиях самопровозглашенного государства, в условиях расчленения Сербии. Можно сказать, что Косовская битва продолжилась спустя 600 лет.
 
Было много вопросов. Главный - пустят ли сербов на Косово поле. Оно располагается всего в семи километрах от Приштины, столицы этого "государства". Не говоря уже о том, пустят ли туда нас, делегацию из России.
 
Мы, будучи здесь и собираясь туда, даже не представляли, во что выльется наш приезд. Даже, честно говоря, стало страшно: что было бы, если бы мы вдруг взяли и не поехали - могло ведь что-то сорваться, не сложиться… Когда мы приехали в Приштину, первое, что увидели, - на центральной площади на здании висит огромный плакат с изображением статуи Свободы, албанские флаги висят рядом с американскими. И стало так ясно, что провозглашенная "независимость" - чистой воды надувательство: речь идет о полной зависимости албанцев от Америки. Только сделано всё не так грубо, как в Ираке. Я вообще не понимаю, куда смотрит Евросоюз.
 
Так вот, Америка говорит албанцам "фас" - они: "Ав-ав!" Им говорят "сидеть" - они сидят. Им дали команду пустить всех, кто захочет приехать на Косово поле, и чтоб никаких акций протеста. Понятно, для чего - показать, что албанцы могут на "своей" земле навести порядок. Дескать, когда сербы были - война была, а тут - пожалуйста, мы всех пускаем. Мы проехали по территории Косова - это огромный военный лагерь, такого количества военной техники я не видел никогда. Повсюду кейфоровцы с автоматами (KFOR (Kosovo Force) - международные силы под руководством НАТО, ответственные за обеспечение стабильности в Косове. Силы KFOR были созданы в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН № 1244 и вступили в Косово 12 июня 1999 года. -прим. "Воды живой"), само Косово поле оцеплено колючей проволокой…
 
О дипломатии и героизме
 
- Через границу вас спокойно пропустили?
 
- Была огромная очередь. Когда сербы узнали, что можно приехать, все, кто был в состоянии, отправились туда. Неизвестно, сколько бы мы там стояли, но нас пропустили без очереди как делегацию из России. Оказались мы на территории Косова. Нас предупреждают: "Просьба зашторить окна машины. Вы, батюшка, ни в коем случае не показывайтесь, чтобы не видели, что едет православный священник. Мы гарантируем, что стрелять никто не будет, но не можем ручаться, что какой-нибудь мальчишка не бросит камень".
 
- Сколько же человек собралось на Косовом поле?
 
- Чисто визуально - от полутора до двух тысяч человек. Сербы собрались, не побоялись, и свидетельствовали о том, что это их земля. Своеобразный бой без единого выстрела, и мы были участниками этого боя. Кроме делегации из России, не было делегации ни из одной страны, даже из Сербии: приехало много народу, но из официальных лиц - никого. Ждали до последнего момента президента Сербии Бориса Тадича. Нам потом объяснили, что если бы он приехал, мог бы быть международный скандал: почему, дескать, президент приезжает в "другое государство" без разрешения. А если бы он попросил разрешения, вышло бы, что он признает "независимость" Косова. Поэтому он решил вообще не ехать, хотя это было очень обидно. Не берусь судить, но… он поступил как дипломат, а если бы приехал - поступил бы как герой.
 
Краеугольный камень веры
 
- Утром 28 июня была Божественная Литургия в монастыре Грачаница. Это древний монастырь, в нем молились царь Лазарь и его войско перед Косовской битвой. Монастырь женский, он ни разу не закрывался. Конечно, сейчас его охраняют отряды с автоматами, он опоясан тремя рядами колючей проволоки, укреплений, БТРов. Всех наших депутатов сопровождали солдаты-кейфоровцы с автоматами спереди и сзади. Депутаты пережили такой "экстрим", которого даже не предполагали. Я сегодня с ними встречался - они только сейчас осознают, где побывали. Народу в монастыре было очень много, древний храм не вместил бы всех желающих, поэтому Литургию служили прямо во дворе - сделали специальный подиум. Из России было двое священников - аз грешный и протоиерей Артемий Скрипкин, председатель Отдела по работе с молодежью Санкт-Петербургской епархии. Он был не в депутатской группе, а приехал раньше с группой детей - учащихся школы имени Сергия и Германа Валаамских. Эту поездку тоже поддержали депутаты.
 
Во время службы и состоялась передача Сербии иконы Воскресения Христова. Высота подиума - метра полтора. Депутаты поднялись, стали икону разворачивать, а она огромная, развернулась только по колена Спасителя. Принесли стулья, депутаты встали на стулья, и только после этого удалось ее полностью развернуть. И получилось, что стопы Спасителя стоят на траве. Это было так зримо, что раздались возгласы: "Господь к нам пришел!" Многие не смогли сдержать слез, пали на колени. У сербов есть такой обычай: когда они прикладываются к иконе, обязательно кладут деньги. И на землю полетели деньги, весь двор был засыпан деньгами. На службе были маленькие дети, они подходили к иконе, прикасались к ней, не понимали, как это - огромный Спаситель стоит прямо на земле... Это было так трогательно! Причастие тремя Чашами шло очень долго, минут сорок. Практически все, кто приехал, причастились. Служили трое архиереев, службу возглавлял митрополит Амфилохий, местоблюститель Патриаршего престола - Патриарх Павел сейчас болеет.
 
Вместе с иконой Спасителя мы преподнесли сербам еще писаную икону Иоанна Кронштадтского, чтобы наш русский святой был и там, и за сербов молился. Мы специально ее заказали, на ней есть надпись: "В память о 100-летии со дня преставления святого праведного Иоанна Кронштадтского".
 
После Литургии караван машин поехал на Косово поле. Нас как гостей и здесь пропустили без очереди. На поле есть возвышенность - это ставка, стан царя Лазаря. На этом месте в 1930-е годы была воздвигнута высокая башня. И каждый год сербы приходят к этой башне. Был отслужен Парастас по погибшим на Косовом поле - там ведь полегло всё сербское войско - недаром это поле называют Сербской Голгофой.
 
Именно на Косовом поле в ответ на наш дар митрополит Амфилохий подарил нам икону царя Лазаря. Икона необычная - из камня. Вручая икону, митрополит сказал: "Царь Лазарь - это камень нашей сербской веры". Депутаты приняли ее и от неожиданности покачнулись: из чистого белого мрамора, весит более десяти килограммов. Они сразу сказали: "Батюшка, нам в Законодательном собрании эту икону негде поместить, примите, пожалуйста, в дар вашему храму". И она сейчас в нашем храме: единственная, наверное, в Петербурге икона царя Лазаря, да еще такая необычная! На иконе написаны слова царя Лазаря, сказанные им перед Косовской битвой: "За веру святую, за свободу златую!". Эти слова стали девизом исторического бытия сербов.
 
После панихиды из башни вышел вдруг… царь Лазарь! Сами-то сербы знали, у них такая традиция - выходит актер в костюме царя Лазаря: в пурпурном плаще, в короне, с мечом, и читает подлинный исторический текст - слова царя Лазаря перед битвой: "Сербы, мы на Косовом поле. Мы - воины Христовы, перед нами ваш враг. Мы выбираем не царство земное, а Царствие Небесное. Мы погибнем, но останемся со Христом". Но мы-то этого заранее не знали, и состояние было шоковое. Я поначалу подумал, что у меня видение! Роль царя Лазаря исполнял известный сербский актер, но он читал не как актер, а как человек, как серб, как христианин.
 
Правильный путь, прямой…
 
- После этого начался народный праздник. Сербы стояли и пели песни. Они не разговаривали друг с другом - просто пели. Нужно сказать, что в отличие от нас сербы знают много народных песен и могут петь их долго. У нас-то, к сожалению, не всякий даже "Во поле береза" дальше первых строчек. Там было много молодых людей в майках с надписями "Косово - сердце Сербии". Я смотрел на этих молодых сербов с восхищением и, признаться, с завистью. У нас мало среди молодежи истинных, здоровых патриотов. Пели они около часа, и репертуар свой, как я понимаю, отнюдь не исчерпали. Когда стоишь в толпе, кажется - победа, праздник. Но стоит взглянуть по сторонам - сразу видишь колючую проволоку. Я слушал эти песни, наверное, как слушал бы "врагу не сдается наш гордый "Варяг"…
 
Потом начали всех торопить, люди стали разъезжаться, и спустя некоторое время Косово поле осталось пустым. И оно будет пустым до следующего года…
 
Кстати, в этот же день, 28 июня, на Площади Свободы в Белграде дал концерт известный российский рок-музыкант Константин Кинчев со своей группой "Алиса". Концерт был бесплатный и прошел под девизом "Косово - часть Сербии". Мы успели захватить часть этого концерта, когда вернулись в Белград. Кинчев пел песни, которые были созвучны настроению момента: "Мы вместе", "Я принимаю бой"… Хотя я и не являюсь большим его поклонником, этот поступок вызывает огромное уважение.
 
Мы рады, что оказались там, рады за наш город. Сербы, когда узнавали, что мы из России, начинали нас обнимать, целовать: "Из Русии? Майка Русия! Хвала Русия майка!" (Слава матери России! - Т. К.). Среди нас была журналистка Салима Шариф, она по дороге спрашивала: "Батюшка, ничего, что я мусульманка?" Но когда сербы узнавали, что мы "из Русии", они обнимали и целовали всех, без учета вероисповедания. На обратном пути я спросил Салиму: "Ну, что вы чувствуете после поездки?" И она ответила: "Батюшка, кажется, я заразилась сербофилией". Елена Бабич, депутат из Кронштадта, сказала мне: "В следующем году я приеду сюда снова. Хочу вышить своими руками и подарить сербам икону Божией Матери "Аз есмь с вами, и никтоже на вы".
 
- Отец Геннадий, а на каком языке члены делегации общались с сербами?
 
- Ну, сербы почему-то были уверены, что мы всё понимаем, и могли долго говорить нам что-то по-сербски. Выход был один - столь же пространно отвечать по-русски (смеется). Человеку, владеющему церковнославянским языком, понять их проще. А вообще - надо логику включать. Например, "право" у них значит "прямо". Это логично: правый путь - правильный, прямой…
 
Справка:
 
Битва на Косовом поле - одна из наиболее значимых битв в истории Сербии и Балканского полуострова. Она произошла 15 (28) июня 1389 года близ современного города Приштина. Сербская армия под предводительством князя Лазаря Хребеляновича противостояла численно превосходящей османской армии Мурада I. Князь Лазарь был взят в плен и казнен, а османский султан был убит сербским рыцарем Милошем Обиличем, проникшим в стан турок.
 
С протоиереем Геннадием Беловоловым беседовала Татьяна Кириллина,
"Вода живая",
10.07.2008.
Фото - www.spastv.ru

Темы