Прошла конференция "Патриарх Тихон. Путь во служении"

Kонференция "Патриарх Тихон. Путь во служении", посвященная 100-летию кончины Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона, прошла 4 апреля в музейно-выставочном центре "Россия - моя история". Помимо представителей Церкви и научного сообщества слушателями стали учащиеся школ и лицеев.

Молебен святителю совершил епископ Кронштадтский Вениамин в сослужении братии Александро-Невской лавры. Он зачитал приветствие митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия.

Директор комплекса Олег Черняга отметил, что в короткий промежуток времени безбожные власти объявили веру ненужной - именно в эти годы был призван к патриаршему служению святитель Тихон, который ценой своей жизни сохранял Русскую Церковь. Спустя несколько десятилетий в храмах стали возносить ему молитвы.

Настоятельница Новодевичьего монастыря игумения София (Силина) подчеркнула, что о святителе нужно говорить не только в ретроспективном ключе, но через его подвиг и служение обсуждать проблемы современного общества и перспективы их разрешения в свете учения Церкви. Она напомнила евангельские слова: "Горе вам, что строите гробницы пророкам" (Лк. 11:47).

"Казалось бы, прекрасное дело: вот пророк пострадал - чаще всего пророков убивали, - как и Патриарх Тихон пострадал, и его преждевременная кончина об этом свидетельствует, поставили памятник, украсили, цветочки возложили - мы умеем цветочки возлагать - и забыли, о чем учили пророки и назидал Патриарх Тихон, - сказала игумения София. - Поэтому хочется не только сказать о прекрасных днях его молитвенного служения, но и проблемах, которые спустя семьдесят лет вавилонского пленения России безбожниками существует в обществе. Патриарх Тихон осуществлял служение в переломный момент. Часто говорят, что не надо делить на красных и белых, мы все один народ. Но есть и слова апостола Павла: "Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным (2 Кор. 6:14-15)? Один из первых декретов советской власти - об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Он заложил основу нового советского общества".

Матушка София обрисовала, в чем заключалась эта "новая нравственность". Советская Россия стала первой в мире страной, легализовавшей аборты, ввергла русский православный народ в кровавую купель революции, и оттуда вышел "новый советский человек". Первая книга, которую по указу Крупской изъяли из школьных библиотек, - Библия. По ее же указанию изъяли книги Федора Достоевского и многие другие произведения русской литературы. Существует проблема преподавания ОПК. Курс преподается в начальной школе всего год, хотя очень нужен подросткам, которые вступят в большую жизнь.

Матушка упомянула и о том, что в России множество памятников Ленину, улицы названы именами революционеров - террористов и  экстремистов. В школьную программу предлагают снова ввести роман Островского "Как закалялась сталь" - манифест антисемейной жизни. Важно в юбилейный год Патриарха Тихона понимать, что от антисемейной, антигосударственной, антихристианской позиции надо отказываться. Есть еще одна проблема: новое законодательство препятствует работе в архивах, что затрудняет выявление и прославление мучеников за веру.

Настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Приморском районе иерей Димитрий Зубов рассказал, что организовал православный патриотический клуб, который собирает гуманитарные грузы в зону СВО. Ребята посещают музеи и театры, занимаются тактической медициной. 

Начальник городского отдела по связям с религиозными объединениями Владимир Иванов напомнил, что в разгар Гражданской войны, в 1919 году святитель Тихон призывал паству не сходить с крестного пути, заповеданного Господом, предостерегал от мщения. Его мудрая, взвешенная позиция позволила Церкви сохраниться, и дело святителя продолжили его преемники.

В докладк проректора РГПУ Романа Соколова "Исторический опыт служения Святейшего Патриарха Тихона" было подчеркнуто, что личность святителя, его вклад в отечественную историю существенен, даже если не принимать во внимание, что его служение пришлось на годы революционного лихолетья. Сам факт возрождение патриаршества уже делает его личность исключительной. Речь о возрождения патриаршества шла давно, но позиция деятелей Церкви по этому вопросу не была однозначной. Интеллигенция насмехалась над Патриархом, что делало его подвижнический путь более сложным. Нынешняя ситуация на Украине в сфере церковного управления зарождалась еще в тот период. За некоторыми лидерами раскола первой половины ХХ века охотно шли представители интеллигенции, как и сейчас интеллигенция охотно слушает "модных батюшек" и бросает камни в Предстоятеля Церкви. История повторяется, но как Россия пережила тот период, так переживет и нынешний. 

Главный специалист Российского государственного исторического архива социально-политической истории, автор книги о Патриархе Тихоне "Жребий пастыря" Михаил Одинцов рассказал о допатриаршем периоде биографии святителя, его семье, родителях, годах учебы, служения в Польше, Америке, возвращении в Россию и служении в Ярославской епархии, затем в Прибалтике, вынужденном переезде в Москву.

Главный архивист Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга, профессор СПбДА Михаил Шкаровский выступил с сообщением "Духовные связи святителя Тихона с Санкт-Петербургом". Он рассказал о памятных местах города, связанных со святителем, - на некоторых из них вскоре появятся мемориальные доски. Уже установлена доска в Казанском соборе, вскоре должна появиться и в духовной академии. Шла речь о встречах святителя с праведным Иоанном Кронштадтским, о том, что он хорошо знал будущих священномучеников протоиереев Иоанна Кочурова, Философа Орнатского. Благодаря усилиям святителя удалось спасти от закрытия Александро-Невскую лавру. Документы патриаршей канцелярии были спасены историками-архивистами, существует фонд патриаршей канцелярии в РГИА.

Профессор ПСТГУ Андрей Кострюков рассказал о взаимоотношениях Патриарха Тихона и зарубежного епископата в 1920-е годы. Хотя Патриарх не мог поддерживать активные связи с Зарубежной Церковью, но сочувствовал русским беженцам, духовенству и мирянам. Им был в 1920 году издан указ, позволявший архиереям за пределами Отечества создавать временно независимые митрополичьи округа. Так появилось много церковных структур, в том числе Польская Православная Церковь.

Председатель Общества любителей церковной истории иерей Илия Соловьев (Москва) посвятил сообщение отношениям Патриарха с некоторыми лидерами обновленческого движения, в частности, с протопресвитером Владимиром Красницким (1881-1936).

Профессор РГПУ и СПбДА Сергей Фирсов в докладе "Мифотворчество и личность Патриарха Тихона (Беллавина)" отметил, что личность во времени лучше всего изучать, знакомясь с противоположными оценками. Интересно сопоставить тексты самого Патриарха, воспоминания о нем церковных деятелей - митрополитов Евлогия (Георгиевского), Вениамина (Федченкова) и других - с атеистическими публикациями советских пропагандистов Бориса Кандидова, Емельяна Ярославского. Есть и современные мифы о святителе.

Заместитель директора Высших епархиальных курсов праведного Иоанна Кронштадтского Виктория Гусакова в сообщении "Педагогический потенциал житийной иконографии святителя Тихона Московского" остановилась на сюжетах, изображенных на клеймах. По ним легко "прочитать" житие Патриарха Тихона. Школьникам полезно начать знакомство с его личностью с изучения такой иконы.

В рамках конференции работали секции "Воспитательный кластер "семья-школа-музей" и "Подвижническая деятельность Церкви перед лицом социально-политических вызовов новейшего времени".

ИА "Вода живая",
04.04.25


Выставочный комплекс "Россия - моя история"

Санкт-Петербург, Московский район, Бассейная улица, дом 32, стр.1​

Упоминания в новостях

Все новости