Конференция, посвященная нравственному воспитанию молодежи, прошла в Лахте

В конференции приняли участие около 40 человек, представлявших 16 различных государственных и негосударственных организаций, в том числе - церковных из Санкт-Петербурга, Кронштадта, Архангельска, Вологды, Владимирской области, работающих с детьми.

23 января 2010 г. по благословению его Высокопреосвященства митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира в Лахте на базе Сестричества во имя святой преподобномученицы Елизаветы прошла конференция, посвященная нравственному воспитанию молодежи. В конференции приняли участие около 40 человек, представлявших 16 различных государственных и негосударственных организаций, в том числе - церковных из Санкт-Петербурга, Кронштадта, Архангельска, Вологды, Владимирской области, работающих с детьми. Конференция объединила профессиональных педагогов, преподавателей по внеклассной работе, социальных работников, детских психологов, сестер милосердия, стремящихся в своей работе привить своим подопечным основы нравственного поведения.

Все участники конференции выражали глубокую озабоченность тем, что, начиная с 1990-х годов, школа практически отказалась от нравственного воспитания детей. Отмечалось, что даже в советской системе воспитания, предлагавшей для подростков моральный кодекс строителя коммунизма, содержалось некоторое нравственное зерно, прямо воспроизводившее евангельские нравственные требования. Установившаяся же современная система никак не решает проблем воспитания, что имеет для общества катастрофические последствия. Проповедь толерантности на деле оборачивается отсутствием воспитания притом, что по множеству этических вопросов согласны представители самых разных культур и носители как светских, так и религиозных взглядов. В то же время эксперименты показывают, что без воспитания гораздо труднее дать человеку и образование. Подобный пример привел директор "Санкт-Петербургской медицинской гимназии с православным воспитанием детей". Одни и те же курсы, прочитанные в его гимназии и в обычном светском учебном заведении, давали ощутимые отличия в отношении результатов их усвоения.

Православные педагоги рассказали, каких все-таки результатов в нравственном воспитании детей можно добиваться даже, несмотря на то, что в государственную светскую школу они не допущены. Прежде всего, в Санкт-Петербурге есть негосударственные образовательные учреждения, к каковым могут быть отнесены Санкт-Петербургская медицинская гимназия с православным воспитанием детей, Школа народных искусств императрицы Александры Федоровны. Отмечалось, что такие православные учебные заведения, которые считались бы обычными светскими в дореволюционной России, в Санкт-Петербурге гораздо меньше распространены, чем в Москве. Второй путь - это организация внешкольной работы с детьми. Весьма обширным опытом воспитательной работы обладают такие организации как "Нравственно-патриотическое объединение во имя благоверного князя Дмитрия Донского" в поселке Красная Горбатка Владимирской области, Духовно-просветительский центр "Северная Фиваида" в Вологде, общины сестер милосердия и др. Воспитание детей осуществляется на основе традиций русской культуры. В программы включены такие курсы как мироведение, история Отечества, духовное пение, рукоделие, военная подготовка для мальчиков, и другие. Определенный опыт воспитательной работы имеют церковные школы. Директор церковной школы Архангельска рассказала о том, как их воспитанники привлекаются к благотворительной деятельности, подобный пример привела и старшая сестра Елизаветинского сестричества в Лахте, привлекающая воспитанников семейного детского дома к помощи лахтинским старикам. Воспитательная работа с детьми в таких учреждениях, как детские дома, детские больницы, места заключения также проводится. Выступающие отмечали, однако, что возможность общения с детьми в светских учреждениях зависит от конкретных начальников, или же ответственных за подобную работу, при смене которых налаженные годами связи могут прерваться.

За прошедшее время разработано несколько программ для светской школы. Они призваны воспитывать в детях нравственные ценности христианства - взаимную любовь, уважение друг к другу и к взрослым, верность в семейных отношениях, любовь к родителям, здравое отношение к богатству, умение трудиться, любовь к Родине и другие, но в них нет никакого упоминания о религии. Основу их составляет изучение отечественной культуры, возникшей на основании фундаментальных христианских ценностей. К таким программам относятся программа "Истоки", разработанная в Вологде (есть учебники, рабочие тетради), программа "Ковчег" (формирование у молодежи навыков устройства своей жизни на основе духовно-нравственных ценностей), программа "Ладья" (22 занятия по 1,5 часа). Все эти программы соответствуют современным образовательным стандартам и могут быть использованы в обычной светской школе.

Все участники отмечали важность духовного воспитания. "Не возродимся духовно - умрем физически" - эту мысль Д.С.Лихачева разделяют все участники конференции.

 

Организации-участницы:

1.      Негосударственное образовательное учреждение Санкт-Петербургская медицинская гимназия с православным воспитанием детей.

2.      Нравственно-патриотическое объединение во имя благоверного князя Дмитрия Донского. Поселок Красная Горбатка Владимирской области.

3.      Духовно-просветительский центр "Северная Фиваида". Вологда

4.      Воскресная школа Свято-Троицкого храма города Архангельска

5.      Сестричество во имя царственной мученицы царицы Александры. Архангельск.

6.      Центр социальной адаптации святителя Василия Великого для условно осужденных и находящихся под следствием. Санкт-Петербург

7.      Санкт-Петербургская благотворительная общественная организация "Детский кризисный центр".

8.      Реабилитационный центр Государственного образовательного учреждения "Центр образования № 633" Санкт-Петербург. Калининский район

9.      Хоспис № 1. Санкт-Петербург. Лахта.

10.  Сестричество во имя св. прмц Елизаветы Лахта, Санкт-Петербург

11.  Свято-Троицкая община сестер милосердия при НИИ гематологии. Санкт-Петербург

12.  Приход собора Владимирской иконы Божией Матери. Кронштадт

13.  Сестричество во имя св. Елизаветы и инокини Варвары. Приход иконы Покрова Божией Матери при 15-ой больнице. Санкт-Петербург

14.  Школа народных искусств императрицы Александры Федоровны. Санкт-Петербург.

15.  Храм св. апостолов Петра и Павла при Государственной медицинской академии им. Мечникова. Санкт-Петербург.

16.  Благотворительный фонд "Диакония". Санкт-Петербург.

17.  Объединение Медико-социальная экспертиза, филиал № 45. Детско-подростковое отделение 2. Санкт-Петербург.

 

Программа конференции

 "НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ"

23 января 2010 г. Санкт-Петербург, Лахта

9. 00 - Регистрация участников

10. 00 - Молебен и открытие конференции (Регламент докладов 15-20 мин.)

 

"Где формируются нравственные законы?"

Анатолий Анатольевич Поляков, директор гимназии, канд. физ.-мат наук. Негосударст­венное образовательное учреждение "Санкт-Петербургская медицинская гимназия с право­славным воспитанием детей".

"Опыт работы с молодежью в "Нравственно-патриотическом объединении им. Димитрия Дон­ского"

Людмила Александровна Артемьева, педагог-организатор Центра внешкольной работы.

Нравственно-патриотическое объединение во имя благоверного князя Дмитрия Донского. Поселок Красная Горбатка Владимирской области

"Опыт работы Духовно-просветительского центра "Северная Фиваида"

Наталья Алексеевна Анфалова, зам. директора по учебной работе Центра внешкольной работы. Духовно-просветительский центр "Северная Фиваида", Вологда

"Благотворительная деятельность при воспитании детей школьного возраста"

Наталья Яковлевна Матонина, директор воскресной школы; Светлана Борисовна Селя­нина; Мария Николаевна Ненашева. Воскресная школа Свято-Троицкого храма города Архангельска, Сестричество во имя царственной мученицы царицы Александры, Архангельск

 "Опыт работы центра св. Василия Великого"

Юлиана Владимировна Никитина, директор. Центр социальной адаптации святителя Васи­лия Великого для условно осужденных и находящихся под следствием. Санкт-Петербург

Перерыв на чай и кофе

 

"Опыт работы Санкт-Петербургской благотворительной общественной организации "Детский кризисный центр". Телефон доверия.

Екатерина Евгеньевна Федорова, психолог Детской многопрофильной больницы № 5 им. Н.Ф.Филатова. Санкт-Петербургская благотворительная общественная организация "Детский кризисный центр"

"Опыт работы с несовершеннолетними в Реабилитационном центре Центра образования № 633"

Ангелина Александровна Полозова, заместитель директора. Государственное образова­тельное учреждение "Центр образования № 633", Калининский район. Санкт-Петербург

"Опыт воспитания детей-сирот при воинской части"

Кирилл Геннадьевич Побережный, капитан. Воинская часть № 75772. Санкт-Петербург

"Воспитание подростков через социо-культурную программу "Истоки"

Елена Юрьевна Берент, социальный педагог. Государственное образовательное учрежде­ние "Центр образования № 633" Калининский район. Санкт-Петербург

"Опыт работы с детьми-сиротами при Сестричестве прмц Елизаветы"

Елена Анатольевна Кабакова, специалист по социальной работе хосписа № 1, старшая сестра Сестричества во имя св. прмц Елизаветы Лахта, Санкт-Петербург

Обед

Круглый стол.

Краткие сообщения.

Сергей Петрович Летов - зам. по воспитательной работе. Школа народных искусств императрицы Александры Федоровны. Санкт-Петербург.

Елена Евгеньевна Рыдалевская. Благотворительный фонд "Диакония". Санкт-Петербург.

Елена Владимировна Егорова - сотрудница детского дома № 31. Свято-Троицкая община сестер милосердия при НИИ гематологии Санкт-Петербург от прихода Князь-Владимирского собора.

Ольга Сергеевна Плаксина. Объединение Медико-социальная экспертиза, филиал № 45. Детско-подростковое отделение - 2, медицинский психолог. Санкт-Петербург.

Ольга Николаевна Евсюкова. Приход собора Владимирской иконы Божией Матери. Кронштадт

 

Обсуждение докладов

 

Оргкомитет