Акция памяти состоялась на месте уничтоженного храма на Сытнинской площади

Культурно-историческая акция состоялась 23 февраля на месте уничтоженной евангелическо-лютеранской церкви святой Марии на Сытнинской площади. Здесь вспоминали тех, чьи останки обнаружены во время строительных работ.

При закладке фундамента будущего бизнес-центра на территории, где располагалась церковь, рабочие нашли некрополь. Застройщик приостановил работы, предоставив археологам возможность исследовать участок.  

Случившееся вызвало отклик в сердцах петербуржцев, неравнодушных к памяти предков. Инициаторами акции по защите исторического места стала Милена Парланд, правнучатая племянница архитектора Альфреда Парланда (автора проекта "Спаса-на-Крови) и ее супруг - ученый Андрей Щербаков.

На встречу собралось около ста человек, многие из пришедших - потомки жителей этого района, служившего в церкви пастора, в их числе православные, чтящие память своих предков-лютеран.

Петроградская сторона во многих старых постройках сохраняет частицы прошлого. По словам историка и петербурговеда Андрея Барановского, в данном случае речь идет не об одной лютеранской церкви. Это совпадение знаковых ситуаций - архитектурных особенностей храма, его трагической судьбы и истории места, где он стоял. 

Живой диалог людей на улице стал подобием народного вече, проявлением христианского отношения к нашим ценностям, желания вложить частичку собственной души в общее дело. 
Пришедшие на встречу представители застройщика выразили намерение изменить проект, найти компромисс.

Возрождение церкви в прежнем виде - дорогостоящий проект, его вряд ли кто-то сможет поддержать. Поэтому высказывались предложения при возведении бизнес-центра учесть мотивы архитектуры храма - образца северного модерна. С него началась застройка в нордическом стиле всей Петроградской стороны. Эта доминанта утрачена, но можно обыграть ее мотивы - сделать башню с куполом. "Память места" восполнила бы и часовня на месте захоронений.

Немецко-русская община святой Марии была образована в 1866 году, а церковь со школой, детским приютом и богадельней на углу Кронверкской и Сытнинской улиц освятили в 1874 году. В советские годы ее передали под клуб, а последнего пастора, Христиана Земке, арестовали и расстреляли. Остатки разрушающегося сооружения были разобраны в годы блокады на дрова: благодаря храму спаслись многие жители замерзшего Ленинграда. Впоследствии на этом месте разбили сквер и устроили автостоянку.

Раньше на территории церкви, по данным раскопок, были шведские захоронения XVIII века. Археологи считают, что найдены останки знатных людей из шведского поселения - при них оказались перстни и остатки дорогой одежды. Известна лояльность русских царей, в том числе императора Петра I, к плененным представителям других народов. Эти шведы, должно быть, приняли русское гражданство с сохранением всех прав, титулов и владений, жили свободно, как в своей стране. 

Снесенная церковь святой Марии, Князь-Владимирский собор и Соборная мечеть находятся на общей архитектурной оси, и они своими главами возвышали Петроградскую сторону. Санкт-Петербург - многонациональный и многоконфессиональный город, страницы его истории, особенно имперского периода, дороги его жителям вне зависимости от религиозных предпочтений.  

"Вода живая", 
23.02.14