Религиозная ситуация на Северо-Западе России рассматривалась на конференции в РГПУ

"Религиозная ситуация в Санкт-Петербурге и на Северо-Западе России" - тема международной конференции, прошедшей 10 октября в РГПУ. Санкт-Петербург с момента основания был городом многоконфессиональным и мультирелигиозным. Его строили православные, католики, лютеране. Петербургская культура базируется на принципиальной толерантности по отношению к религиозным меньшинствам своих соседей.

Андрей Григоренко, заведующий кафедры религиоведения, обратился к аудитории со вступительным словом: "Религия сейчас - тот институт, без которого невозможно понять происходящие социальные и иные процессы в современном мире. Поэтому религиозную ситуацию невозможно изучать вообще, она имеет, прежде всего, региональные аспекты, учитывает специфику региона. Именно поэтому мы сегодня сосредоточили внимание на религиозной ситуации стран Балтии".

Клирик Гатчинской епархии иерей Александр Асонов, в прошлом - священник Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии, отметил, что ему глубоко не безразлична религиозная ситуация на Северо-Западе: "Церковь терпит вызовы от современного общества. Некоторые из них ожидаемы, некоторые нет. На последней встрече с представителями религиозных СМИ Святейший Патриарх Кирилл сказал, что не может посещать некоторые страны, поскольку в них не вполне ясна позиция по отношению к Церкви. Так, его приглашали в соседнюю к нам страну, но из-за того, что Церковь там не определилась в своем отношении к сексуальным меньшинствам, Патриарх вынужден был отказаться, поскольку не готов посещать страны, где не определены моральные ценности".

В докладе протоиерея Александра Паничкина исследовалась история основания Санкт-Петербургской епархии. По его словам, "епархия - звено, через которое действует учение Христа". Ситуация, в которой возникла Санкт-Петербургская епархия, была чрезвычайно сложной, поскольку ведущую роль в ее организации играла светская власть. В кругу императрицы Екатерины II возникали дискуссии о том, что такое Cинод - подобие иудейского синедриона или афинского ареопага, как согласуется реформа церкви с 9-м пунктом Символа веры. В итоге государыня приняла решение о создании Санкт-Петербургской и Шлиссельбургской епархии 29 сентября 1742 года.

Новоафонскому подворью в Санкт-Петербурге посвятил доклад доктор исторических наук Михаил Шкаровский. Он раскрыл перед слушателями погребенную в архивах историю: до революции подворье принадлежало Андреевскому скиту на Святой горе. В этом заключается сложность его возвращения Церкви. Андреевский скит после 1917 года был заселен греками, у русских монахов остался лишь Пантелеймонов монастырь, поэтому юрисдикция подворья - вопрос нерешенный. После революции монастырь просуществовал до 1932 года. "В печально знаменитую "Святую ночь" с 17 на 18 февраля 1932 года в нашем городе было арестовано 500 монахов, почти все, кто остался тогда на свободе, были расстреляны" - заключил ученый. 

Протоиерей Владимир Федоров остановился на проблеме социально-политической необходимости исследований в области религиоведения и психологии религии и развития соответствующего образования. Он охарактеризовал конференцию как миссионерскую и отметил, что этнорелигиозные конфликты были всегда, нам известны религиозные войны, которые зачастую носили исключительно политический мотив. "В современном мире многие теракты совершаются с религиозной подоплекой. Столкновение христианского и исламского мировосприятий приводит к непоправимым конфликтам. Поэтому следует обладать объемом знаний о природе человека, его психики. Общество обеспокоено проблемой психологии религии. Хорошо, чтобы это изучалось громче и пронзительнее", - подытожил отец Владимир. 

Конференция привлекла внимание как религиозного, так и светского научного сообщества. Она продлится до 11 октября.

"Вода живая", 
10.10.14