Встреча с протоиереем Алексием Уминским и Владимиром Лучаниновым прошла в СПбДА

Встреча с протоиереем Алексием Уминским и главным редактором издательства "Никея" Владимиром Лучаниновым состоялась 20 октября в СПбДА. Ее вели петербургский представитель издательства "Никея" Анна Ершова и заместитель председателя епархиального отдела религиозного образования и катехизации, ответственный секретарь епархиального совета по культуре иерей Илия Макаров.

Были представлены новые книги издательства "Никея": "Ребенок в семье и Церкви. Как не навредить детской вере" протоиерея Алексия Уминского, сборник "Душа вашего подростка. Гид-антистресс для родителей" и книга не издававшихся бесед митрополита Антония Сурожского "Красота и уродство".

По мнению протоиерея Алексия Уминского, в книге митрополита Антония красота рассматривается как смысл, истина: ее понимание - это вопрос аскезы, она не дается человеку легко, встреча с ней требует внутренней работы. Красота - одно из имен Божиих: Господь есть красота. А встреча с Ним - всегда внутреннее делание. Если у человека нет внутреннего содержания, он может встретиться не с красотой, а с ее подменой. Один из критериев красоты - это чистосердечность, внутренняя чистота, связанная с аскетикой, духовной борьбой, очищением. Человек, наученный аскетической жизни, способен увидеть красоту в некрасивом. Красота имеет внутреннее нравственное измерение, недаром в церковнославянском языке она называется "добрОтой", то есть изначально имеет нравственное измерение.

Отвечая на вопрос, как быть самим собой и не впасть в гордыню, отец Алексий сказал: "Быть самим собой - это самый серьезный путь к смирению, а не к гордыне. У человека есть несколько реальных страхов в жизни: страх смерти (опасности, боли), социальный страх чужого мнения (когда человек боится быть самим собой) и страх за других, за близких. Если человек хочет казаться лучше, чем есть на самом деле, играет какую-то роль, ему страшно услышать о себе правду. Он воспринимает это как оскорбление, обиду, катастрофу: старательно выстраиваемый образ себя рушится… Избавиться от этого можно только одним способом - не побояться стать самим собой. Когда человек способен осознать свое несовершенство, он начинает быть самим собой. Если я не сильный, я могу им стать. Если я понимаю, что я слабый, то могу попросить Бога: "Господи, я слабый, укрепи меня!"

Размышляя о браке, отец Алексий опроверг распространенное мнение, будто в прошлые века были крепкие семьи: брак до середины XX века был в большей степени общественной институцией, чем личностными отношениями двух людей. В литературе прошлого практически не описывались отношения любви в браке. Житие Петра и Февронии - одно из немногих исключений, там говорится о любви, об отношениях мужа и жены.

"Только в XX веке браки стали совершаться по любви, - отметил он. - Это нанесло урон крепости брачного союза, но главное в этом союзе вдруг вышло на первое место - прежде всего это союз любви, о чем говорит нам чинопоследование венчания. В его основе - не общественные и экономические отношения, не родовые связи, как было раньше, а именно личностные отношения любви и ответственности. Поэтому браки такие ненадежные сейчас, ведь они строятся только на человеческих отношениях, а общественная структура, которая поддерживала брак законодательно и на бытовом уровне, не работает. Этим отношениям любви и ответственности никто не научит. Только романтическая литература начала говорить об этом, но Церковь об этом практически ничего не говорит, у нас нет богословия семьи, оно до сих пор не родилось".

Владимир Лучанинов отметил, что путь человека в браке похож на его путь в Церкви: обретя веру, сначала человек пребывает в состоянии измененного сознании и эйфории, а потом приходится трудиться. Бывает, благодать начинает оставлять его, может наступить разочарование. Любовь в браке - это то, что человек приобретает как дар в брачном союзе, то, ради чего нужно трудиться.

"Созревание в любви невозможно без физического созревания человека, - отметил протоиерей Алексий Уминский. - Человек взрослеет, в том числе созревает сексуально, и тогда возникает возможность полноты любви. Любовь для человека - не только эмоция, она должна быть подкреплена телесностью. В этом смысле человеческая сексуальность - нормальное явление. Искаженная грехопадением человеческая природа исправляется жизнью во Христе. Церковь настаивает на целомудренных отношениях - в семье это означает не воздержание, а бережное, трепетное, ласковое отношение к любимому. В христианском браке не должно быть грубости, зверства. Мужчина и женщина - не просто биологические особи. Господь замышляет человечество как Церковь, поэтому мы называем Церковь семьей, а семью - Церковью. Главное в браке - не размножение как таковое, а умножение любви как умножение Церкви. Соитие мужчины и женщины в браке - это отношения высочайшего проявления нежности и любви. Образ Божий в человеке - это не душа человека, а весь человек, и его тело в том числе. Если бы тело не было отражением образа Божия в человеке, Христос бы не вочеловечился. Поэтому сексуальные отношения - творческие, созидающие любовь. Они делают людей настолько близкими и неделимыми, что они друг без друга дня прожить не могут".

Отец Алексий отметил, что детская вера соразмерна детям: она маленькая, робкая, несмысленная, интуитивная. Часто за веру ребенка принимают его прилежное поведение в храме, но на самом деле ребенок усваивает модель поведения родителей и просто хочет им понравиться. Единственное, что может быть воспринято детьми, - это живая вера родителей.

Как научить ребенка любви? "Любовь передается по наследству, - считает священник. - Если человек сформирован в любви, он может нести ее дальше и раздавать. Если человек вырос в обстановке дефицита любви, ему сложно ей научиться, но он может встретить другого любящего, который своей любовью покроет его недостаточность. Любовь - это всегда чудо и огромный труд!"

ИА "Вода живая",
20.10.16