Проректор ПСТГУ представил свою книгу о Льве Толстом

Книгу "Лев Толстой. Пророк без чести. Хроника катастрофы" представил 28 января ее автор, проректор ПСТГУ протоиерей Георгий Ореханов в выставочном центре "Московские ворота" в рамках православной ярмарки. Она выпущена издательством "Эксмо" совместно с издательством "Воскресение".

Название книги, по словам священника, стоит рассматривать как выдержку из евангельской цитаты "Не бывает пророк без чести, разве только что в отечестве своем" (Мф. 13:57), где "без чести" значит "без почитания". Автор пытался выяснить, насколько писатель действительно был пророком, при этом - насколько "без чести". Лев Толстой был самым знаменитым русским человеком в начале XX века. Он в определенном смысле причастен к катастрофе российской государственности 1917 года.

В книге рассматривается история религиозного кризиса писателя, его духовного переворота. На него оказала влияние европейская культура, которая, начиная с эпохи Просвещения, переживала секуляризацию: ценности религиозной сферы переходили в светскую. Великий русский мыслитель отказался от вероучения Православной Церкви, а Святейший Синод в 1901 году издал указ, который принято воспринимать как отлучение Толстого от Церкви, хотя самого слова "отлучение" в нем не было. Как бы то ни было, большинство современников писателя, его семья и он сам восприняли указ как отлучение. Это значило, что он не мог быть похоронен по христианскому обычаю, по нему не может быть отслужена панихида, он не может быть помянут в молитве в храме. Даже его родной сестре Марии Николаевне, инокине монастыря в Шамордине, после смерти брата запрещалось молиться о нем в собственной келье до особого благословения ее духовника.

Можно ли по истечении стольких лет аннулировать этот документ? Если посмотреть на молитвы в требнике для отпевания и панихиды, мы увидим, что они называют умершего членом Церкви и благочестивым христианином. А Толстой, по словам автора книги, сознательно отказался таковым быть. Перед смертью, когда писатель лежал на станции Астапово с воспалением легких, к нему со Святыми Дарами приехал оптинский старец Варсонофий. "По благословению Священного Синода достаточно было одного "каюсь" на ухо священнику, чтобы причастить умирающего, хотя обычно для снятия анафемы была необходима публичная исповедь. Но старца даже не допустили до Льва Николаевича", - сказал отец Георгий.

Еще одна тема, освещенная в книге, - несостоявшаяся встреча Толстого и Достоевского. Если бы они познакомились и Достоевский прожил дольше, возможно, судьба Толстого сложилась бы иначе. По имеющимся сведениям у них лишь однажды была реальная возможность встретиться. На лекции Владимира Соловьева под Санкт-Петербургом присутствовали оба. Там был и философ Николай Страхов, знавший обоих, который мог бы их друг другу представить. Когда после смерти Достоевского произошла встреча его вдовы Анны Григорьевы и Толстого, он признался ей: "Ваш муж был, возможно, единственным, кто мог ответить на мои вопросы".

Георгий Ореханов родился в 1962 году в Москве. Окончил мехмат МГУ, преподавал математику в школах Москвы. В 1990 году окончил факультет психологии МГУ, а в 1995-м - Православный Свято-Тихоновский богословский университет. Кандидат богословия, доктор церковной истории и исторических наук. 1999 году был рукоположен в сан священника. Служит в храме святителя Николая в Кузнецах. Проректор ПСТГУ по международной работе.

ИА "Вода живая",
28.01.17