Премьера фильма Анны Драницыной "Путь к храму" и дискуссия "Духовное кино сегодня" состоялись 13 декабря в кинотеатре "Англетер". Фильм повествует о строительстве первого храма в русском стиле на Кипре, в Тамасосской митрополии, освященного 27 марта этого года. Он посвящен апостолу Андрею Первозванному и всем святым. В Приморском районе по тому же проекту возводится храм-близнец "Спас-на-Каменке".
Ведущим дискуссии стал автор музыки к фильму Михаил Крылов.
Открывая дискуссию, меценат, общественный деятель, заслуженный строитель России, президент компании "Etalon Group" Вячеслав Заренков отметил, что в последние годы в основном снимают коммерческое кино, и если можно найти фильмы о высоких моральных ценностях, то почти нет фильмов о подвигах веры: "Мы не научились делать такие фильмы интересными, чтобы после них человек задумался о том, кто он есть". По мнению Вячеслава Заренкова, духовный фильм должен быть также и познавательным, потому что сама жизнь - познание мира: "Фильм "Путь к храму" - попытка соединить исторический контекст и современность", - сказал он.
"Определение духовности в искусстве очень зыбко, - отметил кинорежиссер Константин Лопушанский. - Понимание духовного кино как фильма, в котором подчеркнута религиозная составляющая, не исчерпывающе. Как показывает опыт мировой опыт, искусство, в том числе и кино, развивается по своим законам, не вмещается в идеологические рамки, в том числе в рамки религии. Не надо следовать вульгарному пути, который был при советском строе, когда произведение искусства было газетной иллюстрацией какого-то тезиса, пусть даже самого лучшего. Оно в таком случае перестает быть произведением искусства". Как считает режиссер, фильм создает автор, и если он религиозен, в произведении присутствует эта составляющая.
Писатель, председатель Православного общества писателей Санкт-Петербурга Николай Коняев согласился, что духовное кино не должно быть обязательно посвящено Церкви или священнослужителям: часто подлинные духовные произведения могут не упоминать ни о том, ни о другом. "Вся русская литература принадлежит к так называемому жанру православного реализма, содержание которого в том, как человек спасает свою душу или губит ее. Лучшие фильмы - тоже об этом", - сказал он. Писатель считает главной проблемой современного искусстве отсутствие шкалы ценностей: западноевропейский гуманизм поставил в центр человека, его запросы и потребности. Фильм Анны Драницыной, считает Николай Коняев, принципиально отличается тем, что в центр поставлены христианские ценности.
Настоятель строящегося храма "Спас-на-Каменке" протоиерей Евгений Шогенов назвал фильм "Путь к храму" глубоким, заставляющим о многом задуматься: "Эта картина говорит о жизни человеческого духа, хотя формально рассказывает о строительстве храма, - отметил он. - Хорошо, что есть православные люди, которые желают поделиться своим внутренним видением жизни, своим религиозным опытом. Фильм "Путь к храму" призван заставить молодежь задуматься о своей жизни, возможно, приобщиться к православной традиции".
Режиссер Анна Драницына рассказала, что уже идут съемки второго фильма - про петербургский храм"Спас-на-Каменке".
"Не существует жанра духовного кино, - считает режиссер. - Я называю его просто авторским. Духовное кино не должно существовать только в рамках православия, религиозности. Духовное кино - это кино, которое несет свет".
В завершение дискуссии у зрителей была возможность задать вопросы участникам, затем состоялся показ фильма.
Фильм "Путь к храму" - лауреат международных фестивалей духовного кино "Радонеж" и "Невский благовест". Картина создана при поддержке театра "Килизэ".
Анна Драницына - режиссер и сценарист документального кино, лауреат многих международных кинофестивалей, лауреат национальной премии "Страна" (фильм "Волосы", 2012). Сотрудничала с телеканалами RTG, "24 док" и другими. C 2006 года преподает в СПбГУКиТ, доцент кафедры телевизионной режиссуры. Член Гильдии неигрового кино и ТВ.
ИА "Вода живая",
14.12.17
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура