Выставка "От Рождества до Пасхи" открылась в епархиальном ДПЦ

В духовно-просветительском центре епархии "Невский, 177" 25 декабря открылась выставка "От Рождества до Пасхи", на которой представлены работы в технике резьбы по камню и дереву.

Резьба по дереву выполнена Валерием Завидовским. Художник использует различные породы дерева, выполняя вручную все резные элементы. Его работы "Мадонна с цветком", "Поклонение волхвов", "Святая Анна, Мария и Христос с ягненком" по мотивам произведений Леонардо да Винчи расположились над арочными проемами залов.

Резьба по камню выполнена Алексеем Коротковым. При изготовлении барельефов и алтарного окна, представленных на выставке, был использован мраморовидный известняк и соблюдена стилистика резьбы XI-XII веков. Работы "Уверение Фомы", "Снятие с Креста", "Господь Вседержитель" заняли откосы арочных проемов. "Известняк очень подходит для этих работ: он состоит из разных организмов и минералов, он растет, как живой", - сказал Алексей.

Иконографическим прообразом при создании работы "Вознесение Господне" стал для художника фрагмент амвона XII века, хранящийся в Англии, в музее Виктории и Альберта. На изготовление барельефа с изображением князя Евагрия Цихедидского, пришедшего к святому Шио, художника вдохновил сохранившийся фрагмент алтарной преграды XI века Шио-Мгвимского монастыря в Грузии (ныне хранящийся в музее изобразительных искусств имени Шалвы Амиранашвили). Работа "Господь Вседержитель" выполнена по мотивам резного фрагмента библейского оклада XI века, также хранящегося в музее Виктории и Альберта.

Организатор выставки иконописец Андрей Буянов рассказал, как в 1977 году приехал в Ленинград с Дальнего Востока и случайно познакомился с будущим протоиереем Борисом Безменовым (недавно ушедшим из жизни), который тогда работал дворником, чтобы поступить в Ленинградскую духовную академию.

"Я из древлеправославной семьи, отец Борис интересовался историей русского православия, это нас сблизило, - рассказал Андрей корреспонденту ИА "Вода живая". - Отец Борис познакомил меня с гитаристом Альбертом Покатовым, а тот уже меня познакомил с Валерием Завидовским. Знакомство со вторым участником выставки тоже имеет свою историю. Однажды я нашел в развалинах старинного взорванного храма плиты из известняка. Я увез их, но пока не знал, что с ними делать. А потом познакомился с Алексеем и предложил ему сделать серию работ из известняка. Первой работой стало окно-календарь. Почему календарь? Потому что оно рассчитано таким образом, что луч солнца сквозь отверстия падает именно на ту икону в храме, празднование которой приходится на сегодняшний день. Первая наша совместная выставка, там были еще мои иконописные работы, состоялась в Новгороде, на Ярославовом дворище, в храме Параскевы Пятницы. Кстати, я узнал, что резная статуя Параскевы Пятницы, которая находится в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, происходит именно из того храма. Надеюсь, что выставлю здесь и свои работы, иконопись. А назвали мы выставку "От Рождества до Пасхи" не только потому, что она будет проходить в этот период, но и потому, что работы Валерия Завидовского представляют рождественский цикл, а Алексея - пасхальный".
 
"Работы Алексея поражают сочетанием средневековой техники с тонким психологизмом, - поделился впечатлениями директор духовно-просветительского центра Сергей Блынду. - В работе "Снятие с Креста" есть персонаж, который клещами вынимает гвоздь. Я подумал: какое сильное испытание веры было у этого человека! Вспоминается момент в романе "Идиот" Федора Достоевского, когда идет речь о картине Ганса Гольбейна "Мертвый Христос": трудно в мертвом теле признать Бога. В работе "Уверение Фомы" показано, что апостолы по-разному относятся к происходящему. Некоторые молитвенно отрешены, а кто-то вместе с Фомой заглядывает, тоже желая удостовериться, но боясь признаться в этом". 

Валерий Завидовский родился в 1944 году, учился в Ленинградском художественно-графическом училище. С 1980-х начал заниматься резьбой по дереву. Участвовал в реставрации резного иконостаса в Сампсониевском соборе Санкт-Петербурга, выполнял работы для Антониево-Сийского монастыря и других храмов и обителей.

Алексей Коротков родился в 1989 году в Южно-Сахалинске. Окончил с отличием Санкт-Петербургский художественно-реставрационный профессиональный лицей по специальности "художник-реставратор памятников каменного зодчества". Участвовал в реставрации дворцов и храмов Санкт-Петербурга и Ленобласти.

Выставка продлится до Светлой седмицы.

ИА "Вода живая",
25.12.17


Видео: Выставка «От Рождества до Пасхи» проходит в духовно-просветительского центре Санкт-Петербургской епархии

Епархиальный духовно-просветительский центр «Невский, 177»

191167, Санкт-Петербург, Центральный район, Невский пр., д. 177

Упоминания в новостях

Все новости