В духовно-просветительском центре епархии "Невский, 177" 25 декабря открылась выставка "От Рождества до Пасхи", на которой представлены работы в технике резьбы по камню и дереву.
Резьба по дереву выполнена Валерием Завидовским. Художник использует различные породы дерева, выполняя вручную все резные элементы. Его работы "Мадонна с цветком", "Поклонение волхвов", "Святая Анна, Мария и Христос с ягненком" по мотивам произведений Леонардо да Винчи расположились над арочными проемами залов.
Резьба по камню выполнена Алексеем Коротковым. При изготовлении барельефов и алтарного окна, представленных на выставке, был использован мраморовидный известняк и соблюдена стилистика резьбы XI-XII веков. Работы "Уверение Фомы", "Снятие с Креста", "Господь Вседержитель" заняли откосы арочных проемов. "Известняк очень подходит для этих работ: он состоит из разных организмов и минералов, он растет, как живой", - сказал Алексей.
Иконографическим прообразом при создании работы "Вознесение Господне" стал для художника фрагмент амвона XII века, хранящийся в Англии, в музее Виктории и Альберта. На изготовление барельефа с изображением князя Евагрия Цихедидского, пришедшего к святому Шио, художника вдохновил сохранившийся фрагмент алтарной преграды XI века Шио-Мгвимского монастыря в Грузии (ныне хранящийся в музее изобразительных искусств имени Шалвы Амиранашвили). Работа "Господь Вседержитель" выполнена по мотивам резного фрагмента библейского оклада XI века, также хранящегося в музее Виктории и Альберта.
Организатор выставки иконописец Андрей Буянов рассказал, как в 1977 году приехал в Ленинград с Дальнего Востока и случайно познакомился с будущим протоиереем Борисом Безменовым (недавно ушедшим из жизни), который тогда работал дворником, чтобы поступить в Ленинградскую духовную академию.
"Я из древлеправославной семьи, отец Борис интересовался историей русского православия, это нас сблизило, - рассказал Андрей корреспонденту ИА "Вода живая". - Отец Борис познакомил меня с гитаристом Альбертом Покатовым, а тот уже меня познакомил с Валерием Завидовским. Знакомство со вторым участником выставки тоже имеет свою историю. Однажды я нашел в развалинах старинного взорванного храма плиты из известняка. Я увез их, но пока не знал, что с ними делать. А потом познакомился с Алексеем и предложил ему сделать серию работ из известняка. Первой работой стало окно-календарь. Почему календарь? Потому что оно рассчитано таким образом, что луч солнца сквозь отверстия падает именно на ту икону в храме, празднование которой приходится на сегодняшний день. Первая наша совместная выставка, там были еще мои иконописные работы, состоялась в Новгороде, на Ярославовом дворище, в храме Параскевы Пятницы. Кстати, я узнал, что резная статуя Параскевы Пятницы, которая находится в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, происходит именно из того храма. Надеюсь, что выставлю здесь и свои работы, иконопись. А назвали мы выставку "От Рождества до Пасхи" не только потому, что она будет проходить в этот период, но и потому, что работы Валерия Завидовского представляют рождественский цикл, а Алексея - пасхальный".
"Работы Алексея поражают сочетанием средневековой техники с тонким психологизмом, - поделился впечатлениями директор духовно-просветительского центра Сергей Блынду. - В работе "Снятие с Креста" есть персонаж, который клещами вынимает гвоздь. Я подумал: какое сильное испытание веры было у этого человека! Вспоминается момент в романе "Идиот" Федора Достоевского, когда идет речь о картине Ганса Гольбейна "Мертвый Христос": трудно в мертвом теле признать Бога. В работе "Уверение Фомы" показано, что апостолы по-разному относятся к происходящему. Некоторые молитвенно отрешены, а кто-то вместе с Фомой заглядывает, тоже желая удостовериться, но боясь признаться в этом".
Валерий Завидовский родился в 1944 году, учился в Ленинградском художественно-графическом училище. С 1980-х начал заниматься резьбой по дереву. Участвовал в реставрации резного иконостаса в Сампсониевском соборе Санкт-Петербурга, выполнял работы для Антониево-Сийского монастыря и других храмов и обителей.
Алексей Коротков родился в 1989 году в Южно-Сахалинске. Окончил с отличием Санкт-Петербургский художественно-реставрационный профессиональный лицей по специальности "художник-реставратор памятников каменного зодчества". Участвовал в реставрации дворцов и храмов Санкт-Петербурга и Ленобласти.
Выставка продлится до Светлой седмицы.
ИА "Вода живая",
25.12.17
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура
Епархиальный духовно-просветительский центр «Невский, 177»
191167, Санкт-Петербург, Центральный район, Невский пр., д. 177Упоминания в новостях
12 декабря 2025
Прошло награждение знаками "Народный фронт"
...
Среди награжденных - глава муниципального образования "Измайловское" Ольга Бубнова, командир 1486-го гвардейского мотострелкового полка ("Ленинградского") трижды кавалер ордена Мужества гвардии полковник Михаил Коган, руководитель Дирекции по управлению спортивными сооружениями Игорь Васильев, художница Валерия Лошак, балерина Мариинского театра Евгения Долматова, настоятель Андреевского собора и полковой священник 1486-го гвардейского мотострелкового полка иерей Артемий Наумов, доставивший в зону СВО 120 тонн гуманитарного груза, директор епархиального духовно-просветительского центра «Невский, 177» Евгений Малинин, организовавший благотворительную акцию по сбору книг ...

