Состоялись Коломенские чтения

Ежегодные Коломенские чтения прошли 17-18 мая в библиотеке "Старая Коломна". Они получили название "О былом Петербурге с улыбкой". Встречу вели проректор СПбДА протоиерей Константин Костромин и заведующий архивом и аспирантурой СПбДА Дмитрий Карпук.
Состоялись Коломенские чтения

Отец Константин считает, что конференция - одно из лучших краеведческих и городских мероприятий: "Это место, где дают возможность высказаться по церковным вопросам, - сказал он. - Приходят люди, не знакомые с церковной тематикой, для них это своеобразный "ликбез", кроме того, информация может их заинтересовать".
 
Дмитрий Карпук выступил с докладом "Несуразности духовной цензуры".

"Духовная цензура как институт появляется в начале XVIII столетия, когда был учрежден Святейший правительствующий Синод - высший церковный цензурный орган. В Синод должны были поступать рукописи и все тексты, которые издавались внутри государства и привозились извне. На начальном этапе Синод справлялся с поставленными задачами, но со временем, когда объемы литературы стали стремительно возрастать, стали появляться частные типографии, и контролировать издания было все сложнее. Комитеты по цензуре стали открываться по всей России в конце XIХ века. Чем ближе к 1917 году, тем больше комиссий, духовных цензоров приходило в систему. Но главным органом по-прежнему являлся Синод, который решал неординарные и непростые вопросы".
 
Лектор отметил строгость тогдашней духовной цензуры. Запрещались упоминания о позитивизме, спиритизме, критические суждения о Церкви, положительные работы об истории старообрядчества. В 1903 году к лику святых причисляют преподобного Серафима Саровского. Этим воспользовались разного рода дельцы. В марте 1904 года в Синод обратились представители паровой фабрики жестяных изделий (Москва) с целью изготавливать кружки с отпечатанным изображением святого Серафима, кормящего медведей. Синод вынес отрицательное решение, ибо годом ранее произошел очень серьезный скандал в Твери, где священник встретил мужчин, пьющих пиво из кружек с изображением святого. "При потреблении пива произносятся "гнилые слова", затем, когда кружки станут негодными к употреблению, их выбросят, что станет оскорблением священного изображения". Священник просит о воспрещении к продаже и изъятии посуды. Фабрика понесла убытки. Похожий случай был в 1904 году, когда на границе были изъят интересный груз - 12 килограммов портретов-медальонов с изображением протоиерея Иоанна Кронштадтского. "Как бы это обстоятельство не послужило толчком к волнениям и недовольствам: живого человека причисляют к лику святых", - решили цензоры (протоиерей Иоанн Сергиев скончался в 1909 году). Заказчик портретов в письме в Синод объясняет, что он желал прийти на помощь раненым в войне с Японией и заказал за границей бронзовые портреты батюшки, чтобы с личного его разрешения их продавать, а вырученные средства передавать в соответствующий благотворительный фонд. "Запрет на выпуск из таможни лишил бы раненых помощи и ввел бы автора в материальный ущерб, оплаченный из его личных средств". Синод был неумолим: "Велик соблазн для православных христиан, а материальный ущерб является его собственной непредусмотрительностью".
 
Марина Костюхина, доцент РГПУ, посвятила доклад теме настольных игр в старом Петербурге. Главный архивист ЦГИА Наталья Колышницына рассказывала об особенностях обучения русскому языку в XIX-ХХ веках и зачитывала цитаты из подлинных сочинений петербургских гимназистов. Ольга Розанова, профессор Академии русского балета, иллюстрировала свое выступление "Комическое в балете и вокруг него" показом видеофрагментов репетиций и комедийных выступлений разных лет.

Сотрудник РНБ, слушатель чтений Екатерина Трубина отметила, что темы встреч разнообразны, рассчитаны на восприятие любого слушателя. Доклады публикуются, и читатели могут ознакомиться со сборниками разных лет в стенах библиотеки.
 
ИА "Вода живая",
18.05.18