О русской литературе шла речь на Коломенских чтениях

Традиционные Коломенские чтения прошли 15 мая в библиотеке "Старая Коломна". Их тема, приуроченная к Году литературы, - "Русская литература во времени, в личностях, в идеях".

Доклад историка Юрия Соколова "Любовь к единственному..." был посвящен творчеству Александра Пушкина. Название доклада родилось из исторического анекдота о встрече Рихарда Вагнера и Джоаккино Россини: рассуждая о композиторском творчестве, они пришли к выводу, что гениальных сочинителей много, но Бах - единственный. "Бах - абсолютная величина. Он стоит на последней ступени лестницы, ведущей в небо. Так можно сказать и о Пушкине". Ученый обратил внимание слушателей на то, что литература допушкинской поры сейчас нам чужда: мы можем изучать творчество литераторов, уважать их за те или иные достижения, но язык, которым они выражали мысли, нам не близок, мы выражаем мысли по-другому. А вот произведения, созданные после Пушкина, абсолютно читаемы, это тот язык, которым мы говорим: "Это произошло с его появлением - Пушкин совершил взлет и забрал с собой всю русскую культуру". Еще одно подтверждение "абсолютности" Пушкина - его произведения сопровождают нас всю жизнь: мы читаем их в детстве, в подростковом возрасте, в зрелости и в старости, причем то, что читали в детстве и юности, открывается позже с другой стороны. "В какой-то мере можно сравнить творчество Пушкина со Священным Писанием: каждый понимает его в меру глубины". Для примера Юрий Соколов привел "Сказку о рыбаке и рыбке": для детей это всего лишь история о жадности, а став старше, мы понимаем, что "старик" и "старуха" - это две ипостаси человека, одна не может существовать без другой. В произведениях Пушкина всегда присутствует парность героев, один дополняет другого: исследователь определил одного героя как "действенного", другого - как "созерцательного". Уделил докладчик внимание и перекличке тем и мотивов в произведениях Пушкина.

Историк Наталья Колышницына посвятила доклад личности Петра Плетнева, который известен как человек из ближайшего окружения Александра Пушкина - и на этом, собственно, знания большинства людей о нем заканчиваются. "Между тем сама фигура Плетнева заслуживает внимания - в первую очередь, благодаря выдающимся нравственным качествам этого человека". В докладе прослежен жизненный путь Петра Плетнева, родившегося в семье пономаря и ставшего ректором Санкт-Петербургского университета.

Филолог Варвара Фомичева рассказала о другом, гораздо более известном современнике Александра Пушкина - Осипе Сенковском. Это был всесторонне одаренный человек - ученый-востоковед, полиглот и даже изобретатель оригинальных музыкальных инструментов. Но больше он известен как журналист и литератор, редактор первого "толстого" журнала в России - "Библиотеки для чтения". Известно более сорока псевдонимов, которыми он подписывал свои сочинения, но ассоциируется обычно с одним - "барон Брамбеус". Литературовед рассказала о происхождении псевдонима: Брамбеус - герой бульварного романа, который любил читать... один из слуг Сенковского. Осипа Ивановича часто - и справедливо - упрекали в угождении вкусам публики, а также в скоропалительности суждений: знаменитая фраза Хлестакова из комедии Гоголя "Ревизор" "легкость в мыслях необыкновенная" - однозначный для современников "камень в огород" Сенковского.

Доктор филологических наук профессор ИРЛИ РАН Сергей Фомичев посвятил свой доклад непосредственно Коломне, он назывался "Коломенские прогулки Гоголя". Сергей Александрович начал доклад с известных строчек Самуила Маршака: "Давно стихами говорит Нева...". "Все литераторы, упомянутые в этом четверостишии, имеют отношение к Коломне: Пушкин жил здесь с родителями после окончания Лицея, многие адреса Достоевского, особенно связанные с романом "Преступление и наказание", находятся в Коломне, Блок жил в Коломне, и именно здесь находится его последняя квартира... но крепче всего связан с Коломной Гоголь". Все петербургские адреса Гоголя, кроме последнего, - коломенские; Гоголь пытался поступить актером в Большой каменный театр, которые тоже находился в Коломне. Сергей Фомичев подробно остановился на первых петербургских годах будущего писателя, на его бедном, полуголодном житье-бытье: "Гоголь вскоре поднялся, стал известным писателем, но первые три петербургских года запомнил навсегда". Уделил докладчик внимание и истории самой Коломны, в частности - происхождению этого названия. Наиболее вероятной он считает такую гипотезу: район стал регулярно застраиваться после пожара в 1730-е годы, и назвали это место на немецкий лад "колонией", то есть просто "селением". Народ переиначил непонятное слово на свой лад - так и появился первый петербургский внутренний топоним.

Преподаватель и заведующий архивом Санкт-Петербургской духовной академии  Дмитрий Карпук назвал свой доклад "Проповедь как искусство слова: XIX век". Дмитрий Андреевич рассказал, что до середины XVII века жанра устной проповеди в Русской Православной Церкви практически не существовало. Когда священники "заговорили" (это было ответом на ощущаемый всеми духовный кризис), народ новшество не принял: "Почему? Да потому, что священники обличали грех, говорили, что надо жить по заповедям. Известный путешественник Адам Олеарий пишет, что неугодных священников частенько били; среди них был и всем известный протопоп Аввакум, о чем мы и читаем в его "Житии"..." Однако в XVIII  веке жанр проповеди стал популярен. Докладчик привел несколько примеров, когда хорошо сказанная проповедь кардинально меняла судьбу проповедника. Например, митрополит Стефан (Яворский) один раз произнес проповедь в присутствии Петра Великого - и стал Местоблюстителем Патриаршего престола. Простой монах Феофан Прокопович, опять же в присутствии царя, произнес проповедь в день Полтавской победы, связав это событие с отмечаемой в этот день памятью святого Сампсона Странноприимца и напомнив эпизод из жития святого: тот, будучи отроком, чудесным образом голыми руками справился с напавшим на него львом. Изображение льва было на гербе Швеции; Самсон, разрывающий пасть льву, стал одним из символов Российской империи, а Феофан Прокопович - епископом, впоследствии - первенствующим членом Святейшего Синода. "И митрополит Стефан, и архиепископ Феофан были выходцами из Киево-Могилянской академии, - продолжил докладчик. - Вскоре у нас появились и свои проповедники - святитель Иоасаф Белгородский, митрополит Платон (Левшин), про которого Вольтер сказал: "Русский Платон превзошел древнегреческого". Но к середине XIX века устная проповедь вновь исчезает из обихода: священников обязывали говорить "по бумажке" и представлять тексты проповедей в духовную консисторию. Вскоре, для облегчения участи священников, вынужденных обивать пороги для утверждения текстов, появился сборник типовых проповедей: батюшки просто открывали его и прочитывали соответствующий определенному дню отрывок. Это, по мысли докладчика, не могло не привести к очередному духовному кризису, последствия которого мы ощущаем до сих пор.

Художник и литератор Валерий Исаченко рассказал о собственных стихотворениях, посвященных русским литераторам, и о том, как ему удалось разыскать могилу Александра Радищева на Волковском кладбище.

Клирик Свято-Исидоровского храма  иерей Константин Костромин, один из организаторов конференции, в докладе "Слово - оружие литератора" рассказал об известном писателе и общественном деятеле конца XIX - начала ХХ века священнике Григории Петрове. Отец Григорий, творчество которого в современной России незаслуженно забыто, дружил с Репиным, Волошиным и Розановым, был знаком с Мережковским. Он преподавал в Политехническом институте, и на время его лекций никаких других лекций не назначали: студенты все равно уходили "слушать Петрова". Священник Григорий Петров прославился и как богослов (в 1898 году вышла его книга "Евангелие как образ жизни"), и как беллетрист. Умер в 1920-е в эмиграции.

Доклад историка Ольги Ансберг "Коломна в репортажных рисунках "Петербургского листка" в отсутствие автора был прочитан Еленой Жерихиной. В нем шла речь о рисунках, которые иллюстрировали журналистские материалы до широкого использования фотографии.

Музыковед Ольга Гаврилина посвятила доклад петербургскому композитору Александру Серову, который сейчас больше известен как отец художника Валентина Серова, а в свое время стоял у истоков научной музыкальной критики и был популяризатором в России творчества Рихарда Вагнера.

Завершил конференцию доклад историка архитектуры Елены Жерихиной "Квартал Вознесенской церкви в литературе второй трети XIX века". Елена Игоревна отметила, что один из эпизодов неоконченной повести Михаила Лермонтова "Княгиня Лиговская" - когда Жорж Печорин, едучи в коляске, сбил бедного чиновника Красинского - происходит именно в том районе, но церковь не упоминается, и вообще в описании много неточностей - как и в повести "Штосс", также неоконченной. В этом же районе находится парикмахерская Ивана Яковлевича в повести Николая Гоголя "Нос" - и церковь тоже не упоминается. Самое точное описание этих мест, по мысли докладчика, - в ранних повестях Федора Достоевского; сказалось строительное образование писателя. Но и он не пишет о Вознесенской церкви. Вознесенская церковь не сохранилась до наших дней - к сожалению, распространенный факт в нашей истории. Но интересно, что и упоминаний об этом храме, бывшем одной из городских доминант, в литературе и в документах на удивление мало - исследователь предполагает, что неспроста, и загадку эту еще предстоит разгадать.

Проект "Память нации" реализуется в библиотеке "Старая Коломна" более десяти лет. Участники проекта публикуют материалы по истории Коломны и ее жителей, проводят серьезную работу в архивах, организуют встречи с историками и краеведами, экскурсии и презентации книг. Каждый год в "Старой Коломне" проходит под знаком основной темы, по которой готовится выставка, проходят экскурсии. Кульминацией становятся ежегодные Коломенские чтения, которые проходит с 2003 года. На них выступают известные краеведы, историки, культурологи. По материалам чтений издаются научные сборники.

ИА "Вода живая",
15.05.15