Прошел "круглый стол" о наследии преподобного Андрея Рублева

В рамках VII Санкт-Петербургского культурного форума в Доме архитекторов 15 ноября состоялся "круглый стол" на тему "Наследие преподобного Андрея Рублева в деле охраны памятников в России". Его организовали Всемирный клуб петербуржцев (ВКП) и Союз архитекторов Санкт-Петербурга.

Приветственное слово произнес председатель секции реставраторов Союза архитекторов Рафаэль Даянов. Член ВКП Владимир Дервенев отметил, что место проведения конференции символично: Санкт-Петербург находится на древней Новгородской земле, которая, в свою очередь, относится к русскому Северу, связанному с явлением Пресвятой Троицы преподобному Александру Свирскому. До 1917 года день рождения города отмечался в праздник Троицы, а "Троица" - самая известная икона кисти преподобного Андрея Рублева.

С основным сообщением выступил заведующий сектором церковной археологии Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева академик Олег Ульянов. Он напомнил, что в нынешнем году исполнилось 590 лет блаженной кончины великого иконописца Древней Руси: "Дни рождения святых в нашей Церкви никогда не отмечались. День рождения святого - это его кончина, в этот день он родился для Царствия Небесного". Официальных торжеств по этому поводу не было, тем не менее, дате был посвящен ряд культурных событий в некоторых городах России.

Академик рассказал об истории Спасо-Андроникова монастыря, где подвизался преподобный Андрей Рублев, в ХХ веке. Вскоре после войны, 10 декабря 1947 года, в праздник иконы Пресвятой Богородицы "Знамение", Сталин подписал постановление о создании в бывшем монастыре историко-архитектурного заповедника имени Андрея Рублева. Но он так и не был создан - помешали хрущевские гонения. Правда, музей Андрея Рублева во времена Хрущева все же был открыт - помогли многочисленные ходатайства деятелей культуры, в том числе академика Михаила Алпатова, автора первой монографии о творчестве великого иконописца.

В 1980-е под руководством профессора Ульянова при раскопках в Андрониковом монастыре были обретены, идентифицированы и преданы погребению - впервые в советской практике - мощи епископа Тамбовского и Пензенского Пахомия (Симанского), родственника Патриарха Алексия I: епископ жил в этом монастыре после почисления на покой, скончался 5 мая 1789 года. Символично, что мощи были обретены ровно 200 лет спустя, в 1989 году. Благодаря этому по благословению Патриарха Пимена была возрождена литургическая жизнь в Спасском соборе монастыря.

Коснулся докладчик и более ранней истории изучения наследия Андрея Рублева, в том числе деятельности священника Павла Флоренского в комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры; на эту работу отец Павел взял благословение у Патриарха Тихона.

Роль советской власти в сохранении культурного наследия страны была двойственной: с одной стороны, забота о его сохранении всячески декларировалась, с другой - многое было продано за границу, в том числе искусные подделки, которые специально для этого и были изготовлены. В их числе были копии икон работы Андрея Рублева.

Тем не менее, в советское время активно занимались и реставрацией икон: в 1918 году для выставки отреставрировали рублевскую "Троицу" (а впервые "раскрыли" икону в 1904-1905 гг.) и несколько других икон. В тот же период шла кампания надругательства над святыми мощами. В 1930 году состоялась беспрецедентная антирелигиозная акция массового сожжения икон в разных городах России. Тогда же в Москве был взорван Чудов собор, из которого реставратору Петру Барановскому (1892-1984) удалось вынести мощи святителя Алексия, митрополита Московского, которые находятся в Богоявленском Елоховском соборе. В рамках той же кампании икона Пресвятой Троицы была увезена из Троице-Сергиевой лавры и передана в Третьяковскую галерею.

Первым коллекционером произведений Андрея Рублева был преподобный Иосиф Волоцкий. Коснулся академик и спорных моментов биографии иконописца: сведений о нем сохранилось крайне мало, до сих пор идут споры о том, когда он родился, в каком году был пострижен. Докладчик привел новые научные данные о дате рождения иконописца в конце 1340-х, его вероятном отце - иконописце Иване, упоминаемом в летописи и в подписи к одной из икон, а также о постриге в возрасте не ранее 17 лет в строгом согласии с каноническими правилами до кончины его наставника преподобного Андроника, который почил о Бозе 13 июня 1373 года.

Доподлинно известна только дата его кончины - 17 октября 1428 года. Могила преподобного также утрачена: известно, что он вместе с другим иконописцем, Даниилом Черным, был погребен под монастырской колокольней, которая до наших дней не сохранилась.

Докладчик остановился на особенностях сюжетов и изобразительной манере отдельных икон письма Андрея Рублева. Говоря о "Троице", он отметил, что до сих пор существуют разные точки зрения, какую ипостась Пресвятой Троицы представляет каждый из трех ангелов. По мнению Олега Ульянова, ряд деталей указывает на то, что на иконе изображены - слева направо - Отец, Дух Святой и Сын.

Ученый опроверг распространенное заблуждение, что сюжет "Троицы" разработан самим иконописцем, а до него на иконах Святой Троицы всегда изображались Авраам и Сарра: "Это не "Гостеприимство Авраама и Сарры", это другой иконографический сюжет, и он бытовал ранее", - подчеркнул он, предоставив в доказательство многочисленные иллюстрации.

Докладчик ответил на вопросы слушателей - иконописцев, реставраторов, искусствоведов, в том числе сотрудников Эрмитажа и Русского музея.

ИА "Вода живая",
15.11.18