В рамках лектория "Предание.ру" 17 января в Свято-Владимирской школе Новодевичьего монастыря состоялась лекция клирика Феодоровского собора протоиерея Димитрия Сизоненко "Крещение Христа и крещенские купания".
Бал показан видеоролик с сюжетами о крещенских традициях Болгарии, Испании, Эфиопии. Практически во всех странах христианского мира празднование включает традицию погружения в освященную воду.
Лектор рассказал об истории зарождения празднования Крещения. В IV веке святитель Иоанн Златоуст ввел традицию дня Богоявления - одновременно с праздниками Рождества Христова, Обрезания и Крещения Господня. В цикле празднования Богоявления при святителе Иоанне Златоусте сохранялось воспоминание о свадебном пире в Кане Галилейской, так как в Евангелии от Иоанна именно это событие стало первым чудом Христа, и описывается греческим словом "αρχή" - "начало". Тем же словом "начало" определяются все праздники цикла Богоявления.
В XIX веке крещенские гуляния с купанием в проруби в России принято было считать пережитком "народного православия" и отсылкой к язычеству.
Отец Димитрий подчеркнул, что праздник Богоявления дает ответ на вопрос о "доказательстве существования Бога", которое считается таким важным для современного рационального человека. Истина заключена в том, что Бог являет Себя миру, поэтому доказательств Его существования не требуется: если Христос не родится, не вступит на крестный путь и не воскреснет в сердце человека, все остальное не имеет смысла.
"В ночь, когда мы празднуем Крещение Господне, любая вода становится сопричастна первым водам начала бытия, - сказал отец Димитрий. - Именно над той водой первых дней творения произносится первое благословение и парит Святой Дух. А молитвы, которые читаются на освящение воды в крещенские дни, схожи с молитвами над водой перед крещением людей".
В череде празднований явлений Бога (греч. "эпифания") отец Димитрий наряду с праздниками Рождества и Крещения выделил Пасху и Преображение Господне.
Лектор обратил внимание на параллели между праздниками Богоявления и Пасхи. Сошествие в Иордан на иконе Крещения Господня, к примеру, часто схоже с изображением на иконе "Сошествие во ад": "Получается, что мы погружаемся в смерть или воду с головой, чтобы родиться уже в новом качестве - воскреснуть".
Следующим общим элементом подобных эпифаний является откровение Святого Духа. На Иордане - в виде голубя, который спускается с неба и прибывает с Христом, во время Преображения - это облако.
Отец Димитрий пожелал слушателям, чтобы в праздничные дни Христос стал для каждого источником радости и просиял в душе светом любви с новой силой: "Мы становимся ближе к Воскресению, и его свет все больше наполняет наш внутренний мир светом и радостью. Желаю, чтобы центром праздника было Слово - то есть воскресший Христос".
На сайте "Предание.ру" в разделе "Лекторий" размещены анонсы встреч и лекций, а также видеозаписи прошедших мероприятий.
ИА "Вода живая",
17.01.19
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура
Свято-Владимирская школа Воскресенского Новодевичьего монастыря
196084, Санкт-Петербург, Московский район, Московский пр., д. 104Упоминания в новостях
6 мая 2024
В Эрмитаже прошел пасхальный концерт
...
В программе участвовали лучшие хоровые коллективы северной столицы: хор Свято-Владимирской школы Новодевичьего монастыря, хор Рождественского подворья Александро-Свирского монастыря, праздничный хор Новодевичьего монастыря, хор Консерватории и хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии ...