Состоялся показ спектакля "Сказание о Петре и Февронии"

Спектакль "Сказание о Петре и Февронии" представили на Новой сцене Александринского театра 7 июля. Показ был приурочен ко дню памяти святых покровителей христианского супружества, который отмечается 8 июля и объединен с государственным праздником - Днем семьи, любви и верности.

Перед спектаклем председатель епархиального совета по культуре иерей Илия Макаров передал организаторам и участникам благословение и добрые пожелания митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия.

"Сегодня, когда семья дискредитируется, любовь опошляется, а верность предается, мы должны вновь и вновь говорить об этих удивительных святых, учить самих себя исконно русским православным ценностям, - отметил отец Илия. - Мы имеем возможность кратчайшим путем - языком музыки и поэзии узнать святых Петра и Февронию. Они открывают нам свои сердца. Казалось бы, это всего лишь музыкальный вечер, но он переносит нас в чудесный духовный мир".

Отец Илия поблагодарил Фонд "Общество возрождения художественной Руси 1915" и кафедру древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории, в сотрудничестве с которыми епархиальный совет по культуре создает музыкальные проекты.

Спектакль создан в жанре музыкально-эпических картин, объединенных повествованием сказителя-гусляра. Его роль исполнил фольклорист, специалист в области аутентичного пения Андрей Котов. В основе текста постановки его собственный эпический рассказ, либретто Людмилы Разумовской, созданное по повести XVI века Еразма Прегрешного "Повесть о Петре и Февронии Муромских", а также авторские тексты композитора Наталии Варламовой.

Благодаря тонко продуманной сценографии, видео и световым декорациям, а также камерности новой сцены Александринского театра зрители полностью погрузились в мир средневековой Руси. Вместе с главными героями они побывали в древнем Муроме, стали свидетелями битвы князя Петра со змеем, мучившим супругу его старшего брата княгиню Марию, разгадывали загадки мудрой девы Февронии, исцелившей князя от страшных последствий сражения с чудовищем. С помощью простых, но тщательно подобранных художественных приемов режиссер Ольга Маликова показала не просто историю любви - спектакль рассказывает о святых, ставших олицетворением идеала христианского супружества. Образ святости, неотмирности главных героев подчеркнут жестами, типичными для русских средневековых икон, интонациями, с которыми они обращаются друг к другу и остальным участникам спектакля. Впечатление усиливают красочные костюмы, также созданные в стилистике русских икон XIII - XV веков. Эскизы к ним разработал ректор РАХ заслуженный художник России Иван Глазунов.

В спектакле присутствуют развернутые оперные сцены, основанные на музыкальном языке старинных русских духовных стихов, в исполнении оперного хора Михайловского театра. Образы главных героев создали солисты Александр Кузнецов и Софья Файнберг.

Авторы музыки - Александр Видлишки (Болгария), Наталия Варламова (Казань), Андрей Микита (Москва). В кульминационной сцене прозвучали фрагменты сочинения Владимира Мартынова "Исаия, ликуй!", посвященного венчанию. Исполнитель - симфонический оркестр "Таврический" под управлением Михаила Голикова.

Князья Петр и Феврония Муромские были канонизированы на Соборе 1547 года и почитаются как покровители христианского супружества. "Повесть о Петре и Февронии" XVI века запечатлела историческое предание о событиях в удельном Муромском княжестве домонгольских времен и вобрала в себя фольклорные сюжеты и мотивы. Союз Петра и Февронии был прообразом царской власти: по византийской доктрине идеальный образ правителя мыслился как союз Божественной власти (князь Петр) и Премудрости Божией (княгиня Феврония).

ИА "Вода живая",
07.07.19