Освящен верхний храм собора Рождества Богородицы Коневского монастыря

В Неделю 3-ю по Пятидесятнице, Собор Санкт-Петербургских святыхСобор Новгородских святых, 7 июля, Святейший Патриарх Кирилл освятил верхний храм собора Рождества Пресвятой Богородицы Коневского монастыря и совершил в нем Божественную литургию.

Его Святейшеству сослужили митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, Тверской и Кашинский Савва, Казанский и Татарстанский Феофан, Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий, епископы Выборский и Приозерский Игнатий, Кронштадтский Назарий, Альметьевский и Бугульминский Мефодий, Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, Гатчинский и Лужский Митрофан, Петергофский Серафим, наместник обители игумен Александр (Арва), духовенство Санкт-Петербургской митрополии.

За богослужением молился настоятель Ново-Валаамского монастыря архимандрит Сергий (Райаполви).

Состоялась хиротония архимандрита Игнатия (Григорьева) во епископа Чистопольского и Нижнекамского. Патриарх напутствовал новопоставленного епископа.

Епископ Выборгский и Приозерский Игнатий обратился к Предстоятелю, отметив, что продолжаются торжества в честь 625-летия основания монастыря. "Эти 625 лет были непростыми, - сказал он. - Когда преподобный Арсений покидал земной мир, оставил завет братии: "Если будете пребывать в законе Господнем, обитель не оскудеет и Матерь Божия ее не оставит". Но, как видим, трижды обитель оскудевала - и трижды практически из небытия восставала и восстает, и, как мы уже привыкли говорить, это третья Пасха в истории обители. Преподобный не случайно говорил о сохранении закона Господня. Он понимал, что человек слаб, и даже несмотря на то, что было сделано на протяжении десятилетий, столетий, грех разрушает не только внутренний мир человека, но и священную связь человека с Богом. И вот, милостию Божией, когда и вера уходила из сердец, люди уже сомневались, возможно ли воссоздать то, что было утеряно нашими предками, обитель была восстановлена. Вспоминаю наш давний разговор, вы говорили, что надо восстановить обитель и искать для этого все возможные способы, и сегодня это все исполнилось. Исполнилось благодаря вашему попечительству, вашим молитвам и благодаря заботе главы нашего государства, для которого эта обитель тоже стала чем-то дорогим. И сегодня мы вас приветствуем в восстановленном храме и вместе молимся, чтобы закон Господень, о котором говорил преподобный Арсений, мы не теряли, потому что если его потеряем, можем быть оставлены Богом и Пречистой Девой Марией".

Епископ Игнатий подарил Его Святейшеству список Коневской иконы Божией Матери.


"В сегодняшний воскресный день полагается апостольское чтение из Послания апостола Павла к римлянам, - сказал Патриарх в проповеди. - В этом отрывке мы находим замечательные слова. Апостол говорит, что мы должны радоваться не только благодати, которую получили по вере через Господа, но и скорбям. Если бы в Послании после этих слов стояла точка, люди не поняли бы мысль апостола. Радоваться скорби противно человеческой природе. Но там нет точки после слова "скорбь", а есть другие слова: "Потому что скорбь порождает терпение". И если даже бы здесь была поставлена точка, то это бы не очень вдохновляло людей, потому что терпение - это состояние огромного напряжения, которое не обязательно разрешается положительным результатом. Но за словом "терпение" следуют слова: "Потому что терпение порождает опытность, а опытность порождает надежду" (Рим. 5:3-5). И вот эта цепь важных понятий, которые следуют из утверждения апостола о том, что радоваться надо не только благодати, но и скорби, открывает величайшую Божественную истину, которая обрамлена в категории человеческой мудрости".

"Если мы не имеем терпения, мы не можем справляться с огромными, как теперь говорят, вызовами извне, - продолжил Предстоятель. - Мы не способны справляться с проблемами и трудностями, которые рождаются от нашего несовершенства, от наших слабостей, с которыми связываются жизненные ошибки. Терпение через эту мудрость, дарованную нам апостолом Павлом, действительно обретает великий смысл, потому что связывается с человеческим опытом и, в конце концов, с надеждой. В самом деле, каждый из нас, проходя через скорби, выходит из этих скорбей немного другим. Если скорбь ломает человека, он выходит из этой ситуации инвалидом, иногда физическим, но чаще всего духовным. Скорбь может настолько сломить человека, что даже сама жизнь для такого несчастного становится неким ярмом, и знаем, как иногда скорбь приводит к страшной трагедии, когда человек не сознает связи с жизнью и накладывает на себя руки. Скорбь - действительно чрезвычайно опасное состояние души, но одновременно требует терпения, а терпение приводит к опытности. Что было бы с каждым из нас, если бы весь наш жизненный путь был устлан розами, не было скорбей, если бы мы никогда не терпели, а сбрасывали с себя трудности! Разве обрели бы мы жизненный опыт, который каждый из нас имеет? Значение этого опыта прямо пропорционально тому, как мы в жизни преодолевали скорби, насколько были терпеливы, насколько скорбь не разрушила нас, но обогатила мудростью".

"Апостол Павел, конечно, не мог нам предлагать просто некие советы, которые бы помогли правильно жить и избегать ошибок, - подчеркнул Патриарх. - В замечательных словах, в которых он скорбь связывает с терпением, терпение - с опытом, а опыт с надеждой, апостол выстраивает вертикаль, соединяющую нас с Богом, потому что само понятие надежды не имеет рационального смысла, если вы в Бога не верите. Что означает для неверующего надеяться? Многие критически мыслящие неверующие действительно спрашивают себя: "А почему я должен надеяться? В моем распоряжении нет ничего такого, отталкиваясь от чего, я мог бы прогнозировать положительный исход трудностей, через которые прохожу. Что означает надежда? Прекраснодушный оптимизм, не поддержанный логикой и фактами!" Ничего общего с таким прекраснодушным оптимизмом не имеет христианская надежда. По слову святителя Иоанна Златоуста, надежда - как цепь, которая связывает нас с Небом, удерживает от падений и мало-помалу поднимает вверх. Это не просто оптимистический взгляд на жизнь: надежда на Бога открывает возможность решать задачи, с которыми мы сталкиваемся в этой жизни, но более всего укрепляет в вере и соединяет с Богом, открывая перед нами врата жизни вечной".

"Когда мы читаем жития святых, в том числе и преподобного Арсения Коневского, мы может быть, не думаем о том, о чем сейчас было сказано. Но разве могли монахи, вне зависимости от возраста, приезжавшие сюда, на эти острова холодного Ладожского озера, устраивать свою жизнь в одиночестве, при очень ограниченных ресурсах, которые бы могли поддерживать их физическое состояние, что-то строить, созидать, молиться, часто голодные, холодные, лишенные крова в современном смысле этого слова, разве могли бы они пройти этим подвигом, если бы не надежда? Они надеялись, что все, что они приносят в жертву к подножию Божественного алтаря, все это великой, божественной, благодатной силой вернется и даст им физические и духовные силы преодолевать трудности. И ведь так оно и произошло. Поэтому слова апостола Павла о надежде в контексте сегодняшнего праздника, связанного с жизнью преподобного и богоносного отца нашего Арсения Коневского, приобретает совершенно конкретный смысл и конкретное звучание. Были в истории и, по милости Божией, есть и сегодня люди, которых надежда связывает с Небом и цепью удерживает от падения, и, по слову Златоуста, поднимает вверх. Пусть пример святого преподобного Арсения и множества других святых угодников, пусть эти горячие, вдохновенные слова апостола Павла о надежде, которая не посрамляет, помогут и каждому из вас на вашем жизненном пути сохранять надежду на силу Божию, на мудрость Его Промысла, надежду на то, что всякое испытание, которое нам подается, не напрасно, и, проходя через эти испытания, мы не должны стать слабее ни физически, ни духовно, но должны действительно открыть для себя дорогу в Царствие Небесное. Опыт и жизнь святых угодников Божиих - это не часть истории, тем более - не часть фольклора, как иногда говорят нерелигиозные исследователи житий святых, а это - великие примеры жизни, которые актуальны вне времени и вне нашего земного пространства, потому что в любой точке земного шара в любой момент времени их опыт, их вера и их надежда являются актуальным примером для тех, кто стремится идти путем спасения. Молитвами святого преподобного и богоносного отца нашего Арсения Коневского да сохранит Господь эту святую обитель и да поможет всем нам, сохраняя надежду, устремляться вперед со смирением и молитвой, уповая на волю Божию, призывая ее для прохождения нашего жизненного пути. Аминь!" - завершил проповедь Святейший Патриарх Кирилл.

Он подарил обители образ явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому.

Владыке Игнатию был подарен юбилейный крест, выпущенный к 10-летию патриаршего служения.

Каждому насельнику было подарено художественно оформленное издание Нового Завета.

Патриаршими грамотами за восстановление монастыря были награждены реставраторы и благотворители.

Верующим раздали изображения Коневской иконы Божией Матери с предстоящими святыми.

Предстоятель освятил памятник преподобному Арсению Коневскому.

ИА "Вода живая",
06.07.19

Видео: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Выборгскую епархию

Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь

188767, Ленинградская обл., Приозерский р-н, почтовое отделение Владимировка, остров Коневец

Упоминания в новостях

Все новости