В Нижегородской духовной семинарии 12 сентября состоялся гала-концерт I Всероссийского фестиваля-конкурса диаконского искусства имени великого архидиакона Константина Розова. Он был приурочен к 145-летию со дня его рождения на Нижегородской земле.
В начале встречи гости и участники фестиваля посмотрели мультимедийную презентацию о судьбе, служении и уникальном могучем голосе архидиакона, который его современники сравнивали с басом Федора Шаляпина. Зрители увидели фотографии Константина Розова, кадры с афишами концертов с его участием (в его репертуаре было много популярных русских песен и классические произведения Петра И. Чайковского, Модеста Мусоргского, Михаила Глинки, Александра Бородина). Прозвучали фрагменты сохранившихся аудиозаписей богослужений с участием Константина Розова.
Диплом лауреата третьей степени получил диакон Антоний Малаховский (Санкт-Петербургская епархия). Лауреатом второй степени стал диакон Андрей Реймерс (Санкт-Петербургская епархия). Диплом первой степени был присужден протодиакону Димитрию Исаеву (Нижегородская епархия) и диакону Сергею Горохову (Алатырская епархия).
Лауреаты исполнили музыкальные произведения, которые представили на суд жюри в отборочном туре.
На гала-концерте присутствовал ведущий научный сотрудник института русской литературы Российской академии наук, доктор культурологии, профессор Александр Розов, внук священномученика Николая Розова, родного брата великого архидиакона. Он поблагодарил нижегородцев и настоятеля Вознесенского Печерского монастыря архимандрита Тихона (Затекина) "за подвижнический труд в увековечивании памяти рода Розовых, служителей Церкви".
Александр Розов передал в дар расположенному в Переческой обители церковно-археологическому музею Нижегородской епархии фотографии из семейного архива, диски с записью голоса Константина Розова, а также переписку своего отца Николая Розова, специалиста по древнерусской рукописной книжности, с дочерью архидиакона Людмилой Розовой, специалистом по народному искусству.
Обращаясь к участниками и гостям фестиваля, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий подчеркнул, что диаконское служение - одна из важнейших составляющих богослужебного благолепия, которое необходимо поднимать на высокую духовную и профессиональную планку.
"В связи с трагическими событиями в XX веке в нашей Церкви стала терять актуальность тема красоты богослужения. Помню, будучи отроком, я посещал храм и слышал пение, которое мой слух совершенно не радовало. Сегодня время благословенное, и нам нужно сохранить и утвердить благочестие, благообразие в деле богослужения: это и певческое искусство, и традиция регентского дела и, конечно, диаконское служение. От того, как диакон возглашает свои прошения, как являет себя народу в храме, как ведет себя в алтаре, зависит настрой молящихся в храме, степень погружения в молитву", - сказал архипастырь.Он также отметил, что совершать богослужение благочинно и благообразно стоит больших трудов, забот и талантов: "У человека может быть не такой благозвучный и сильный голос, но служит и исполняет он с благоговением и трепетом, и это приносит огромную пользу людям. А у кого-то может быть великолепный голос, но он не молится, а театрально исполняет свое дело, и это не приносит пользу".
Владыка Георгий пожелал помощи Божией организаторам фестиваля диаконского искусства.
ИА "Вода живая" - сайт Нижегородской митрополии,
12.09.19
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура