Представлена книга иерея Алексия Волчкова о раннехристианской общине

Презентация книги иерея Алексия Волчкова "Раннехристианская община в античном полисе" состоялась 4 декабря в доме причта Феодоровского собора. Книга вышла в свет в ИД "Познание".

Как рассказал автор, основной массив текста был написан много лет назад, когда он был студентом и аспирантом кафедры истории Древней Греции и Рима истфака СПбГУ. Потом работа на долгое время была отложена, а в 2017 году книга была переписана: цель была сделать ее максимально доступной, не наукообразной.

"Эпоха раннего христианства привлекательна, - отметил отец Алексий. - Все знают, что и прошлое, и настоящее противоречиво, золотого века никогда не было, в том числе и золотого века христианства. Но в христианской жизни было много хорошего: что-то, возможно, надо бы возродить, а другое возрождать не надо. Но для каждого верующего это эпоха, когда христианство победило всех: Римскую империю, синагогу, философию - всех конкурентов, которые на тот момент существовали. Это было успешное религиозное движение, а нечто успешное всегда привлекает внимание".

Автор рассматривает стороны жизни раннехристианской общины. Чтобы понять специфику христианства, подчеркнул он, важно понять, в какой среде оно развивалось, каким традициям наследовало. Еще в XIX веке было предложено изучать христианство как подвид частных объединений, которыми изобиловала античность. Частное объединение - это сообщество людей, собравшихся по какому-то принципу. Принцип мог быть любым: объединялись соседи, адепты одного культа, люди одной профессии или интересовавшиеся, к примеру, собственным погребением. Объединений было много, для них есть разные слова, обозначения. Но устоявшийся корректный термин - "коллегия", то есть собрание "коллег". Христиане собирались по принципу уже существующих собраний.

Что же выделяло экклесию среди других коллегий? Найти уникальное здесь гораздо сложнее, чем типичное. Можно отметить акцент на нравственности: он выделяет экклесию, но не отделяет, это было и в других собраниях. Экклесия в большей степени, чем синагога, дистанцировалась от окружающих. Автор привел высказывание апостола Павла (1Кор. 10:20-21), показывающее, что христианам нельзя было быть участниками других коллегий.

Особое внимание было уделено застолью - характерному институту того времени. Трапезы были любимым времяпрепровождением античного общества, и отличительной чертой коллегий было совместное трапезничество. Культ равнялся трапезе не только у христиан: это было во многих культах, например, в культе Митры. Божества в представлениях того времени были соучастниками застолья. Были продемонстрированы иллюстрации пиршеств в античности: например, фотографии триклиния, раскопанного в Помпеях.

Автор подчеркнул, что христианство в течение трехсот лет дорабатывало идеологию трапезы. Так, в идеале на трапезе должен быть соблюдаться принцип исономии, то есть равенства, но на деле было не так: богатые часто приносили еду и ели ее сами, не делясь с бедными. Это апостол Павел называет недостойным причащением (1Кор. 11:20-30). Поначалу трапеза у христиан была изобильной, что приводило к объедению и пьянству - об этом свидетельствуют апостольские послания (Иуд. 1:12, 2Пет. 2:13). В итоге восторжествовал принцип "каждому понемногу", и наша нынешняя трапеза за богослужением - чисто символическая.

Настоятель собора протоиерей Александр Сорокин поблагодарил отца Алексия за мини-лекцию, давшую представление о книге: "Продолжаю ее читать и убежден, что это достойный труд. Возникает много вопросов, самый интересный - насколько христианство уникально по сравнению с другими явлениями. Здесь рассматривается вопрос, насколько оно уникально по отношению к античному миру. В происхождении христианства нас особенно интересует, насколько это чудо Божие, а насколько оно логично вытекает из общечеловеческих явлений. На эти вопросы автор отвечает, подводя читателя к тем или иным выводам".

Отвечая на вопрос о вхождении в раннехристианскую общину, отец Алексий отметил, что оно было двояким: с одной стороны, человек пребывал в общине с детства, с другой - когда вырастал, делал сознательный выбор. Кроме того, в общины приходили те, кто вырос в других общинах. Поскольку в те времена была велика вероятность гонений, возник европейский феномен личного обращения.

Был задан вопрос о социальном служении в ранней Церкви. Автор ответил, что одно из уникальных свойств христианской общины - забота о тех, о ком не заботилось общество: христиане помогали друг другу, вступительных взносов, в отличие от некоторых языческих коллегий, не было. Были большие добровольные пожертвования и обширные социальные программы. Но социальная сторона не привлекала внешних в большей степени, чем само учение: в христианстве привлекало именно учение, отличное от язычества.

На вопрос о роли гонений ответил доцент СПбГУ Алексей Пантелеев, автор книги "Ранние мученичества: переводы, комментарии, исследования". Он подчеркнул, что в эпоху гонений в Церкви не было случайных людей, все знали, на что шли. Христиане искренне любили друг друга, и это наряду с их стойкостью также привлекало внешних.

ИА "Вода живая",
04.12.19


Храм Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых

191036, Санкт-Петербург, Центральный район, ул. Миргородская, 1 B, литер A

Упоминания в новостях

Все новости