Выставка "Небесные хранители православной Эллады. Фасадная керамика храма Серафима Саровского в Салониках" открылась 27 октября в Музее архитектурной художественной керамики в Государевом бастионе Петропавловской крепости. Она подготовлена Музеем истории Санкт-Петербурга, музеем "Керамарх" и реставрационно-производственной компанией "Паллада". Открытие для зрителей прошло в онлайн-формате на сайте музея.
Представлены монументальные керамические панно для храма, выполненные в петербургских мастерских "Финист" (группы компаний "Паллада") по эскизам Анны Верди, скульпторы - Сергей Зинов и Елена Климова-Молль, роспись Аурелы Маринуцы и Ольги Салминой - живописцев мастерских "Финист", много лет занимающихся созданием керамических икон.
Рядом с керамическими композициями "Спас Нерукотворный с ангелами", "Давид Псалмопевец", "Богоматерь Оранта" и "Ангел у гроба Господня" - подготовительные эскизы, картоны, формы, пробные образцы, фиксирующие технологические этапы и творческие поиски мастеров. Уделено внимание процессу создания фасадных панно. Дополняют экспозицию макет храма и его модель с близлежащими домами в видеоформате.
Работа над керамическим декором храма в Салониках, начиная с момента, когда Анна Верди исполнила первые эскизы майоликовых панно, до завершения обжига композиций заняла более двух лет. Утверждению композиций в глине предшествовало множество показов и доработок. Работа скульпторов над каждым панно заняла от двух до четырех месяцев. Больше всего времени потребовала композиция "Спас Нерукотворный с архангелами".
Директор компании "Паллада" и музея "Керамарх" Константин Лихолат отметил, что использование керамики для украшения фасадов нехарактерно для Греции.
"Храм преподобного Серафима Саровского станет настоящей жемчужиной Салоник и точкой притяжения не только для паломников, но и всех интересующихся искусством и архитектурой, - сказал он. - Выставочный проект уникален: элементы монументального декора чаще всего мгновенно покидают мастерскую и монтируются, поэтому процесс не дает возможности осмысления. В условиях ограничений, с закрытыми границами и невозможностью транспортировки панно в Грецию, эта возможность появилась. Это предмет для изучения искусствоведов и других специалистов, которые придут и увидят все вживую".
"Задумка выставки - показать "изнанку" производства, - отметила куратор выставки, заместитель директора музея "Керамарх" Анастасия Долгова. - Часто задают вопросы о технологии изготовления керамики. У нас была возможность это показать: есть форма, пигменты, панно в разных стадиях. Это масштабный проект, поэтому появились эскизы, зафиксированы колористические поиски".
Мастерская Андрея Анисимова предоставила для выставки эскизы. Из них видно, что изначально был по-другому решен сюжет панно "Ангел у гроба Господня" (в частности, плащаница сворачивалась в фигуру, напоминающую знак бесконечности). Вместо панно "Давид Псалмопевец" планировалась композиция "Ангел, сворачивающий небо". Но было решено, что для колокольни больше подходит сюжет прославления Господа.
Церковь преподобного Серафима Саровского (Элладская Православная Церковь) - храм русскоязычной общины второго по размеру города Греции, Салоник, где проживает значительное число греков - выходцев из стран бывшего СССР. Настоятель храма иерей Лев Ефремидис - уроженец Кавказа, рукоположен в Ростове-на-Дону, перебрался в Грецию в 1994 году с одной из последних волн репатриации русскоязычных греков. Из уважения к пожеланиям прихожан богослужения в храме совершаются по уставу Русской Православной Церкви на церковнославянском языке и по старому стилю. Строительство и отделка храма, заложенного в 1998 году, продолжаются уже более двадцати лет. Первая служба состоялась в 2000 году, когда завершилось сооружение цокольного этажа здания (нижнего храма) и в день престольного праздника был совершен чин малого освящения (открытие дверей). Однако вскоре строительство пришлось приостановить, а в первоначальный проект внести изменения - в конструкции были выявлены просчеты и несоответствие принятым в Греции антисейсмическим нормам. С 2013 года проектом храма, потребовавшим переработки, и созданием декоративного убранства его фасадов занимаются мастерские Андрея Анисимова (Москва).
ИА "Вода живая",
27.10.20
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура