Прошел мастер-класс по каллиграфии

Мастер-класс по каллиграфии "Полуустав Лицевого летописного свода" художника, каллиграфа, преподавателя Университета промышленных технологий и дизайна и иконописного отделения СПбДА Дарии Джемс-Леви в рамках проекта "Современное изобразительное церковное искусство: вопросы техники и технологии", посвященного 800-летию со дня рождения святого Александра Невского, состоялся 7 октября в духовно-просветительском центре Феодоровского собора.

Участников приветствовала ведущая - руководитель сектора коммуникаций епархиального информационного отдела и пресс-центра Александро-Невской лавры Наталья Родоманова. Она объяснила, что можно как задавать вопросы очно и присылать онлайн. Мероприятие транслировалось на сайте проекта, на YouTube-канале, в соцсетях.

Дария Джемс-Леви объяснила, что мастер-класс обращен прежде всего к тем, кто будет работать практически, присутствовать лично. Она показала презентацию о Лицевом летописном своде.

"Думаю, все знакомы с этим объемным памятником книжного искусства, - сказала она. - В каждом томе более тысячи страниц, на каждой присутствуют иллюстрации и текст. Ничего подобного в мире, по крайней мере, на тот момент, не было. В Лицевом летописном своде заключена вся информация о мировой истории, известная человеку XVI века. Возглавлял эту работу самый образованный человек того времени - митрополит Макарий. Он приглашал художников, писцов, собирал материалы. История начинается с Сотворения мира. Первые три тома посвящены мировой истории, древним царствам: Трое, Риму, Византии. Семь томов отражают русскую историю от Владимир Мономаха до времени создания Свода; есть и страницы, посвященные житию святого Александра Невского. Лицевой летописный свод создавался с 1568 до 1576. Это длительная, кропотливая, очень объемная работа. Долгое время он хранился в виде отдельных листов, лишь в XVII-XVIII веках разрозненные листы собрали и сброшюровали в книги. Три места сохраняют этот труд: РНБ, Государственный исторический музей и Библиотека Академии наук".

Дария показала на первой странице все элементы рукописей: заглавие, написанное вязью, красную строку, иллюстрацию, буквицу. Рассказала, что древнейшим русским шрифтом был устав, он пришел к нам вместе с Крещением Руси. Это торжественное, медленное литургическое письмо, которым писали священные тексты. Полуустав появился позже, в XIV веке, через сто лет уже распространен. Это наклонный, более беглый почерк: требовалось больше книг, писать нужно было быстрее. Для него характерно множество сокращений для экономии места и времени, особые надстрочные знаки, выносные буквы. Лектор уделила внимание личному стилю каждого писца - так, показала несколько вариантов одной и той же буквы. Например, один из писцов букву "веди" иногда писал в виде квадратика; современный человек не узнает эти буквы. Писцы включали в книгу альтернативные варианты, если одинаковые буквы стояли рядом.

Дария раздала участникам разлинованные листы бумаги, объяснила, как убрать с пера излишек туши, чтобы не поставить кляксу, показала, как правильно держать перо. Писать букву начинают с левого штриха. Участники должны были написать все буквы древнерусского алфавита. "Букву "он" надо стараться писать как можно уже, чтобы внутренний просвет был меньше. Расстояние между буквами нужно определять на глаз, чтобы расстояние между знаками было одинаковым", - объяснила Дария.

Она рассказала, что в древних рукописях нередко встречаются писцовые записи. Это был кропотливый труд, с утра до ночи выписывать буквы очень тяжело. Нужно внимание, чтобы не сделать ошибку, за это могли наказать. Иногда на полях встречаются записи от имени писцов: они пишут, что устали, хотят есть и так далее. Но в Лицевом летописном своде такое не встречается, поскольку заказчик очень серьезный.

На следующем листе, который подготовила Дария, был написан отрывок из текста, где рассказывается о князе Димитрии Донском и Куликовской битве. Участники должны были скопировать этот текст.

Художница-каллиграф рассказала, как делаются надписи на иконах, как разметить текст, как включить его в композицию, какие кисти используются, как добиться нужного нажима.

На вопрос о школах, курсах, учебниках каллиграфии она привела названия некоторых пособий, но добавила, что обычно преподаватели каллиграфии делают методические пособия сами. Она призвала всех уделять внимание изучению каллиграфии: "Каллиграфия - очень приятное и полезное занятие для иконописцев и для любителей церковных искусств. Иконописцы должны уметь подписать икону и ориентироваться в видах древнерусского письма. К тому же в иконописи - иконное знамя, то есть рисунок, с которого начинается работа над иконой, - линия должна быть каллиграфической. Но освоить каллиграфию можно и просто для себя, писать какие-то тексты или молитвы. Это занятие успокаивает, отдаляя суету современной жизни".

В завершение Наталья Родоманова познакомила с отзывами на страничке проекта в социальных сетях. Был даже зритель из Бергамо (Италия), не говорящий по-русски - он написал по-английски, что не все объяснения понимал, но благодарен и многое почерпнул.

Проект "Современное изобразительное церковное искусство: вопросы техники и технологии" организован культурно-просветительским центром "Образ будущего" при поддержке городского комитета по культуре. Он собрал иконописцев, искусствоведов, мастеров по византийской иконописи, энкаустике, фреске, масляной живописи, золотному шитью, золочению, каллиграфии, художественной керамике, реставраторов. Участие в программе было бесплатным.

ИА "Вода живая",
07.10.21


Упоминания в новостях

Все новости >>