Прошла дискуссия о святом митрополите Вениамине

В Культурно-просветительском центре "Покровский остров" 12 августа прошла дискуссия о судебном процессе над митрополитом Вениамином Петроградским. Беседа велась при поддержке Свято-Филаретовского института.

Разговор начала Ольга Ходаковская, хранитель архива и музея истории Санкт-Петербургской епархии. По ее словам, митрополит Вениамин брал всю вину на себя, пытался уберечь архимандрита Сергия. Владыка считал себя архиереем народным, понимал, что людей нужно повести за собой, нужно с ними говорить. Только после этого им было принято тяжелое решение передать церковные ценности государственной власти.

Никита Гольцов, выпускник Института истории СПбГУ, автор книги о мученике Юрии Новицком, согласился с мыслью о том, что митрополит был духовным лидером. Владыка положил жизнь ради веры. К сожалению, часто "не звучат имена тех, кто пошел с митрополитом" - архимандрита Сергия (Шеина), профессора Юрия Новицкого и адвоката Ивана Ковшарова. Они не отреклись ни от Церкви, ни от митрополита, а Юрий Новицкий всеми силами старался изменить ход судебного дела.

Научный сотрудник Института истории РАН Павел Рогозный отметил, что часто забывают исторический контекст события. Так, многие поступки митрополита во время Гражданской войны можно назвать компромиссными: он отстоял мощи святого Александра Невского, заявив правительству, что будет отлучать от Церкви всех белых, которых поддерживала большая часть священнослужителей. Митрополит искал решение конфликта с красными, разговаривал с советской властью, отстаивая интересы церковного сообщества.

Анастасия Наконечная, сотрудница газеты "Кифа", акцентировала внимание на том, что и кто окружал митрополита в годы революции и Гражданской войны:


"Отсутствие административной сущности в митрополите было даром Божиим для епархии. Именно отсутствие этого умения привело к тому, что возникали братства, которые брали ответственность за митрополию. В них формировалось так много доверия и свободы, что и выстраивало любовь народа, крепкую его веру, которая хранилась все двадцатое столетие", - сказала она.

Если бы не такое видение ситуации митрополитом и не такие его попытки решить конфликт власти с Церковью, то, может быть, народная память о дореволюционной церкви и мучениках, пострадавших в 1920-е годы, не прожила бы до 1992 года, когда архиерея канонизировали.

Ольга Ходаковская рассказала, что место гибели митрополита и его соратников не выяснено до конца. Есть предположение, что их расстреляли в Москве. Как только 5 июля огласили приговор, была отправлена телеграмма в Москву: секретарь президиума написал, что приговор слишком суров и его нужно пересмотреть. Дело рассматривали до 3 августа: помиловали шестерых, а четверых, митрополита и его соратников, приговорили к расстрелу. Несколько лет назад на конференции по Петроградскому процессу сотрудница Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Светлана Баконина сообщила, что нашла в харбинской эмигрантской газете воспоминание фельдшера из внутренней тюрьмы на Лубянке. Он узнал митрополита Вениамина, которого на его глазах вынесли из больничной палаты в соседнюю "мертвецкую". Однако вопрос о месте гибели мучеников остается открытым.

13 августа 1922 года по приговору Петроградского ревтрибунала был расстрелян митрополит Вениамин, причиной расстрела назвали воспрепятствование изъятию церковных ценностей. Митрополита расстреляли вместе с соратниками. В 1992 году Архиерейским Собор причислил митрополита Вениамина к лику святых. На Никольском кладбище Александро-Невской лавры установлен кенотаф в его память.

ИА "Вода живая",
12.08.22