О новомучениках и исповедниках Петроградского процесса рассказали в РНБ

"Круглый стол" "Петроградская епархия в годы революций и Гражданской войны" состоялся 22 апреля в Российской национальной библиотеке в рамках VI научной конференции "История отечественной культуры в архивных документах". Он был приурочен к памятной дате - 150-летию со дня рождения священномученика митрополита Вениамина Петроградского, отмечаемому 17/29 апреля.
О новомучениках и исповедниках Петроградского процесса рассказали в РНБ

С докладом "Святые новомученики и исповедники - участники Петроградского процесса 1922 года" выступила и.о. секретаря комиссии по канонизации Санкт-Петербургской епархии Екатерина Карловская.

Следственное дело "Об изъятии церковных ценностей", находящееся ныне в архиве ФСБ, - интереснейший документальный источник периода 1920-х годов. Уникальность его состоит в том, что все показания в ходе следствия и судебных заседаний тщательно протоколировались и стенографировались. К суду были привлечены 87 человек, шестеро из них - священномученик Вениамин, митрополит Петроградский, преподобномученик Сергий (Шеин), мученики Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров, священномученик протоиерей Михаил Чельцов, священноисповедник протоиерей Михаил Союзов - прославлены в лике святых. В деле имеется протокол досудебного допроса священномученика Николая (Клементьева), впоследствии - архиепископа Великоустюжского.

В ходе Петроградского процесса 1922 года новой гражданской властью была предпринята попытка вступить в публичный диспут с представителями Православной Церкви, однако попытка оказалась для них неудачной. Симпатии зала были полностью на стороне обвиняемых. Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков), проходивший по делу, еще будучи белым священником, писал в своем дневнике: "Вчера был первый день суда… По пути иные незнакомые кланялись, иные крестились, иные грустно качали головой, иные даже плакали. На площади перед зданием бывшего Дворянского собрания уже собралась порядочная толпа, встретившая нас цветами, подарками (мне передали цветы и булку). Шум, плач". Власти даже вынуждены были запретить стенографировать последние слова подсудимых, и мы знаем о них только из свидетельств очевидцев.

Следственное дело включает 27 томов. Особый интерес представляют протоколы допросов святых, являющиеся, по сути, мученическими актами нового времени. Полные расшифровки протоколов допросов были сделаны в 2022 году и опубликованы на виртуальных выставках "Святые новомученики и исповедники на Петроградском процессе 1922 года" и "Настоятель Князь-Владимирского собора священноисповедник протоиерей Михаил Союзов (1869-1922)". Каждый из них является свидетельством мученического подвига святого, и одновременно представляет собой историческую картину эпохи.

Священномученик митрополит Вениамин в ответах на вопросы следствия дает широкую картину своих многочисленных попыток найти общий язык с новыми властями, не нарушая гражданских законов, но при этом всегда следуя церковным канонам и исповедуя православную веру. В ходе следствия он старается взять всю вину на себя и отвести обвинение от других подсудимых, подчеркивает, что все решения он принимал единолично, самостоятельно, ни с кем не советуясь, письма свои составлял сам, не прибегая ни к чьей помощи. Митрополит Григорий (Чуков) пишет в своих воспоминаниях: "На все вопросы он отвечал спокойно и дельно, никого не запутывая. Сущность ответов сводилась к тому, что он всегда власти подчинялся, стараясь постоянно быть в общении с паствой".

Существенное разногласие между Церковью и властью заключалось в том, что, по церковным канонам, отдать церковные ценности в помощь голодающим можно было лишь в форме пожертвований, а власть настаивала на насильственном изъятии ценностей из церквей.

Мученик Юрий Новицкий в своих показаниях дает широкую картину деятельности возглавляемого им Общества православных приходов, созданного в 1920 году. Общество было призвано стать живой связью между верующими, активом приходов, и церковной властью. Участниками его стали видные церковные деятели, духовенство, специалисты в разных областях церковной жизни. На допросах Новицкий всячески подчеркивал желание верующих, духовенства и мирян, всеми возможными способами оказать помощь голодающим. На допросе 18 мая он сказал: "Когда было официально объявлено о голоде, по моей инициативе была образована комиссия помощи голодающим при Правлении". Однако власть, не желавшая благотворительной помощи Церкви, поставила Юрию Новицкому его деятельность в вину, заявив, что целью Общества православных приходов была борьба с советской властью.

Деятельный помощник митрополита Вениамина, юрисконсульт Александро-Невской лавры Иван Ковшаров обвинялся в том, что, "состоя членом Правления, участвуя во всех собраниях этого правления и активной группы, вел совместно с митрополитом переговоры с гражданской властью, ставя ей ряд неприемлемых условий".

Настоятель Патриаршего Троицкого подворья на Фонтанке в Петрограде архимандрит Сергий (Шеин) в своих показаниях фактически опроверг свое участие в деятельности Общества православных приходов, сообщив, что заседания проходили по понедельникам, и он не имел возможности посещать их по причине занятости церковной службой. Изъятие ценностей на его приходе также прошло спокойно. Но власти не устраивала его биография - дворянин, член IV Государственной думы и активный член Церкви, секретарь Поместного собора 1917 - 1918 годов.

Митрополит Вениамин, архимандрит Сергий (Шеин), миряне Юрий Новицкий и Иван Ковшаров по делу о "сопротивлении изъятию церковных ценностей" 5 июля 1922 года были приговорены к высшей мере наказания и 13 августа того же года расстреляны. В 1992 году причислены к лику святых.

Один из любопытных документов следственного дела свидетельствует о том, что судьи делали свое дело не бескорыстно и не только по политическим мотивам. В деле имеется удостоверение, выданное 15 сентября 1922 года, уже после расстрела архимандрита Сергия, члену коллегии Петрогубревтрибунала, некоему Рогаткину, в том, что ему разрешается занять квартиру, принадлежавшую ранее архимандриту Сергию (Шеину), и распоряжаться всем находящимся в ней имуществом.

Сотрудник канцелярии митрополита и один из его ближайших помощников протоиерей Михаил Чельцов на допросе показал, что агитации против изъятия церковных ценностей не вел, изъятие ценностей в его храме прошло спокойно, членом правления Общества православных приходов не являлся, однако впоследствии это было поставлено ему в вину. Протоиерей Михаил Чельцов был приговорен к расстрелу вместе с девятью другими обвиняемыми во главе с митрополитом Вениамином. Находясь в тюрьме, отец Михаил писал письма домой, впоследствии эти записи были опубликованы в виде книги под названием "Воспоминания "смертника" о пережитом". Впоследствии отцу Михаилу смертную казнь заменили пятью годами тюремного заключения. 2 сентября 1930 года он был вновь арестован по делу графини Зарнекау, 2 января 1931 года приговорен к расстрелу и 7 января расстрелян. Прославлен в лике святых в 2005 году.

25 августа 2022 года Священным Синодом был прославлен в лике святых настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Михаил Союзов (1869-1922), также проходивший по делу "о сопротивлении изъятию церковных ценностей. В своих показаниях отец Михаил старался отвести обвинение от митрополита Вениамина. 5 июля 1922 года он был приговорен к трем годам тюремного заключения и через три месяца, 19 октября, скончался в тюремной больнице.

4 сентября 1922 года Святейший Патриарх Кирилл совершил чин прославления священноисповедника Михаила Союзова. 22 декабря были обретены мощи святого, ныне они находятся в Князь-Владимимрском соборе.

Екатерина Карловская указала на трудности, которые мешают возможности публикации дела в полном объеме. Материалы дела мало структурированы, в деле имеются многочисленные повторы одних и тех же документов. Материалы, относящиеся к каждому человеку, разбросаны по всем томам дела достаточно хаотично. Материалы, находящиеся в 21 - 27 томах, в основном не относятся к Петроградскому процессу 1922 года, а включают документы об изъятии ценностей в других регионах России, материалы других следственных разработок и т.д. В 27-м томе имеются черновики приговора по Петроградскому процессу. Учитывая беспорядочность расположения материалов дела и, соответственно, сложность их восприятия, возникает вопрос, насколько такое издание может быть интересно широкому кругу читателей.

В настоящее время комиссией по канонизации ведется работа по расшифровке протоколов допросов семнадцати человек, которым был предъявлены обвинения по статьям, предполагающим высшую меру наказания, среди них митрополит Григорий (Чуков), протоиерей Леонид Богоявленский, епископ Венедикт (Плотников), миряне Лев Парийский, Дмитрий Огнев, Николай Елачич, Владимир Бенешевич и другие.

В ходе "круглого стола" были обсуждены вопросы о возможностях публикации архивных документов из области церковной истории и введения их в научный оборот. Собравшиеся поделились опытом работы с документами, хранящимися у потомков церковных деятелей Петрограда. В завершение заседания участникам был показан архивный видеофильм о вскрытии мощей святого Александра Невского и изъятии серебряной раки из Александро-Невской лавры, ценный тем, что в нем с довольно близкого расстояния показывают митрополита Вениамина.

ИА "Вода живая",
22.04.23