Представлена выставка икон в драгоценных окладах

В Музее Фаберже, расположенном во дворце Нарышкиных-Шуваловых, 3 октября открылась выставка "Красота святости и святость красоты". Более трехсот икон в драгоценных окладах из собрания музея, а также семьи Карисаловых, представил фонд "Связь времен".

Иконы выполнены в мастерских ювелиров Москвы и Санкт-Петербурга: Карла Фаберже, Павла Овчинникова, Антипа Кузьмичева, Федора Рюкерта и других. Отдельную группу составляют образы-подношения российским императорам и членам их семей.

Глава фонда "Связь времен" и Музея Фаберже Владимир Воронченко отметил, что аналогичных по составу и прослеживанию истории искусства драгоценного оклада выставок еще не было. Экспозиция имеет познавательное и духовное значение.

Коллекционер и меценат Михаил Карисалов рассказал, что его родители начали заниматься собирательством икон в конце 80-х. Несколько десятилетий они увлекались собиранием предметов русского промысла - наборная русская мебель, северная резная кость и другие. Коллекция составила тысячи единиц хранения. Вершиной стало русское ювелирное искусство. В 60-70 годах XIX века оно стало известно благодаря тому, что основатель национальной ювелирной школы Павел Овчинников вывез свои изделия в Париж и завоевал там серебряную медаль.


"Все привыкли к расхожей фразе, что икона - душа народа и России, - сказала куратор выставки, академик РАХ Ирина Бусева-Давыдова. - А об окладах изначально высказывались сомнения. В восемнадцатом веке старообрядцы сомневались, стоит ли закрыть иконы драгоценным окладом, не есть ли это гордыня. Митрополит Филарет (Дроздов) сказал, что одевающие иконы в оклады уподобляются тем, кто одевает в ризу самого Христа. Окладам придавалось огромное значение. Но в начале XX века, когда была открыта ценность древнерусской иконы, к окладам стали относиться отрицательно - считалось, что они закрывают истинную красоту образов. После 1917 года не только прекратилось производство окладов, но и при музеефикации с окладами стали поступать жестоко. Изъятие церковных ценностей привело к тому, что множество окладов ушло в лом. Тенденция относиться к окладам как к чемy-то дополнительному, а иногда мешающему, сохранялась до последнего времени".

Искусство драгоценного оклада сложилось в средние века, a расцвело в XVIII - начале XX веков. Разделы выставки посвящены русскому и неорусскому стилям и знакомят с работами мастеров, трудившихся на фабриках Павла Овчинникова, Ивана Хлебникова, Игнатия Сазикова, Антипа Кузмичева, а также "П.И. Оловянишников сыновья", Ореста Курлюкова, в мастерской "живописца по эмали" Федора Рюкерта. "Петербургский" стиль отражен в произведениях мастерских Федора Верховцева, Ивана Брицына, фабрики братьев Грачевых, фирм Карла Гана и Карла Фаберже.

Bыставка открыта по 31 декабря.

ИА "Вода живая",
03.10.23