Мужской хор "Древнерусский распев" и ансамбль древнерусской духовной музыки "Знамение" Санкт-Петербургской консерватории выступили 26 апреля в Большом зале Филармонии в рамках Великопостных концертов, организованных "Обществом возрождения художественной Руси 1915".
Заведующая кафедрой древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории Екатерина Смирнова поприветствовала присутствующих и напомнила, что традиция Великопостных концертов возродилась в Санкт-Петербурге после восьмилетнего перерыва. Этот концерт посвящен 40-летию творческой деятельности мужского хора "Древнерусский распев" под управлением Анатолия Гринденко. Коллектив восстанавливает традиции древнерусского церковного пения и возвращает его в богослужебную и концертную практику.
"Древнерусское певческое наследие - это фундамент русской музыкальной культуры, наши исторические корни. Очень важно, чтобы сегодня распевы вновь обрели свое место в литургической практике Русской Церкви. И мужской хор "Древнерусский распев" вносит в это дело неоценимый вклад. Средневековое литургическое песнопение создано для того, чтобы звучать в сакральном пространстве храма. Певческие тексты во всей полноте мысли и красоте раскрываются именно в стенах храмов - пространстве, насыщенном святыми реликвиями, где совершается таинство, где встречается Господь с человеком", - сказала Екатерина Смирнова.
Программа концерта включала в себя древнерусские распевы, раннее русское строчное и демественное многоголосие, многоголосные партесные обработки старинных распевов, духовные стихи и канты. Песнопения расшифрованы по певческим рукописям XVII - XVIII веков.
Во второй части программы выступил мужской хор "Древнерусский распев". Коллектив посвятил свое выступление митрополиту Питириму (Нечаеву), который сорок лет назад благословил Анатолия Гринденко собрать мужской хор в издательском отделе Московского Патриархата. Владыка Питирим отправлял экспедиции к староверам, жившим в дальних районах России, чтобы записать их пение на магнитофонную пленку. Он собрал обширную фото- аудио- и видеотеку, открыл первый в России музей Библии. Созданный им хор стал союзом теоретиков и исполнителей с целью восстановления древнерусских певческих чинов и возвращению их в богослужебную практику.
Анатолий Гринденко предварял каждое выступление небольшим рассказом. "Сегодня мы будем исполнять те песнопения, которые выучили первыми сорок лет назад. И как в русском народном пении самыми прекрасными являются печальные песнопения, так и в церковном пении самыми красивыми, на наш взгляд, являются песнопения Великого поста", - сказал он.
В его исполнении прозвучал покаянный стих, знаменный распев "Плач Адама" под аккомпанемент колесной лиры - средневекового инструмента.
Хор исполнил "На реках Вавилонских" (демественное многоголосие), "Се Жених грядет" (знаменный распев, глас 8-й), "Блажен муж" (строчное многоголосие), "Да исправится молитва моя" (знаменный распев), "Ныне Силы Небесныя" (раннее партесное многолосие), "Не рыдай Мене, Мати" (путевой распев), "Разбойника благоразумного" (раннее партесное многоголосие), "Тебе одеющагося светом" (болгарский распев), "Достойно есть" (строчное многоголосие).
Мужской хор "Древнерусский распев" под руководством Анатолия Гринденко - своеобразная творческая лаборатория, объединяющая усилия ученых и исполнителей по расшифровке и озвучиванию древних памятников певческой культуры. Хор регулярно за богослужениями поет исключительно древнерусские распевы, участвует в международных фестивалях в России и за рубежом.
Ансамбль древнерусской духовной музыки "Знамение" был создан на кафедре древнерусского певческого искусства Консерватории в 1994 году. С 2002 года им руководит старший преподаватель кафедры Татьяна Швец. Основу репертуара составляют древнерусские распевы. Ансамбль - постоянный участник научно-творческих "Бражниковских чтений", международных и региональных фестивалей духовной музыки и знаменного пения.
ИА "Вода живая",
26.04.24
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура