Лекция игумена Силуана (Туманова) "Литургия в ранней Церкви" прошла 15 ноября в духовно-просветительском центре Феодоровского собора в рамках религиозно-просветительских курсов при соборе. Присутствовали не только слушатели курсов, но и все желающие.
Настоятель протоиерей Александр Сорокин представил отца Силуана, отметив, что он - председатель епархиального издательского совета, автор русских переводов Псалтири и многих богослужебных текстов, специалист по изготовлению ладана и церковный композитор.
Отец Силуан подчеркнул, что он не ученый, но ему интересно искать ответы на те или иные вопросы.
"Эпоха раннего христианства нас интересует особо, потому что с ней связано много ожиданий и надежд, - сказал он. - Некоторым людям кажется, что если "откатить" всю историю назад и подражать первым векам христианства, то наша церковная жизнь сама собой наладится, исцелится от многих "болезней". Но так ли это? Цель нашей встречи - поиск ответов на следующие вопросы: как служили Литургию в первом веке, кто имел право на ней присутствовать, кто ее совершал, где она совершалась, какие элементы в нее входили. Есть и другие интересные вопросы. Если Христос совершил только одну Литургию на Тайной вечере, почему мы служим ее почти ежедневно? Что стало источником молитв Литургии и почему? Что из иудейского богослужения перешло в новозаветное?"
Лектор отметил, что при чтении древних источников часто возникает путаница в терминах: мы понимаем все в современном смысле, а в те времена в знакомые слова - в частности, понятия "литургия", "храм", епископ", "недостойное причащение" и во многие другие, - вкладывался совершенно иной смысл.
Когда начинаешь изучать историю богослужения, понимаешь, что раннее богослужение не имеет практически ничего общего с современным, что опровергает распространенное мнение, что в богослужении "нельзя ничего менять", потому что оно идет "от времен апостольских". Неизменность можно проследить в духе форм, но не в самих формах. Отец Силуан поделился, что видел в старообрядческом журнале 1913 года статью, автор которой совершенно серьезно утверждал, что старообрядческое богослужение, в отличие от "никонианского", никогда не подвергалось изменениям. Подобные суждения невозможно воспринимать без улыбки, но и призыв "вернуть все назад" тоже не имеет смысла. Не надо гнаться за прошлым, копировать первый, четвертый, шестнадцатый века. То, что богослужение менялось, не значит, что оно искажено: это естественный процесс развития.
Лектор отметил, что о третьем-четвертом веках христианства написано немало исследований, а о первом - практически ничего.
"Литургией" евхаристическое богослужение христиане стали называть отнюдь не сразу. Долго использовались другие термины - "собрание", "благодарение", "трапеза Господня", "трапеза любви", "преломление хлеба". К третьему веку к Евхаристии стали применяться слова "жертва", "приношение", "таинство". А термин "литургия" стал обозначать Евхаристию только с IV века, и то наряду с этим бытовал термин "собрание" ("синаксис"), который исчезает только в послеиконоборческую эпоху, в IX-X веках.
Не существует никаких подробных описаний чина богослужения первых четырех веков, потому что его просто не было: председатель евхаристического собрания импровизировал, каждое богослужение отличалось от другого. Лишь в более позднюю эпоху наиболее удачные импровизации были записаны, надписаны согласно традиции проповеди того или иного апостола и стали повторяться.
Отец Силуан подчеркнул, что ни один чин Литургии не был канонизирован ни на одном православном соборе епископов в качестве непогрешимого и неизменного текста.
Понятия "служить Литургию" в раннем христианстве не было. Первые христиане собирались не для совершения тех или иных неизменных действий, а для общей молитвы. Богослужением считалось соответствие жизни каждого человека заповедям Божиим.
Принято считать, что корни Евхаристии - в действиях Иисуса Христа на Тайной вечере. Но в последнее время в науке появился интерес ко всем трапезам, в которых участвовал Иисус, и понимание, что изучать этот вопрос надо в контексте эллинистических трапез.
В античном мире жизнь человека была сосредоточена вокруг еды и питья. Формально все торжественные трапезы были похожи и содержали определенное религиозное измерение. Иконописцы и художники более позднего времени изображали и изображают в сюжете Тайной вечери учеников, сидящих за длинным столом с Христом по центру. Но исторически это неверно. В те времена пирующие располагались полукругом на нескольких низких кушетках (стибадиях), еда подавалась в общих блюдах на низких столиках, брали ее руками и вкушали полулежа. Хозяин обычно сидел справа, а остальные гости располагались в порядке убывания согласно их чину. При этом в античном обществе люди, низшие по статусу, не имели права сидеть, откинувшись на спинку стула. За трапезой они, как правило, сидели отдельно и ели не то, что подавалось высоким гостям. Хозяин мог дать нижестоящему гостю еду с собой; от этого обычая впоследствии родился обычай разносить причащение на дом тем, кто не мог присутствовать на собрании.
Тут можно вспомнить наставление Иисуса не занимать высокие места за столом на брачном пире, чтобы потом не пришлось уступать место кому-то более именитому (Лк. 14:7-9). При этом сам Иисус нарушал некоторые установления, касающиеся трапезы. Рассадка за столом была важным социальным инструментом, место указывало на статус каждого гостя. Христос же сажал с собой мытарей и грешников, охотно разделял трапезу с первыми попавшимися людьми. Иисус, с одной стороны, продолжал иудейскую традицию, в которой Царствие Божие представляется как пир, с другой - недвусмысленно указывал, что многих, кто считает себя достойным присутствия на этом пиру, на нем не окажется, и наоборот. Кто ел с Иисусом, мог рассчитывать на то, что будет пировать с Ним в будущем веке - так и мы, когда причащаемся, можем на это надеяться. Сама трапеза и была Евхаристией, вкушение пищи становилось духовным актом.
Апостол Павел позже упрекнет коринфских христиан за то, что за трапезой богатые не делятся едой с бедными (1Кор 11:20). Апостол Иаков в своем послании также указывал на то, что богатые не должны превозноситься (Иак. 2:1-9). Из этого можно заключить, что для раннехристианских общин был характерен "эранос", то есть трапеза вскладчину - каждый приносил еду с собой. Эта традиция продержалась несколько столетий.
Иерусалимская община была нищенствующей, люди отказались от имущества, ожидая скорого второго пришествия Христа, потому другие общины для них и собирали средства. А люди, которые отвечали за сбор средств и трапезу, назывались диаконами. Епископами уже в то время охотно выбирали принявших христианство состоятельных людей из знатных родов, поэтому им часто становился хозяин дома, в котором проходили собрания христиан. Он материально поддерживал общину.
Лектор привел сведения, содержащиеся в трудах Филона Александрийского, о трапезе общины ессеев. Мужчины у них сидели справа, женщины слева (возможно, с тех времен и сохранился обычай подразделять храм на "мужскую" и "женскую" половины). У них не было рабов, но прислуживали за столами сами члены общины. Председатель пира (который позже стал "предстоятелем", потому что христиане "встали", т.е. перестали сидеть или возлегать на собраниях) проповедовал, потом отвечал на вопросы членов общины, затем пел гимн, затем пели участники собрания, после чего все делили скудную трапезу.
Важно отметить, что иудаизм сегодня имеет не так много общего с молитвой и обычаями иудеев евангельских времен. Многие из нас думают, что синагога - это то же, что и храм. Но до 70 года, то есть до разрушения Иерусалимского храма, синагога была школой, местом собраний: люди собирались и толковали Священное Писание. Только после разрушения храма в Иерусалиме появилось собственно синагогальное богослужение, в чин которого вошли отголоски храмовых жертв и обычаев.
Первые христиане обычно собирались в субботу вечером накануне воскресенья. Это продолжение традиции еврейского субботнего ужина, который обусловлен восточным обычаем есть после захода солнца - из-за жаркого климата. Перед и после трапезы приносили благословение Богу. Каким точно был текст и иудейской, и христианской молитвы тех времен, мы можем лишь предполагать, сравнивая благословение после еды - "биркат-ха-мазон" - с ранними записанными образцами евхаристических молитв в "Дидахе". Христиане, вчерашние иудеи, привыкли молиться после каждого приема пищи.
Христиане собирались не только на трапезы: первые христиане молились в Иерусалимском храме, могли участвовать в собраниях и в синагогах. В дни, когда христиане не собирались на евхаристическое богослужение, молились по часам: раннее утро, день и вечер. Предположительно, читали молитву "Отче наш".
"Епископ" и "пресвитер" часто были синонимами. Иногда богослужение возглавляли странствующие проповедники, которые назывались "пророками", но к середине второго века этот обычай сходит на нет: христианские общины "устали" от пророков, потому что это были не всегда удобные в общении люди. Тогда же, на рубеже I и II веков, стали появляться первые записи богослужебных текстов для удобства импровизации епископами.
Перед богослужением христиане приветствовали друг друга возгласом: "Хайре!" (радуйся). Епископ целовал каждого пришедшего. В приветствии и поцелуе могло быть отказано за грехи. Когда члены общины рассаживались за столом, председатель пира со своего места говорил или "Радуйтесь!", или "Мир всем!". Затем происходила трапеза, где хлеб и вино играли центральную роль.
В языческом Риме перед питием вина произносили здравицу богам, поэтому часть христиан вне Иудеи отказывалась от вина - даже в IV веке еще сохранялись такие общины, и речь не о еретиках-аквариях, потому что им писали увещевания как членам кафолической Церкви. Но этот обычай не поощрялся Церковью и со временем был забыт. Со столов на христианских трапезах неевреев довольно скоро исчезло мясо, которое также ассоциировалось с языческим культом, - помимо хлеба ели рыбу, овощи, фрукты.
За трапезой читали тексты - возможно, это были отрывки из апостольских посланий и Ветхий Завет. Евангелия еще не было - первые христиане вообще в записанном Евангелии не нуждались. После чтения председатель произносил проповедь на тему прочитанного, затем - поучение по поводу каких-то текущих событий. После богослужения некоторые члены общины испытывали так называемые "пневматические переживания" - они могли начать петь отрывки из псалмов или сочиненные членами общины песни, говорить на неведомых языках (глоссолалия), есть свидетельства и об исцелениях. Завершалось собрание хоровым пением и чтением молитв. Затем следовали назначения и объявления, сбор помощи и распределение ее диаконами. На прощание тоже обменивались братскими поцелуями.
На вопрос, что мы взяли от иудеев, заданный в начале лекции, отец Силуан ответил, что и все, и почти ничего. Все - это теория: история спасения, весь Ветхий Завет, сама идея Мессии, Жертвы Христа, Отрока Господня. А почти ничего - это немногие синагогальные обычаи: молитва по часам, постные дни (вторник и четверг у иудеев превратился в среду и пятницу у христиан), чтение Писания Ветхого Завета, благодарение до и после еды - вот, пожалуй, и все.
Никакого влияния иудейского храмового богослужения на богослужение христиан тем более не было. Ни Христос, ни апостолы не были священниками и никогда таких богослужений не совершали, поэтому подражать им не могли и не считали необходимым. Христианская традиция после 70 года вообще порвала и с храмовым, и с синагогальным богослужением, которое после сотого года стало включать проклятия христианам.
Обычно говорят, что Таинство Евхаристии установлено Иисусом на Тайной вечере. Но в более позднем Евангелии от Иоанна говорится о Плоти и Крови Христовых гораздо раньше - после насыщения пяти тысяч. "Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие" (Ин.6:53-55). Это противоречие объясняется тем, что в разных христианских общинах первые полтора-два века были почитаемы разные книги, в каждой общине были свои обычаи. Современные исследователи выделяют два вида евхаристического богословия: "иоаннитское", идущее от проповеди Иоанна Богослова, и "паулинское", идущее от апостола Павла. В иоаннитской традиции плоть и кровь - это символ человека во всей его полноте. Когда Христос протягивает ученикам хлеб и говорит, что это Его Плоть и Кровь, Он имеет в виду истинное причастие Себе, и участие через это в пиру Царства Небесного. Технически на первых порах в иоаннитских общинах Сирии и Малой Азии причастием могла быть любая еда, например, хлеб плюс рыба, молоко и мед, даже просто хлеб без вина. В паулинской традиции - хлеб и вино (или вода для тех, кто не употреблял вина), предложенные на Тайной вечере, являются жертвенными Телом и Кровью Христа, излитой ради нашего спасения. Лектор подчеркнул, что эти традиции к четвертому веку уже довольно тесно переплелись, и мы видим в современной Литургии отголоски и той, и другой традиции.
Богослужебных облачений как таковых не было, епископы или пресвитеры просто надевали лучшую одежду. Не было и каждения - для первых христиан оно было принадлежностью языческого обряда. Каждение появилось в храмах только после легализации христианства, когда епископы стали чиновниками Византийской империи, и во время шествий перед ними, как и перед другими чиновниками, несли свечи и воскуряли ладан. Так светский обычай стал церковным, впоследствии осмысленный как продолжение традиций ветхозаветного храма.
На вопрос протоиерея Александра Сорокина, чем можно объяснить возникший в последние десятилетия интерес к раннехристианскому богослужению, отец Силуан ответил, что причина - неудовлетворенность современностью, поиск чего-то "подлинного, настоящего". И хотя, как он уже говорил, подражание христианам первых веков бессмысленно, сама попытка почувствовать ту эпоху, тот дух свободы может быть очень полезной.
На вопрос слушательницы из зала, не интереснее ли раннехристианского современное богослужение, в котором отразились многие эпохи, отец Силуан ответил, что сложившееся к нашему времени богослужение - ценность, которая у нас есть, это те одежды, которые нам "впору". Его надо беречь и изучать. При этом он подчеркнул, что служение Богу не сводится к богослужению, это вся жизнь христианина, как и понимали его наши единоверцы первых веков.
Протоиерей Александр Сорокин дополнил, что в Феодоровском соборе несколько раз в году совершаются Литургии апостола Иакова и апостола Марка, дающие представление о более ранней литургической традиции.
Лекция транслировалась в группе Феодоровского собора "ВКонтакте".
ИА "Вода живая",
15.11.24
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура
Храм Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых
191036, Санкт-Петербург, Центральный район, ул. Миргородская, 1 B, литер AУпоминания в новостях
20 октября 2024
Проведен III Форум духовных композиторов
...
Открылся форум Божественной литургией в Феодоровском соборе, которую совершил настоятель протоиерей Александр Сорокин в сослужении председателя отдела по делам молодежи протоиерея Константина Головатского и участников форума в священном сане ...