В Корпусе Бенуа Русского музея открылась первая за 30 лет ретроспективная юбилейная выставка "Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения". Пресс-показ состоялся 24 декабря.
Экспозиция включает около 120 произведений художника из ведущих российских собраний (Русский музей, Третьяковская галерея, Дом-музей Виктора Васнецова, Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Нижегородский художественный музей, Музей-заповедник "Абрамцево", Музей-заповедник Василия Поленова, Государственный музей истории религии и другие). Виктор Васнецов стал первым художником, обратившимся к неисчерпаемой теме русского фольклора, посвятив полотна героям народных сказок и былин. Он всегда был истинным патриотом и сказал о себе: "Я только Русью и жил". На выставке представлены его былинно-сказочные полотна: "Аленушка" (1881), "Иван-Царевич на сером волке" (1889), "Ковер-самолет" (1880), "Витязь на распутье" (1882), "Бой скифов со славянами" (1881) и другие. Впервые петербургские зрители увидят картину "Царевна-лягушка" (1918) - одну из лучших работ цикла "Поэма семи сказок", а также эпическую картину "Богатыри" из Третьяковской галереи.
Наибольшую известность при жизни мастеру принесла монументальная религиозная живопись. Современники видели в нем гения, возродившего на новом историческом этапе древнее искусство церковной стенописи, находившееся, как тогда считалось, в глубоком упадке.
Главным произведением Васнецова-монументалиста стали росписи Владимирского собора в Киеве, работа над которыми шла в 1885-1896 годах. Они принесли ему не только всероссийскую, но и мировую известность. Эскизы утверждал император Александр III. Задолго до окончания работ репродукции васнецовских икон и композиций, отпечатанные огромными тиражами, стали использоваться как образцы для монументалистов по всей России. Это способствовало появлению последователей и подражателей в кругу мастеров с академическим образованием и в среде так называемых "богомазов" из Палеха и других центров традиционного иконописания.
Еще во время работы над росписями Владимирского собора к Васнецову стали поступать просьбы об участии в других подобных проектах. Художник относился к этим заказам избирательно. Среди наиболее крупных - картоны для наружных мозаик и образов иконостаса храма Воскресения Христова ("Спаса-на-Крови") (1895-1901), мозаики и живописные композиции Георгиевской церкви в Гусь-Хрустальном (1896-1906), картоны для мозаик церкви равноапостольной Марии Магдалины в Дармштадте (1899-1901) и собора святого Александра Невского в Варшаве (1906-1911).
Два зала экспозиции посвящены работам на религиозную тему, в других представлена жанровая живопись, в том числе произведения бытового жанра, графика, историческая и фольклорная живопись, портреты, пейзажи, предметы декоративно-прикладного искусства, театральные костюмы, мебель по эскизам и проектам художника.
Заместитель директора Русского музея Григорий Голдовский рассказал журналистам, что с историко-теоретической точки зрения Васнецова считают основателем неорусского стиля. Его стиль е
можно охарактеризовать как модерн с национальным оттенком.
"Одна из основных целей нашей выставки - показать Васнецова как живописца и новатора, - сказал он. - Среди главных разделов экспозиции стала религиозная живопись. Со многими его достижениями в этой области трудно или невозможно ознакомиться: например, собор святого Александра Невского в Варшаве был разрушен, Владимирский собор в Киеве недоступен для посещения. Мне довелось бывать в этом соборе, он производит необычайно сильное впечатление целостностью, комплексностью и стройностью идейного свойства, не говоря уж о новаторских приемах, которые Васнецов там применил. Он сделал более четырехсот эскизов и картонов к этому собору и посвятил этой работе десять лет жизни".
Экскурсию по выставке провел ее куратор, ведущий научный сотрудник Русского музея Сергей Кривонденченков. Экспозиция построена по тематическому и отчасти хронологическому принципу. Традиционно она начинается с последнего автопортрета художника, первый зал посвящен богатырям, второй - сказке, третий - портрету, пейзажу и бытовому жанру, следующие два зала посвящены религиозной тематике, затем - "Снегурочка", и завершает экспозицию полотно "Ковер-самолет".
"Васнецов прославился тем, что умел обобщать, - отметил куратор. - Он не сразу пришел к этому, поскольку начинал как передвижник. Почему его работы навсегда западают в память? Потому что в них ничего не убавить и не прибавить. Он ищет формы, передвигает линию горизонта, уделяет внимание соотношению частей картины и деталям, дополняющим содержание. Васнецов - мастер декоративного подхода. Он называл себя художником девятнадцатого века, но смотрел в будущее. Декоративное отношение к цвету, характерное уже для двадцатого века, просматривается в его работах, начиная с 1880-х годов. Во всех картинах главный посыл - борьба добра со злом. Добро должно побеждать. Нравственные моменты присутствуют в его интерпретации сказок. Любовь к искусству, высокие духовно-нравственные представления о смысле жизни всегда помогали ему идти вперед".
В зале религиозной живописи представлен 14‑метровый эскиз росписи Владимирского собора в Киеве "Радость праведных о Господе". Преддверие рая". Композиция предназначалась для оформления барабана главного купола. Она посвящена явлению Царства Христова на основе текста Откровения Иоанна Богослова. Одна из самых известных работ - картон запрестольного образа алтарной апсиды "Богоматерь с Младенцем" (1887). В росписях канон соединяется с жизненными переживаниями, близкими любому человеку.
Для собора было создано около 2000 квадратных метров росписей, более 15 больших сюжетных произведений, подготовлено более 400 эскизов. Перед тем как заняться работой во Владимирском соборе Киева, Васнецов изучал византийскую традицию, побывал в Италии, где познакомился с раннехристианскими памятниками, шедеврами Ренессанса и барокко. Художник был очень набожным, таковым оставался и после революции 1917 года и никогда не отказывался от своих духовных принципов.
На выставке представлены оригиналы картонов для мозаик иконостаса храма Воскресения Христова ("Спаса-на-Крови") - "Богоматерь с Младенцем" и "Спаситель", этюд "Голова Христа" для мозаики "Несение креста", церкви святой Марии Магдалины в Дармштадте "Мария Магдалина", собора святого Александра Невского в Варшаве "Отечествие" (собор был разрушен после 1917 года, сохранившаяся мозаика перенесена в Свято-Покровский собор в Барановичах), эскиз "Всадники Апокалипсиса", поздняя картина "Архангел Михаил", над которой Васнецов работал во время Первой мировой войны. Одна из ключевых работ - "Крест-распятие" (1926), которую художник закончил за несколько дней до смерти. Васнецов создал его для церкви мучеников Адриана и Наталии в Москве, прихожанином которой был.
Выставка продлится до 23 июня 2025 года.
ИА "Вода живая",
24.12.24
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура