О духовных истоках народного подвига шла речь на Бражниковских чтениях

В рамках ежегодного международного научно-творческого симпозиума "Бражниковские чтения-2015", проходящего с 22 по 24 апреля в Санкт-Петербурге, 23 апреля в конференц-зале Российской национальной библиотеки прошло заседание "Духовные истоки народного подвига". Заседание, как и симпозиум в целом, посвящено 70-летию Великой Победы.

Открыл заседание заместитель генерального директора РНБ по научной работе доктор педагогических наук Владимир Фирсов. Он представил ведущих - докторов искусствоведения Наталию Рамазанову, ведущего научного сотрудника отдела рукописей РНБ, и Наталью Плотникову, ведущего научного сотрудника Государственного института искусствознания, доцента Московской консерватории имени Петра Чайковского.

Вступительное слово произнесла заместитель директора по библиотечной работе Елена Тихонова. Она отметила, что Бражниковские чтения стали прекрасной традицией, позволяющей соединить древнерусскую духовную музыку и слово.

Надежда Минченкова (Санкт-Петербург) посвятила доклад службе великомученику Георгию Победоносцу в певческой книге "Трезвоны". Наталья Геннадьевна, проследила, как развивалось почитание этого святого в богослужебном пении. Она привела высказывание Максима Бражникова: "В "Трезвонах" преобладают русские интонации", а также отметила, что изображение великомученика Георгия Победоносца до XV века было гербом древнерусского государства, и по сей день оно присутствует в гербе Москвы.

Доклад Марии Ивановой (Санкт-Петербург) "Терпением и мужеством страсти подъяша, Борисе и Глебе" был посвящен 1000-летию мученической кончины благоверных князей Бориса и Глеба, которое отмечается в этом году. Речь шла о нотированных и не нотированных тропарях этим святым, обнаруженных в древнерусских рукописях: "Мученика Твоя, Господи, и княже Борисе...", "Правдивая страстотерпцы...", "Днесь земля роусская...", "Зависти ради погублена от своего брата...", "Страсти подъяша, подающи нам велию милость...". Мария Геннадьевна обратила внимание, что Святополк в тропарях именуется "братом и врагом", а также о том, что в песнопениях нетрудно найти многочисленные отсылы к Священному Писанию.

Альбина Кручинина (Санкт-Петербург) отметила, что ее доклад - "Отпустительные тропари славнодержавному великому князю Владимиру" - корреспондирует с предыдущим сообщением. Она проследила, когда в богослужебной традиции укоренился тот или иной тропарь, когда он был нотирован, коснулась особенностей исполнения. В тропаре "Уподобившися купцу" исследователь обнаружила и отсылы к житию князя Владимира, и аллюзии с Евангелием: слепота князя Владимира соотносится и со слепотой апостола Павла, и с евангельским повествованием об исцелении слепорожденного. Альбина Кручинина обратила внимание слушателей на то, что в тропарях святой князь именуется царем и уподобляется византийскому императору Константину. На вопрос, исполнялись ли на службах все четыре тропаря, о которых сказано, она ответила, что упоминаний об этом в источниках не нашла, очевидно, "аще изволит настоятель", и что сейчас ничто не мешает исполнять все четыре тропаря в концертных программах.

Доклад Марины Егоровой (Санкт-Петербург) "Militia Christi, интертекст и "ины роспевы" в службах святым Василию и Константину Ярославским" был посвящен святым, о жизни которых известно очень мало - братьям-князьям Василию и Константину Ярославским. Почитание возникло в XVI веке, когда после пожара в Успенском соборе Ярославля были обнаружены их нетленные мощи, а также зафиксированы случаи исцеления. Марина Сергеевна исследовала списки всех служб этим святым, обнаружила в них заимствования из песнопений другим святым, в частности, страстотерпцам Борису и Глебу.

Нора Потемкина (Москва) в докладе "Памяти русских святых в "Трефологии" No 1366 Музейского собрания ГИМ" исследовала этот древний памятник и рассказала, что он содержит службы преимущественно северным святым - новгородским, в том числе Антонию Римлянину, Михаилу Клопскому, Варлааму Хутынскому, соловецким, в том числе Филиппу, митрополиту Московскому, монашеская жизнь которого началась на Соловках.

Максим Викторович Бражников (1902-1973) - музыковед, исследователь древнерусской музыки, профессор, основоположник научной школы русской музыкальной медиевистики, композитор. С 1970 года - профессор Ленинградской консерватории, где до конца жизни читал курсы древнерусской певческой палеографии и церковного пения, подготовил учеников. Бражников - один из основоположников науки о древнерусской музыке в современной России. К числу его выдающихся научных достижений относятся расшифровки многочисленных певческих рукописей XII-XIX веков и публикация памятников древнерусского музыкального искусства.

Организаторы Бражниковских чтений - Российская национальная библиотека, Санкт-Петербургская государственная консерватория, Российская библиотечная ассоциация, Институт русской литературы РАН (Пушкинский Дом). В прошлом году отмечалось 40-летие этого уникального научного форума.

ИА "Вода живая",
23.04.15


Российская национальная библиотека

196070, Россия, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 165, корп. 2

Упоминания в новостях

Все новости