Бражниковские чтения прошли с 10 по 12 октября в Санкт-Петербурге. Они проводятся при поддержке Министерства культуры в рамках федеральной программы "Культура России (2012-2018)" и в этом году посвящены 1000-летию русского монашества на Афоне и восточнохристианской певческой традиции. Участники встречи - специалисты из России, Сербии, Белоруссии, Финляндии и США.
Чтения открылись в Санкт-Петербургской консерватории имени Николая Римского-Корсакова панихидой по трудникам, на ниве церковного пения просиявшим. Ее отслужил настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы при консерватории протоиерей Виталий Головатенко.
"Панихиды служатся с 1995 года, сведения о тех, кто занимался церковным пением, разыскиваю в библиотеках, - рассказал отец Виталий корреспонденту ИА "Вода живая". - Что-то мне приносят, но это жалкие крохи. Познакомиться с составленным мною синодиком можно на сайте нашего храма". Среди поминаемых - и прославленные композиторы Дмитрий Бортнянский, Николай Римский-Корсаков, Петр Чайковский, Сергей Рахманинов, и никому не известные певчие, от которых остались только имя и прозвище. Есть в синодике и имена наших современников: основателя казачьего хора Сергея Жарова, диакона Сергия Трубачева, архимандрита Матфея (Мормыля).
Во вступительном слове и. о. ректора консерватории Алексей Васильев подчеркнул, что изучение древнего певческого искусства - одно из приоритетных научных направлений вуза. Ежегодно слушатели чтений знакомятся с новыми шедеврами русского мелоса, расшифрованными специалистами кафедры древнерусского певческого искусства.
Проректор по научной работе Наталия Брагинская отметила, что тематика чтений отражает значимые даты: 1025-летие Крещения Руси, 70-летие Великой Победы. Нынешняя дата, 1000-летие русского монашества на Афоне, пересекается с тематикой перекрестного года Греции и России, многие доклады посвящены греческой певческой культуре.
Состоялись заседания "Восточнохристианская певческая традиция: Греция - Балканы - Русь" и " Образ Афона в богослужебном пении". Затем прошел мастер-класс "Певческое наследие Византийской Церкви - афонская традиция", который провел художественный руководитель сербского византийского хора "Моисей Петрович" Никола Попмихайлов (Белград).
Второй день чтений прошел в Российской национальной библиотеке. Заместитель генерального директора РНБ по научной работе Владимир Фирсов напомнил, что Максим Бражников проработал в ней ряд лет - недолгий, но насыщенный период, много сделав для описания рукописей, участвуя в археологической экспедиции.
В РНБ прошли заседания "Воспетая святость": гимнография святым в древнерусских певческих рукописях" и "Рукописные памятники: находки и открытия". В тот же день в отделе рукописей открылась выставка "Афонские певческие памятники и службы афонским святым в рукописных собраниях Российской национальной библиотеки". Ее представили авторы - ведущий научный сотрудник Наталия Рамазанова и Мария Иванова.
В экспозиции - нотированные рукописи Х-XVIII веков, привезенные из афонских монастырей русскими учеными-византологами, а также подаренные Императорской публичной библиотеке афонскими иноками. Среди экспонатов есть и русские рукописи XV-XVIII веков, в состав которых вошли жития и службы афонским святым, почитавшимся в России, - Петру и Афанасию Афонским, Савве Сербскому, Григорию Паламе, а также русским чудотворцам, жившим в монастырях Святой горы, - Антонию Печерскому, Савве Вишерскому, Сергию Нуромскому.
Экспозиция привлекает внимание и к собирателям рукописей: епископу Чигиринскому Порфирию (Успенскому), архимандриту Антонину (Капустину), исследователю русской церковной музыки Степану Смоленскому. Знакомит и с уникальными рукописями с образцами эфиопской системы нотной записи. До ХХ века эфиопские рукописи писались на пергамине, а не бумаге, многие из них снабжены переплетами из яркой ткани. Певчие учились семь лет, и за это время должны были научиться не только пению и нотной грамоте, но и умению изготовить саму рукопись - подготовить пергамин, переплет. Отдельная витрина посвящена рукописям музыковеда, педагога, издателя "Русской музыкальной газеты" Николая Финдейзена (1868-1928).
Выставка открыта до 11 ноября с понедельника по пятницу включительно, запись на экскурсии по тел. 312-28-63.
Бражниковские чтения завершились 12 октября концертом в Феодоровском соборе.
Начало Бражниковским чтениям было положено в 1974 году в консерватории на конференции, посвященной памяти выдающегося ученого, композитора, основоположника научного направления русской музыкальной медиевистики, доктора искусствоведения Максима Бражникова (1902-1973) по инициативе его учеников. С 1996 года в составе организаторов чтений - отдел рукописей Российской национальной библиотеки, Институт русской литературы РАН (Пушкинский Дом), отдел рукописей Библиотеки РАН.
ИА "Вода живая",
10-12.10.16
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура
Храм Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых Храм Рождества Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургской государственной ... Российская национальная библиотека протоиерей Виталий Григорьевич Головатенко Максим Викторович Бражников 2015 год - в 2015 году отмечается 1000-летие со дня преставления святого равноапостольного ... В 2016 году - в 2016 году отмечается 1000-летие присутствия русского монашества на Святой ...