Встреча с сектоведом Александром Дворкиным прошла в рамках выставки "Русский мир: Православие-2015"

В рамках выставки "Русский мир: Православие-2015" сектовед Александр Дворкин 4 октября провел открытый семинар "О современном неоязычестве: Опыт противостояния". Во встрече принял участие председатель епархиального миссионерского отдела протоиерей Георгий Иоффе.


Александр Леонидович объяснил, что неозычество - проблема не специфически российская: подобные движения встречаются во многих странах. Под неоязычеством мы понимаем реконструированные языческие обычаи и псевдорелигиозные практики. На территории России чаще всего встречается так называемый славянский нативизм - попытка возродить верования древних славян на основе немногих сохранившихся сведений. Докладчик подчеркнул, что большая часть "верований" и "обычаев" почерпнута радетелями о древней славянской культуре из других культур и мифологий, в том числе индийской. 

Причинами, по которым людей привлекает неоязычество, Александр Дворкин назвал интерес к национальной культуре, помноженный на недостаток образования. В нашей стране к тому же интересу способствовали фильмы "Детство Ратибора", "Русь изначальная", "Евпатий Коловрат"; общая черта этих фильмов - абсолютная внеисторичность. 

Основными сферами влияния неоязычников докладчик назвал силовые структуры, молодежные, в том числе спортивные, организации, заключенных. Александр Леонидович подчеркнул, что неоязычники обычно настроены агрессивно и к диалогу не готовы, у них отсутствует историческое мышление, но спорить с ними можно и нужно. Например, любимый тезис родноверов - "Русь была крещена насильно, большинство людей были убиты" легко опровергается. Во-первых, не найдено никаких могильников, свидетельствующих о массовых казнях. Во-вторых, в те времена все мужчины носили оружие - почему же они дали себя убить? Где сила и мощь язычников, где помощь их богов? История учит нас, что языческие империи рухнули и уступили место монотеистическим обществам. Современные языческие страны - Индия, Китай - стали развиваться, когда начали пользоваться достижениями Запада, то есть христианской цивилизации. Нативизм, то есть попытка возродить язычество, появился в Англии в середине ХХ века, когда Джеральд Гарднер основал движение "Викка" якобы на основе религии друидов; русское неоязычество возникло гораздо позже. 

По окончании доклада Александр Дворкин ответил на вопросы присутствующих. Он рассказал о языческой сути свидетелей Иеговы и мормонов, о том, что Конгресс США с 1998 года поддерживает неоязыческие культы (по закону о религиозной свободе любая организация, провозглашающая себя религиозной, является таковой), о различных псевдоправославных сектах. На вопрос, есть ли секты, которые не являются тоталитарными, Александр Леонидович ответил утвердительно, приведя в пример баптистов. По ходу разговора выяснилось, что секты могут быть даже внерелигиозными - например, коммерческие секты, так называемые финансовые пирамиды. Александр Дворкин объяснил, что главный вопрос здесь - не качество продаваемой продукции (хотя, если товар не выводится на рынок, а реализуется через отдельную сеть, это вызывает подозрения), а то, что прибыль организаторы извлекают не за счет продажи продукции, а за счет вовлечения новых членов.

На вопрос, должно ли государство поддерживать Церковь, Александр Дворкин ответил, что закон о традиционных культурообразующих религиях не помешал бы, но прямой контроль со стороны государства для Церкви крайне нежелателен, да и невозможен: Россия - светское государство. На вопрос, почему церковные иерархи не осудили так называемое движение "Божья воля", участники которого разгромили выставку в Москве, Александр Леонидович ответил, что многие иерархи и священнослужители как раз высказались по этому поводу весьма резко, "а что Патриарх не выступил - так много чести для Энтео". А вот в случае со скандальной постановкой оперы "Тангейзер" в Новосибирске православные, по мнению докладчика, действовали в рамках закона: "Там не было хулиганских действий. Режиссер имеет право ставить провокационные спектакли, зрители имеют право возмущаться".

Александр Дворкин - российский исследователь современного религиозного сектантства, светский и церковный историк-медиевист, православный богослов, общественный деятель, писатель. Профессор кафедры миссиологии миссионерского факультета ПСТГУ, президент общественных организаций "Российская ассоциация центров изучения религий и сект" и "Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского". С апреля 2009 года - председатель экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при министерстве юстиции РФ. Чтец храма Святой Троицы в Хохлах. Удостоен многих церковных наград.

ИА "Вода живая",
04.10.15