Выставка "Священные тексты глазами современных художников" открылась 24 декабря в недавно отремонтированном зале Государева бастиона Петропавловской крепости.
Выставка объединила более ста оригиналов иллюстраций современных российских художников к библейским текстам. Они были созданы для серии "Священные тексты", посвященной религиям народов мира, которая выходит в издательстве "Вита Нова". Уже выпущено в свет шесть изданий, над рядом проектов продолжается работа. На выставке представлены иллюстрации как к уже вышедшим в свет, так и к готовящимся томам.
Первая книга Ветхого Завета "Бытие" проиллюстрирована прославленным петербургским художником Борисом Забирохиным. В иллюстрациях известного петербургского графика Александра Лыткина нашли отражение сюжеты библейской истории, вошедшие в "Исход". Работы московского графика Игоря Олейникова иллюстрируют "Книгу Иисуса Навина", "Книгу Судей Израилевых" и "Книгу Руфи". Екатерина Посецельская проиллюстрировала "Книгу пророка Даниила". Три книги Ветхого завета - "Книгу Притчей Соломоновых", "Книгу Екклесиаста, или Проповедника", "Книгу Песни Песней Соломона" - проиллюстрировал известный московский художник Юлий Перевезенцев. Иллюстрации петербургского художника Аполлинарии Мишиной к "Евангелию от Марка" напоминают посетителям выставки об уникальном малотиражном проекте художника - каллиграфической книге "От Марка Святое Благовествование", созданной в технике офорта, с параллельным текстом, написанном от руки на церковнославянском и русском языках. Иллюстрации к "Евангелию от Иоанна" выполнены московской художницей Светланой Филипповой в редкой "порошковой" технике: изображение выкладывается на стеклянном экране с помощью порошка (песок, молотый кофе и т. п.), подсвечивается снизу и фотографируется, в результате чего оригиналом иллюстрации становится своеобразная фотография. На выставке демонстрируются иллюстрации Игоря Олейникова к изданию "Книга Иисуса Навина. Книга Судей Израилевых. Книга Руфи", Петра Перевезенцева к "Книге Иова", Сергея Русакова к книге "Псалтырь", Андрея Мишина к "Книге премудрости Соломона" и "Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова".
Открывая выставку, pr-директор издательства "Вита Нова" Наталья Дельгядо сказала: "Если бы не было Священного Писания, не было бы того изобразительного искусства, которое мы знаем. Пойдите в Эрмитаж и посмотрите, какой процент произведений искусства посвящен библейским сюжетам. А сейчас мы представляем вам неожиданный взгляд современных художников".
Главный редактор издательства Алексей Дмитренко рассказал, что изданию книг серии предшествовала длительная работа - первую книгу готовили почти шесть лет. "Серия задумана в сугубо светском, литературном ключе. Мы начали с Библии, причем художники сами выбирали сюжеты, но только с условием: художник целиком иллюстрирует книгу. Возможно, через сколько-то лет мы обратимся к священным текстам других религий, но пока из задуманных 29 изданий по Библии осуществлено только семь".
Генеральный директор издательства Алексей Захаренков добавил, что издание выполняет и просветительскую задачу: читатель видит интерпретацию священных текстов художником - своим современником и понимает, что Библия - это не что-то древнее и застывшее, она важна и интересна современному человеку.
Присутствовавший на презентации клирик санкт-петербургского подворья Валаамского монастыря иерей Александр Точилов поделился своими впечатлениями. Он особо отметил работу Аполлинарии Мишиной "Евангелие от Марка": "Художница каллиграфически написала весь текст, и сделала это авторски. Получилась живая линия, в которой каждая буква звучит по-своему и своим пением хвалит Господа". Отец Александр заметил, что при иллюстрировании Священного Писания важна личная вера художника: "Священное Писание открывается нам, только если мы верим в Бога. Воцерковленность автора - наиважнейшее дело: он должен понимать, что хочет выразить".
Художник Борис Забирохин, автор иллюстраций к Книге Бытия, напомнил собравшимся, что самые известные иллюстрации Библии сделаны Гюставом Доре: "Но иллюстрации Гюстава Доре - как "Черный квадрат" Малевича: дальше двигаться невозможно. И я пошел назад, в архаику".
Александр Лыткин, проиллюстрировавший "Исход", объяснил, почему в качестве техники он выбрал литографию: "Центральный образ книги - каменные скрижали Моисея, поэтому так важно, что литография делается на камне". Он добавил, что долго думать над тем, как изобразить тот или иной эпизод, ему не приходилось: "Образы сами просились наружу".
Екатерина Посецельская призналась, чем ей близка Книга пророка Даниила: "Книга состоит из видений и сновидений. Я выбрала в качестве техники сухую пастель, чтобы не иметь возможности представить до конца, что в итоге получится, - так это и бывает в снах".
Аполлинария Мишина рассказала, что работала над иллюстрациями к Евангелию от Марка пять лет. Самой важной евангельской цитатой, которой она руководствовалась в процессе работы, было: "Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он" (Мк. 4:26-27). "Вот так и я, - сказала художница, - не представляла, что будет, оно "само росло", Промыслом Божиим".
Гость презентации, известный художник Александр Траугот, назвал замысел серии смелым: "Мне приходилось видеть много произведений на библейскую тему, вызывающих разочарование. В Евангелии сказано: "Бог не есть Бог мертвых, но живых" (Мф. 22:32), а что живое? То, что постоянно меняется, что не может существовать в застывших формах. Отец Александр правильно сказал, что для того, чтобы иллюстрировать Священное Писание, необходима вера. Но нашей веры всегда недостаточно, ведь если бы мы имели веру с горчичное зерно, могли бы двигать горы (Мф. 17:20). Вера - трудное дело, и художник это хорошо знает. Поэтому для нас так важны слова: "Верую, Господи, помоги моему неверию" (Мк. 9:24). Священные тексты написаны для мудрых и неразумных, для стариков и для детей. Призываю вас так же свободно, так же смело разрушать штампы, которые вызывают скуку".
Художники действительно подошли к теме свободно и современно, они вступают в диалог со зрителем, и зритель узнает в их произведениях не только следы прошедших эпох (например, в "Книге Исхода" Александра Лыткина прослеживаются мотивы искусства Древнего Египта), но и современности - так, в работах Олега Михайлова "Книга малых пророков" действие происходит на фоне современного индустриального пейзажа, а Игорь Олейников переносит действие книги Иисуса Навина... на Крайний Север. "А почему бы и нет?" - спрашивает художник и приводит в пример картину Питера Брейгеля "Поклонение волхвов", где действие происходит в современной художнику голландской деревне, или картину Петера Пауля Рубенса "Святой Франциск Ассизский перед распятым Христом", где вообще нарушен временной принцип.
Помимо оригиналов иллюстраций на выставке представлены книги, в которых они воспроизведены, а также уникальное новое издание "Откровение святого Иоанна Богослова (Апокалипсис)" с иллюстрациями из рукописной старообрядческой книги, найденной в глухой заонежской деревне в 1940 году и в настоящее время находящейся в Древлехранилище Пушкинского Дома. Рисунки в этом удивительном памятнике крестьянской старообрядческой культуры XIX века, названном "Карельским Апокалипсисом", принадлежат неизвестному художнику: его работы наивны, "неправильны", но экспрессивны и выразительны, неожиданны по композиции и цветовому решению.
Выставка продлится до 31 января.
ИА "Вода живая",
24.12.15
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура