Дополняют экспозицию предметы быта того времени, личные письма военнослужащих и членов их семей, газетные вырезки времен Великой Отечественной войны, повествующие о подвигах жителей в тылу и трагических историях из жизни осажденного города, художественная и исследовательская литература о блокаде. Стеклянные стеллажи с экспонатами заклеены белыми полосами крест-накрест - в память о заклеенных окнах блокадного Ленинграда: так делали, чтобы снизить воздействие ударной волны на стекла домов во время бомбежки.
Кроме того, в выставочном зале размещены экспонаты постоянно действующей выставки "Блокадный храм", посвященной церковной жизни в годы блокады Ленинграда 1941-1944 годов. Выставка организована приходским советом храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте (Блокадного). Из экспозиции можно узнать об организации церковного служения в годы войны, о духовном руководстве митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского) - будущего Патриарха Московского и всея Руси, о гражданском подвиге верующих ленинградцев в военное время и о многом другом.
На церемонии открытия куратор выставки Елена Тарасенко отметила, что выставка получилась не совсем детская, поскольку все дети во время войны становились взрослыми. Работа по ее организации далась тяжело, потому что материалы выставки навевали воспоминания о родственниках, перенесших блокаду, которых теперь уже нет в живых. Елена Ивановна рассказала, что во время подготовки выставки ее потрясла цифра, которую ей сообщили в Музее обороны и блокады Ленинграда: соотношение погибших от голода к числу погибших от бомбежек и артобстрелов ленинградцев составляет 97:3. Работы современных художников о блокаде позволяют почувствовать, что генетическая память об этой трагической странице истории живет в каждом петербуржце.
"Главное, что хотелось показать, - следы блокады, которые хранит дух этого города, - продолжила Елена Тарасенко. - Готовя выставку, убедилась, что блокада - это нетающий айсберг, которому еще предстоит всплыть. О многом еще хотелось бы сказать, например, о Елисеевском магазине - Гастрономе №1, который был спецраспределителем: там могли накормить тощим супом, а кому-то доставался виноград. Моя бабушка работала там бухгалтером и ослепла от голода; это была голодная временная слепота, которая вернулась перед смертью. Теперь понимаю, как много она не договаривала, как страшно было на самом деле. Не рассказала про фактически принудительную эвакуацию весной 42-го: ведь выписывали, люди теряли жилье и ленинградскую прописку и ехали в полную неизвестность, с неопределенностью перспективы возвращения в родной город..."
Автор книги Татьяна Кудрявцева рассказала об истории написания книги и личных воспоминаниях о блокаде, передаваемых в ее семье из поколения в поколение. На создание книги ушло тридцать три года: тридцать лет автор собирала материал, три года книга проходила предпечатную подготовку. Всего удалось собрать информацию и описать судьбы почти тридцати детей. О некоторых из них Татьяна Александровна рассказала с особой теплотой, например, о "пятой скрипке" - будущем композиторе Андрее Петрове. Автор книги отметила, как трудно было добыть сведения о судьбах детей, ведь они практически не задокументированы, а живых свидетелей тех событий остается все меньше и меньше.
"На войне все солдаты: хоть ребенок, хоть женщина, хоть старик. Многим детям пришлось участвовать в военных действиях, некоторые прошли через концлагеря, большое количество детей ушло к партизанам. Но что бы им ни выпало пережить, все равно они оставались по-детски простодушными и наивными. В книге описана история маленького жителя деревни в Сланцевском районе Вадима Волкова, который оставил матери записку: "Мама, я ушел к партизанам. Когда я вернусь, то буду кататься на велосипеде. Сохрани его, пожалуйста, для меня". И хотя велосипеды было предписано сдавать властям, мама Вадика сумела сохранить его, закопав в огороде. Вот только Вадик не вернулся, как и все ребята из его класса, дружно ушедшие к партизанам. Но некоторые герои книги здравствуют по сей день, и это очень радостно", - сказала Татьяна Кудрявцева..
Клирик храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте протоиерей Константин Головатский рассказал присутствующем о церковной жизни в блокадном Ленинграде. "В критические исторические моменты даже люди, далекие от Церкви, воинствующие безбожники обращались к истокам, которые заложены в нашей русской культуре. Неслучайно Иосиф Сталин в первые дни войны обратился к народу: "Братья и сестры!". Уже больше 70 лет прошло с тех трагических событий в нашей истории, но до сих пор есть страницы, которые мы открываем заново. В истории блокады есть страница, которая до сих пор не известна многим, - это церковная жизнь. В советские годы об этом не говорилось по понятным причинам. Но это очень важная страница для глубокого, целостного понимания всего, что происходило здесь в дни войны. В Ленинграде и ближайших пригородах было десять действующих храмов, и эти храмы были переполнены. Это свидетельствует о том, что в безнадежных критических условиях именно блокадная молитва давала людям надежду и силы преодолевать испытания. Все тяготы блокадного времени с ленинградцами разделили митрополит Ленинградский и Новгородский, будущий Патриарх Алексий и духовенство - священники старой, дореволюционной школы", - сказал отец Константин.
Он рассказал об иконе Божией Матери "Хлебная", история которой тесно связана с событиями блокады. Изначально икона появилась в Соловецком монастыре и до революции находилась там. Ее появление было связано с именем митрополита Филиппа, которого Иван Грозный пригласил в Москву; впоследствии он попал в опалу, был заточен в монастырь и убит. Еще в Соловецком монастыре, когда он был послушником в пекарне, ему был явлен образ Божией Матери. В советские годы икона была утрачена. Чудесным образом один из списков этой редкой иконы был обнаружен в Ленинграде во время блокады: одна верующая женщина, чья семья практически погибала от голода, попала на улице под артобстрел и упала лицом в снег. Когда все закончилось, она стала подниматься и увидела, что в снегу что-то лежит. Смахнув снег, она увидела, что это иконы, одной из которых была икона Божией Матери "Хлебная". Это поразило ее очень сильно, и она восприняла это как помощь Пресвятой Богородицы, которая будет дана ее семье. И действительно, вскоре к ним пришел постоялец, поделился с ними продуктами, и семья была спасена от голода. Женщина берегла икону после войны и, когда храмы стали вновь открываться, передала этот чудотворный образ в храм во имя иконы Божией Матери "Взыскание погибших" в Лигово.
"Очень хорошо, что на выставке есть раздел, связанный с церковной жизнью. Это дает нам понимание, что вера и церковность людей в годы блокады не угасла, хотя и были времена безбожия. И именно в такие моменты, когда некуда было больше идти, люди возвращались к вере, иному отношению к жизни. И я уверен, что блокадная молитва совершила много чудес", - заключил отец Константин.
Художник Юрий Зверлин рассказал об истории написания триптиха "Белый крест", посвященного брату и матери, пережившим блокаду, и поделился семейными воспоминаниями. "Память о блокаде жива и сказывается на творческом процессе. Память о тех трагических событиях есть в народе, он чтит ее", - сказал он.
Выставка "Маленьких у войны не бывает" открыта до 17 февраля ежедневно с 11:00 до 17:00, кроме выходных. Адрес выставочного зала "Смольный": ул. Смольного, 3.
ИА "Вода живая",
27.01.16