Епископ Игнатий совершил Литургию в Игоревском храме-колокольне в Токсово

Источник: eparchiya-viborg.ru
Владыка совершил хиротонию диакона Артемия Гилояна во пресвитера
Епископ Игнатий совершил Литургию в Игоревском храме-колокольне в Токсово
В неделю Всех Русских Святых - память князя Игоря Черниговского, 18 июня, епископ Выборгский и Приозерский Игнатий совершил Божественную литургию в Токсово. Здесь, в храмовом комплексе святого Архистратига Божия Михаила, находится уникальный храм-колокольня святого благоверного князя Игоря (в крещении Георгия) Черниговского и Киевского.

Правящему архиерею сослужил сонм клириков епархии.

В этот праздничный день Его Преосвященство совершил хиротонию штатного клирика Ильинского храма в Выборге  Артемия Гилояна, рукоположив его во пресвитера, а также возглавил крестный ход в день престольного праздника вокруг храма.

Настоятель храмового комплекса, благочинный Токсовского округа, протоиерей Лев Нерода поблагодарил правящего архиерея за молитвы и заботу о приходе. Отец Лев отметил, что "владыка удвоил, удесятерил радость престольного праздника для прихожан и духовенства" и напомнил присутствующим, что имя святого благоверного князя Игоря Черниговского Преосвященнейший Игнатий носил до монашеского пострига .

В архипастырском слове Преосвященнейший Игнатий обратился к настоятелю храма, духовенству и всем собравшимся, рассказав о житии святого князя Игоря Черниговского и пожелав помощи Божией Токсовскому приходу:

"Сегодня у нас тройной праздник сего храма. Отец Лев любит говорить, что худа без добра не бывает. И сегодня мы вспоминаем, как сгорел находящийся на месте сем деревянный Архангельский храм - на месте же его была поднята величественная колокольня, основанием которой служит этот Игоревский храм. Прихожане его уповают на то, что молитвами святого князя Игоря Господь управит к лучшему и путь каждого из нас.

Князь Игорь был великим человеком. Если сравнить с сегодняшними временами, он будет подобен губернатору или больше. Но помимо своего призвания служения народу, он чувствовал сердцем, что невозможно достичь своего призвания в жизни без памятования милости Божией и служения Ему. И он принимает монашеский чин, оставляя княжеское служение! Трудно человеку двадцать первого века представить это!

Мы видим, как в преддверии выборов все трещит по швам… Каждый хочет доказать, что он самый мудрый, самый правильный, самый честный.

Возможно, тогда прибегает кто-то к разным средствам, в том числе и к Церкви - не потому, что верит силе Божией, а потому, что знает, что сюда ходят люди. Они доверяют Богу.

А вот князь Игорь избегал таких методов. Он, напротив, однажды принял решение снять с себя княжеские одежды и надеть монашеские. На одеждах же монашеских, схимнических начертаны слова: "Язвы Господа на теле своем ношу". Это особый крест, особая тяжесть, влекущая необходимо за собой тяжесть жизни.

Сегодня Церковь прославляет еще и всех святых, в Земле Русской просиявших. Это люди, многие имена который даже мы не знаем - только Господь - и все они пошли за Христом… Практически сразу после Крещения Руси появились первые страстотерпцы - дети самого крестителя Руси, князя Владимира, который уже смог заложить в своих детях идеалы веры.

Прошли века. Господь являл в людях примеры святости. Они не рождались святыми, будучи такими же грешными, как и мы - но все они имели единую цель. Их жизнь заключалась в служении Богу и ближнему, невзирая ни на какие политические системы, даже до смерти! И в этом чудном списке имен святых мы можем видеть огромный сонм молитвенников перед престолом Божиим за всех нас.

Ведь Русь называлась Святой не потому, что на ней множество храмов и монастырей, а потому, что ее идеалом было устремление к Богу, житие по заповедям Божиим. И даже с разрушением храмов и монастырей Господь явил множество исповедников и мучеников: ради Христа и за Святую Русь они восприяли мученический крест.

А сегодня мы живем в благополучное время, когда храмы созидаются, когда внешне нет препятствий к исповеданию Православия. Однако появились многие страшные препятствия для веры: потакание человеческим страстям и порокам, культура потребительства, растление молодежи. Это прямые плоды диавола. И мы должны все это преодолеть - и преодолеем, ведь огромный сонм святых нашей земли молится за нас. Они не дадут погубить все, что они утверждали. Но мы-то не должны соглашаться с духом мира сего, полагаясь только на помощь Церкви Небесной. Мы с большими усилиями должны творить и строить. В воспитании детей - должны бороться с пороками, которые утверждаются сегодня как некая добродетель. Своими молитвами, своими трудами мы должны утверждать все то, что делали наши предки. И тогда Господь не оставит нас, милость Божия будет с нами - только тогда будет меньше разводов и самоубийств, меньше пороков, потому что мы станем сильны Божией силой. Вот дай Бог, чтобы духовная сила, не сравнимая ни с какой физической, помогала восходить нам до Божиего престола. Всех вас поздравляю с праздником!"

ВСЕ ФОТОГРАФИИ

12 июля 1999 года в Токсово был заложен каменный храм по проекту, разработанному на благотворительной основе академиком архитектуры, народным архитектором РФ Валентином Назаровым.

В 2004 году к Пасхе Христовой установлен фарфоровый иконостас, а 19 сентября Великое освящение храма возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир; указом Его Высокопреосвященства храм был возведен в статус собора.

Недавно протоиерей Лев Нерода, настоятель храма, встретил свое 65-летие.

Уникальный храм комплекса - высотная доминанта поселка Токсово, храм-колокольня во имя святого благоверного князя Игоря Черниговского освящена 14 октября 2009 года в праздник Покрова Пресвятой Богородицы. На колокольне установлен 14-тонный колокол , являющийся самым большим на Северо-Западе России.

Приход Михаило-Архангельского храма в Токсово уже сегодня зарекомендовал себя в сфере социальной работы: здесь находится большой Гериатрический центр, сотрудники которого заботятся о примерно сотне больных и престарелых людей. Большое здание будущего детского хосписа уже построено и требует лишь косметического ремонта. Здесь будут все условия для планового наблюдения, реабилитации и поддержке на терминальной стадии тяжелобольных детей и их родителей.

21 ноября 2016 года состоялось подписание соглашения о сотрудничестве в сфере социальной деятельности между Ленинградской областью и Выборгской епархией Русской Православной Церкви.

Детский хоспис - это учреждение, направленное на оказание симптоматической терапии, улучшение качества и продолжительности жизни детей, имеющих заболевания, ограничивающие продолжительность жизни. В фокус внимания паллиативной педиатрии попадают дети, страдающие заболеваниями, сокращающими жизнь (это состояния, приводящие к преждевременной смерти ребенка в возрасте ранее 40 лет или до смерти его родителей), или заболеваниями, угрожающими жизни (это состояния, требующие агрессивного лечения и сопровождающиеся высоким риском летального исхода).
Сегодня паллиативная педиатрия понимается как активный и целостный подход к уходу за тяжелобольным и умирающим ребенком, включающий физические, психологические, социальные и духовные элементы помощи, ориентированный на повышение качества жизни пациентов и их близких. Для тяжелобольных детей и их близких особенно актуальна поддержка и помощь Церкви.

Детская паллиативная помощь - одна из самых молодых отраслей медицины. В то же время, на Первом Всероссийском конгрессе по развитию паллиативной помощи детям член Совета Федерации Федерального собрания Вадим Тюльпанов подчеркивал: "В каждом субъекте Федерации должен быть построен детский хоспис".

Святой благоверный князь Игорь Черниговский. Середина XII века была для Руси скорбным временем непрерывных междоусобных браней за Киевское княжение двух княжеских группировок: Ольговичей и Мстиславичей. Все они были в близком родстве, все - правнуки Ярослава Мудрого. Мстиславичи назывались по имени своего отца - святого Мстислава Великого (+ 1132), сына Владимира Мономаха (отсюда другое их название "Мономашичи"). Ольговичи назывались по имени Олега Святославича (+ 1115), прозванного за свою горькую судьбу "Гори-славичем". Олег Гориславич был сын Киевского князя Святослава (+ 1076), который участвовал в 1072 году в перенесении мощей святых страстотерпцев Бориса и Глеба (сведения 2 мая) и вошел в историю Русской Церкви как владелец двух замечательнейших богословских сборников того времени - "Изборника Святослава 1073 г." и "Изборника 1076 г.".

В некоторых древних месяцесловах и сам князь Святослав почитался угодником Божиим, но особенно прославились два его внука: преподобный Никола Святоша (+ 1143) и двоюродный брат его, сын Олега Гориславича, - святой князь-мученик Игорь Ольгович (+1147).
Преподобный Никола Святоша и святой Игорь Ольгович представляют два различных пути христианской святости в Древней Руси. Преподобный Никола, отрекшийся от мира и княжеских обязанностей, стал простым иноком и мирно почил, проведя почти сорок лет в монастыре. Святой Игорь, волей Божией вступивший в борьбу за Киевское княжение, мученическим подвигом должен был искупить наследственный грех княжеских усобиц.

В 1138 году великим князем Киевским стал старший брат Игоря Всеволод Ольгович (прадед святого Михаила Черниговского). Хотя его княжение длилось всего несколько лет и было наполнено непрерывными войнами, князь считал Киев своим наследственным княжеством и решил передать его в наследство своему брату Игорю. Он ссылался при этом на пример Владимира Мономаха и говорил, как бы нарочно подзадоривая Мономашичей: "Владимир посадил Мстислава, своего сына, после себя в Киеве, а Мстислав - брата своего Ярополка. А вот я говорю: если меня Бог возьмет, то я после себя даю Киев брату моему Игорю". Но Бог гордым противится. Горделивые слова Всеволода, которого и так не любили киевляне, стали предлогом для возбуждения ненависти против его брата Игоря и всех Ольговичей. "Не хотим быть в наследстве", - решило киевское вече. Злоба и гордыня князя вызвали ответную злобу и гордыню киевлян: святой Игорь, против воли вовлеченный в самый центр событий, стал невинной жертвой нараставшей ненависти.

Грозные события разворачивались стремительно. 1 августа 1146 года умер князь Всеволод, и киевляне целовали крест Игорю как новому князю, а Игорь целовал крест Киеву - справедливо править народом и защищать его. Но, преступив крестное целование, киевские бояре сразу же призвали Мстиславичей с войском. Под Киевом произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича. Еще раз нарушив крестное целование, киевские войска в разгар сражения перешли на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева. Там его взяли в плен, привезли в Киев и посадили в поруб. Это было 13 августа, все его княжение продолжалось две недели.
В "порубе" (это был холодный бревенчатый сруб, без окон и дверей; чтобы освободить из него человека, надо было "вырубить" его оттуда) многострадальный князь тяжело заболел. Думали, что он умрет. В этих условиях противники князя разрешили "вырубить" его из заточения и постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре. Божией помощью князь выздоровел и, оставшись иноком монастыря, проводил время в слезах и молитве.

Борьба за Киев продолжалась. Возбуждаемая гордыней и ослепленная ненавистью, ни одна из сторон не хотела уступать. Желая отомстить роду Ольговичей, а заодно и всем князьям, киевское вече, год спустя, в 1147 году, постановило расправиться с князем-иноком.
Митрополит и духовенство старались вразумить и остановить их. Правивший в Киеве князь Изяслав Мстиславич и особенно его брат князь Владимир пытались предотвратить это бессмысленное кровопролитие, спасти святого мученика, но сами подверглись опасности со стороны ожесточенной толпы.

Восставшие ворвались в храм во время святой литургии, схватили молившегося пред иконой Божией Матери Игоря и потащили его на расправу. В воротах монастыря толпу остановил князь Владимир. И сказал ему Игорь: "Ох, брате, куда ты?" Владимир же соскочил с коня, желая помочь ему, и покрыл его корзном (княжеским плащом) и говорил киевлянам: "Не убивайте, братья". И вел Владимир Игоря до двора матери своей, и стали бить Владимира". Так повествует летопись. Владимир успел втолкнуть Игоря во двор и затворить ворота. Но люди выломили ворота и, увидев Игоря "на сенях" (крытая галерея второго этажа в древнем киевском тереме), разбили сени, стащили святого мученика и убили на нижних ступенях лестницы. Ожесточение толпы было столь велико, что мертвое тело страдальца подвергли избиению и поруганию, его волочили веревкой за ноги до Десятинной церкви, бросили там на телегу, отвезли и "повергли на торгу".

Так святой мученик предал Господу дух свой, "и совлекся ризы тленнаго человека, и в нетленную и многострадальную ризу Христа облекся". Когда вечером того же дня тело блаженного Игоря было перенесено в церковь святого Михаила, "Бог явил над ним знамение велико, зажглись свечи все над ним в церкви той". На другое утро святой страдалец был погребен в монастыре святого Симеона, на окраине Киева.
В 1150 году князь Черниговский Святослав Ольгович перенес мощи своего брата, святого Игоря, в Чернигов и положил в Спасском соборе.
Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Игоревская, пред которой молился мученик пред убиением, находилась в Великой Успенской церкви Киево-Печерской Лавры (празднование ей 5 июня).

Благодарим за предоставленный материал сайт Православие.ру