"Мы призываемся к подвигам, то есть к движению в сторону Бога"

Митрополит Варсонофий выступил с докладом на епархиальном собрании
"Мы призываемся к подвигам, то есть к движению в сторону Бога"
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий выступил 14 декабря с докладом на епархиальном собрании. Ниже публикуется текст доклада.

Доклад
митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия
на епархиальном собрании
(Санкт-Петербург, 14 декабря 2016 г.)



Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!
Досточтимое собрание!

Уходящий год был "летом благости Божией" для Санкт-Петербургской епархии и ознаменован многими событиями, которые имели большое значение в жизни верующих, жителей нашего города. Отрадно отметить положительную динамику во многих сторонах епархиальной жизни, о чем подробно будет сказано по ходу доклада.

Духовенство старалось благочестиво и ревностно совершать своё служение, умело пользуясь мудрыми советами священноначалия, которые мы с благодарностью принимали, как в прежние годы, так и в этом году. Чтобы пройти путнику по незнакомой местности, требуется карта, так и нам, идущим с проповедью слова Божия в условиях меняющегося мира, нужны правильные ориентиры.

Вместе с тем епархия столкнулась с препятствиями, мешающими делу церковного созидания - делу не человеческого хотения, а Божиего произволения. Но мы не теряем надежды, потому что знаем - эти препятствия благополучно разрешатся. Многочисленные примеры из Священного Писания нас в этом убеждают.

Сегодня, как обычно в годовом докладе, я расскажу о событиях уходящего года, о наших задачах и планах на будущее. Много внимания при этом будет уделено статистике.

Общецерковные события

Санкт-Петербургская епархия является неотъемлемой частью Матери нашей - Русской Православной Церкви, поэтому все происходящее на общецерковном уровне в разной степени касается и нас с вами.

Общецерковные события в этом году развивались динамично, мы имели возможность видеть, как шла подготовка к Всеправославному Собору, который должен был состояться на Крите, а также встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Папой Франциском на Кубе. Оба события обещали стать эпохальными в истории христианства, и одно из них действительно стало таковым. Это встреча с Папой Римским, носившая исключительно гуманитарный, церковно-дипломатический характер. В Гаване была подписана совместная декларация, в которой обозначены проблемы современного мира. Это гонения на христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Это и терроризм, христианофобия в некоторых странах Западной Европы. Это нравственность и семейные ценности. В документе осуждена уния как ошибочный способ единения христианских общин. Благодаря этой встрече голос Русской Церкви, приходы которой разбросаны по всей земле, был услышан мировым сообществом.

Собор на Крите хотя и состоялся, но так и не стал Всеправославным. Четыре Поместные Церкви - Болгарская, Грузинская, Антиохийская, и наша, Русская, не участвовали в нем из-за отсутствия всеобщего единства в содержании соборных документов, а также по каноническим разногласиям между некоторыми Церквами. Мы все же надеемся, что Всеправославный Собор во благовремении состоится.

2-3 февраля в Москве прошел Архиерейский Собор, который, согласно уставу, одобрил работу Священного Синода и Святейшего Патриарха, а также Высшего церковного совета, Межсоборного присутствия и синодальных учреждений. Наряду с упомянутым были приняты постановления по целому кругу вопросов церковной жизни. Собор призвал к миру враждующие стороны на Украине и выразил благодарность тем, кто оказывает гуманитарную помощь беженцам и пострадавшим в ходе конфликта на юго-востоке Украины. Санкт-Петербургская епархия также не осталась в стороне. Отдел по связям с казачеством и некоторые наши монастыри отправляли в Донбасс грузы с продуктами питания и вещами.

На Соборе было признано своевременным введение института помощников благочинных по четырем направлениям: социальному, молодёжному, катехизическому и миссионерскому. В постановлении высказано пожелание продолжить его развитие, привлекая к служению как можно больше мирян. Эта тема периодически обсуждается с отцами благочинными, и мы получили определенные результаты.

В связи со 100-летием трагического события отечественной истории - Октябрьской революции, Собор указал на важность продолжения работы в благочиниях и приходах по сохранению памяти новомучеников и исповедников, пострадавших в годы гонений ХХ века. Этой работе нужно придать новый импульс в связи с приближающейся годовщиной убиения первых новомучеников.

Память пострадавших в годы гонений мы начнем отмечать с Царского Села - места, где пролилась первая мученическая кровь в земле Русской.

Революционерами был убит священник Иоанн (Кочуров) Царскосельский. К числу первых также относится и священномученик Философ Орнатский, ближайший ученик праведного Иоанна Кронштадтского, расстрелянный в 1918 году. Вот что он писал о тех временах: "Избитые врагами на суше и на море, в конце концов, мы стали избивать друг друга, как мадианитяне при звуке труб Гедеона: подлинно меч Господа поражает нас. Но самая глубокая рана, нанесенная прямо в сердце наше - это отчаянное озлобление, отравившее не только нашу кровь и душу нашу, но и самый воздух, которым мы дышим. Уже никто никому не верит. Первобытный хаос готов воцарится на нашей Родине, веками созидавшейся потом и слезами". В 1922 году также был расстрелян митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин.

Эта година лютых испытаний, как говорил Святейший Патриарх Тихон, стала проверкой на твёрдость веры наших предков, многие из которых прошли ее достойно и не отреклись от Бога.

Важной темой Собора было ответственное поведение духовенства в информационном пространстве. Поддерживая и разъясняя позицию Церкви по общественно значимым вопросам, говорится в постановлении, нужно избегать утверждений, которые могут вносить смущение в среду верующих и влиять на формирование неправильного восприятия нашей позиции светским обществом. Публичные заявления клириков, не соответствующие фактам и не доказанные, в случае поступления жалоб должны рассматриваться в рамках церковно-правовых учреждений и оцениваться по нормам канонического права.

Решения Архиерейского Собора - это своевременный ответ на вызовы общества и чаяния верующих людей.

В этом году мы молитвенно отмечаем 70-летие нашего Предстоятеля - Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В Москве 20-22 ноября прошли большие торжества, в которых приняли участие епископат Русской Церкви, главы и представители Поместных Православных Церквей, руководители государства. Святейший - это апостол нашей Церкви, который много делает для проповеди Слова Божия стране - и когда он был ректором академии, и когда управлял Смоленской епархией, и особенно сейчас. За годы его патриаршества проведена давно назревшая реформа церковного управления. Открыто более двухсот епархий, их сейчас - 296, из них 183 - в России. Увеличился епископат до 369 архиереев, из которых 214 несут архипастырское служение в России. В Церкви - более 35 тысяч приходов и около 40 тысяч священнослужителей, из них 5 тысяч диаконов. Созданы Высший церковный совет и Межсоборное присутствие, ведется социальная, катехизическая, молодежная и миссионерская работа, и много другое, о чем всем нам хорошо известно.

Юбилей Предстоятеля - это торжество всей Русской Церкви, верующих нашего Отечества. Духовным союзом мы незримо соединены с ним в молитве и богослужении. Для петербуржцев Святейший особенно дорог, он родился и вырос в Ленинграде, десять лет был ректором духовной академии, возрастал под руководством владыки Никодима (Ротова).

Святейший часто бывает в Санкт-Петербурге, посещает святые места, совершает богослужения, встречается с жителями. Для города это всегда большой праздник. В этом году он был у нас дважды. С 15 по 17 апреля совершил богослужение в духовной академии, в Иоанновском ставропигиальном монастыре и в Александро-Свирском - по случаю празднования 375-летия со дня обретения мощей преподобного Александра Свирского. Тогда же Предстоятель провел заседание Священного Синода в историческом здании Святейшего Синода на Сенатской площади. 12 июля Святейший Патриарх Кирилл по традиции возглавил Божественную литургию в соборе апостолов Петра и Павла Петропавловской крепости. Его Святейшество внимательно смотрит за нашими трудами и ждет от нас большей самоотдачи и пастырской ревности в служении Богу. Многая лета Святейшему Владыке!

Среди событий года особое место занимает 1000-летие присутствия русского монашества на Святой горе Афон. Это место дорого каждому верующему человеку, особенно в нашей стране, где к идеалам святости люди относятся весьма чувствительно, обостренно воспринимая евангельское понимание совершенства. Святейший Патриарх возглавил торжества в Свято-Пантелеимоновом монастыре, в которых также принял участие Владимир Путин. В России была разработана программа празднования с более чем сотней юбилейных мероприятий. До сих пор Афонская гора остаётся столпом монашества в современном мире, мерилом для всех монастырей и монахов в организации молитвы, послушания и отдыха, внутреннего аскетического делания. Она важна и для всех, кто старается вести духовно-нравственную жизнь. Святая гора имеет большое значение для Санкт-Петербургской епархии, где все монастыри расположены в центре светской жизни со всеми ее положительными и, конечно, больше отрицательными сторонами. Эти обители нуждаются в постоянном вдохновении, чтобы не мирская жизнь влияла на монашеское устроение, а напротив, монашество оказывало благотворное влияние на мир. И нашему духовенству в отпускное время полезно совершать паломничества как на Афон, так и в другие святые места: на Валаам, Соловки, в Дивеево и Святую землю, чтобы духовно обогащаться.

Дорогие братья и сестры! Когда мы отмечаем знаменательные даты церковного календаря, то не просто отдаем благодарную дань выдающимся событиям или личностям, но мысленно переносим действие Божие в истории на свою жизнь и жизнь окружающих. Становясь причастниками этой освящающей благодати, мы черпаем в ней нравственную и духовную силу.

Как уже было сказано, все происходящее на общецерковном уровне касается нашей епархии, но также справедливо и обратное - события в Санкт-Петербургской епархии не могут не остаться в летописи Русской Церкви.

Епархиальные события 

Среди них, в первую очередь, отмечу монашеские даты. Это 20-летие возрождение монашеской жизни в Александро-Невской лавре и 150-летие со дня рождения преподобного Серафима Вырицкого.

Лавра - это духовный маяк посреди беспокойного мира, который необходимо укреплять, сохраняя от разрушения. Как известно, монастыри в истории возникали по-разному: одни - на молитвенных подвигах святых отшельников в пустынных местах, как, например, Троице-Сергиева лавра; другие учреждались ревнителями Церкви вблизи городов для охранения и распространения христианской веры и христианской культуры. К ним относится Александро-Невская лавра. Милостью Божией, за минувшие годы много сделано в обустройстве обители: налажена иноческая жизнь, отреставрированы храмы и здания, создан духовно-просветительский центр. Насельники лавры пополнили ряды архиереев и наместников монастырей в других епархиях.

На городских монастырях лежит двойная ответственность: сохранять и преумножать не только молитвенно-богослужебную и хозяйственную жизнь, но и вести просветительскую деятельность, приобщать к свету Христову паломников, прихожан и многочисленных туристов. Это служение нельзя опускать и, Слава Богу, наши монастыри стараются активно его совершать.

Юбилей преподобного Серафима Вырицкого, одного из выдающихся насельников лавры, отмечался в течении всего года. Праздничные мероприятия прошли в местах жизни святого: на его родине в Ярославской области, в Александро-Невской лавре, где он принял монашество, и в Вырице - месте его подвижничества. Позавчера и город отдал дань уважения преподобному - мы открыли памятную доску на доме в Апраксином переулке, где он жил с 1914-го по 1917-й годы.

Хочу отметить труды, которые понесли в организации юбилея владыка Назарий, протоиерей Артемий Наумов и писатель - составитель жития преподобного Валерий Павлович Филимонов.

Мы отмечали также 70-летие возрождение Санкт-Петербургской духовной академии и 295-летие ее основания. Академия во все время своего существования неразрывно связана с епархией. Ее выпускниками сейчас являются 588 клириков из 763-х. Она играет заметную роль в епархиальной жизни: ректор - владыка Амвросий - викарный архиерей, председатель отдела образования и катехизации, студенты несут послушания в храмах и епархиальных учреждениях, преподаватели являются настоятелями и клириками приходов. В скором времени при академии будут созданы общецерковные курсы повышения квалификации для духовенства, которые раз в пять лет должны проходить все клирики, кроме священнослужителей с учеными степенями и возрастом более шестидесяти лет. Разработкой программы сейчас занимается учебный комитет. В нашем стремительно развивающемся мире побуждение к обновлению знаний очень важно для проповедника слова Божия.

В череде памятных дат и событий заслуженное место занимает 45-летие хора духовенства Санкт-Петербургской епархии. В год, когда на Поместном Соборе был избран Святейший Патриарх Пимен, митрополит Никодим (Ротов) создает этот хор, почти сразу ставший визитной карточкой епархии.

В то время это было невиданным событием, как и все что делал тогда ради блага Церкви приснопамятный иерарх. В советскую эпоху немалую миссионерскую роль играло профессиональное молитвенное пение в наших храмах, которое власти старались запрещать. Об этом на съезде регентов и певчих в Москве 1 декабря подробно рассказывал Святейший Патриарх, вспоминая пение в храмах Ленинграда - Спасо-Преображенском соборе, Никольском морском соборе.

"Певческое служение сегодня имеет немалое миссионерское значение, - отметил Святейший в поздравлении. - Оно призвано содействовать пробуждению интереса общества к самобытной музыкально-певческой культуре русского православия, способствуя возвращению наших соотечественников к своим духовным корням".

За богослужениями в соборах и храмах должны звучать музыкальные произведения, которые создают молитвенный настрой, способствуют пробуждению духовного чувства, не утомляя прихожан продолжительностью и отвлечением от главного, ради чего они пришли в храм. Пение должно соответствовать духу богослужения. Многое зависит от того, кто поет в хоре, если профессиональные певчие люди верующие, то и пение будет соответствующим, если нет, то пение будет иметь больше светский, нецерковный, характер. Поющие в храме в идеале должны быть его прихожанами, а не просто наемными работниками.

Этот год не стал исключением в братском внимании, которое оказывают православному Санкт-Петербургу главы Поместных Церквей. 29 августа город посетил Блаженнейший митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав. Блаженнейший совершил Божественную литургию в духовной академии, помолился у наших святынь.

Рассматривая календарь епархиальной жизни, нельзя не сказать о крестном ходе 12 сентября по Невскому проспекту. Это была впечатляющая картина единства верующих жителей и гостей города. Невский проспект с прилегающими улицами и площадями был заполнен людьми, пришедшими по зову сердца, чтобы показать свою принадлежность к спасительной православной вере, к историческому прошлому. По главной магистрали города молитвенной процессией прошли десятки тысяч человек. Оргкомитетом епархии и городской администрации была проделана большая подготовительная работа, чтобы все прошло достойно и без происшествий. Людей, конечно, могло придти гораздо больше, но рабочий день вносит свои ограничения. Верующие обращались в епархию с предложениями просить руководство северной столицы сделать 12 сентября официальным городским праздником и выходным днем.

В течение года мы принимали мощи святых угодников Божиих. Отмечу тех, которые связаны с Санкт-Петербургом, - это преподобный Силуан Афонский и праведный воин Феодор Ушаков. Принесение святынь - это возможность приобщиться к благодати Божией и хороший повод для просветительской работы, особенно в среде молодежи - для понимания, что двигало героями духа, когда они служили Отечеству, не щадя живота своего, и оставив все, следовали за Христом.

Честная глава преподобного Силуна со Святой горы Афон находилась у нас с 15 по 18 сентября в связи с 150-летием со дня рождения святого. В Александро-Невской лавре и Новодевичьем монастыре к святыне приложились тысячи людей. А месяцем ранее, 9 августа, в Казанском соборе также находились мощи праведного воина Феодора Ушакова, которые крестным ходом прибыли к нам из Санаксарского монастыря, проследовав далее в Севастополь. Это событие было посвящено 15-летию канонизации святого воина.

28 февраля было заключено соглашение о сотрудничестве между епархией и управлением МЧС по Санкт-Петербургу. К этому решению нас сподвигла сама жизнь. Хотя во многих сферах мы сотрудничали и раньше, но не было плана взаимодействия. Во время прошлогодней трагедии, когда в небе над Синаем погибли петербуржцы, епархия активно участвовала в оказании помощи их родственникам. Соглашение предусматривает планирование и координацию совместных действий по оказанию помощи населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, проведение других совместных мероприятий.

Дорогие братья и сестры! Каждому для трудов на этой земле Богом отпущен свой, одному Ему известный, срок. И мы не должны тратить время напрасно, занимаясь делами, не идущими с нами в вечность. Каждый год уходят в путь всея земли наши собратья.

В мир иной в этом году отошли четыре клирика епархии:

  • протоиерей Игорь Мазур, почетный настоятель храма святителя Петра, митрополита Московского, на Роменской улице;
  • протоиерей Константин Бодягин, клирик храма Казанской иконы Божией Матери у Красненького кладбища; 
  • протоиерей Евгений Чайка, заштатный клирик епархии;
  • диакон Андрей Тихонравов, клирик храма великомученицы Анастасии Узорешительницы на Васильевском острове. 

Планы на будущее 

В 2017 году исполняется 100 лет восстановления патриаршества и 100 лет Октябрьской революции, когда были разрушены основы государственного и духовного бытия страны, погибли сотни тысяч ни в чем не повинных людей, среди них тысячи духовного звания, впоследствии канонизированных Церковью. Мы, благодарные потомки тех священнослужителей, героев духа, не можем не говорить во всеуслышание современным людям об этом святом и великом подвиге духовенства, верующих. Поэтому память новомучеников и исповедников нашей епархии важно отметить богослужениями, освящением в честь них храмов, исследованиями их подвига, лекциями и другими просветительскими мероприятиями.

В создаваемом в епархиальном управлении церковно-историческом музее один из залов будет посвящен нашим новомученикам и исповедникам. В следующем году планируется открытие этого музея.

Статистика 

В Санкт-Петербургской епархии на сегодняшний день четыре монастыря - два мужских и два женских. Одно архиерейское подворье при храме Благовещения Пресвятой Богородицы на 5-й Советской улице. В епархии 247 приходов, из них 242 имеют юридическую регистрацию, пять - в стадии оформления. В сравнении с прошлым годом - увеличение на 12 приходов. Приходы объединены в 24 благочиннических округа, в том числе монастырский, четыре ведомственных (военный, тюремный, социальный, высших учебных заведений). Создан Новоладожский округ. Благочинным назначен протоиерей Алексий Волков, настоятель храма Рождества Богородицы в Новой Ладоге. На территории епархии 80 часовен.

В начале года согласно 327-му федеральному закону епархии был передан Смольный собор. Идет процедура передачи и Сампсониевского собора. Надеюсь, что и другие храмы - дома молитвы Господу, как говорит псалмопевец Давид, будут возвращены верующим.

Мною были совершены 38 хиротоний (25 диаконских и 13 священнических). Выведены за штат с правом перехода в другие епархии девять клириков (семь священников, два диакона). Один клирик запрещен в священнослужении. Из других епархий приняты в клир 11 священнослужителей (девять священников, два диакона). Всего в Санкт-Петербургской епархии 763 клирика.

Среди них - правящий архиерей, три викарных, один на покое, 580 священников, 177 диаконов. Увеличение в сравнении с прошлым годом на 24 священнослужителя.

В этом году в приходах и монастырях епархии мною совершено 124 богослужений. В прошлом году их было 106.

Освящены семь храмов:
  • великомученика Пантелеимона в Удельной;
  • блаженной Ксении Петербургской в Сестрорецке;
  • Свято-Троицкий в Хвалово;
  • Смоленской иконы Божией Матери в Пулково;
  • Благовещения Пресвятой Богородицы на Пискаревском проспекте;
  • Сретения Господня на Гражданском проспекте;
  • апостола Петра в Веселом поселке. 
В настоящее время в епархии 28 строящихся храмов, из них несколько стали долгостроями. Обращаю внимание настоятелей этих храмов на невозможность затягивания строительства. Нужно прилагать больше усилий, активнее работать, искать благотворителей, доброхотов. Нужно понимать, что без создания полноценной приходской общины с активом из деятельных людей невозможно делать что-то серьёзное. При каждом строящемся храме есть временное молитвенное помещение, нужно, чтобы оно каждый день было открыто, чтобы там совершались службы, а настоятель или клирики были всегда на месте и беседовали с людьми.

Под строительство новых храмов Смольный выделил 13 земельных участков. В процессе реставрации под контролем КГИОПа находятся 30 храмов.

За 2016 год епархией оказана материальная помощь нуждающимся в размере 1 млн 93 тысяч 300 рублей, из них четырем семьям ежемесячно выплачивалось по 25 тысяч рублей. Помощь неимущим вещами и продуктам исчисляется тоннами.

Уже который год Санкт-Петербургская епархия занимает первые места по количеству победителей грантового конкурса "Православная инициатива" среди других епархий. В сравнении с прошлым годом - увеличение в два с лишним раза. Это нас не может не радовать. Поскольку соответствовать предъявляемым дирекцией требованиям - непростая задача. Всего по митрополии 25 победителей, общая сумма грантов составила более 10,5 млн рублей. 17 победителей в нашей епархии с суммой в 7,5 млн рублей.

Основы православной культуры на 2016-2017 учебный год в школах города выбрали 32,8 % школьников, светскую этику - 32,5, Основы мировой религиозной культуры - 34,5, что соответствует уровню прошлого года.

Действует 130 воскресных школ, 125 из них прошли епархиальную аттестацию. Конечно, их может быть гораздо больше, 215 при храмах, в том числе приписных, где служба совершается не реже одного раза в неделю. Сюда не входят храмы при тюрьмах, больницах, вузах и музеях.

Нужно стремиться к тому, чтобы центром жизни воскресной школы был именно приходской храм, а не другое место, хотя и хорошо оборудованное, но светское. Плохо, когда занятия проводятся не при храме. Дети из школы должны петь на клиросе, организовано участвовать в богослужении, отождествлять себя с Церковью.

На упомянутом съезде регентов и певчих Святейший Патриарх сказал: "Иногда у нас не знают, чем занять ребенка в воскресных школах. Но давайте обратим внимание на важность певческой подготовки детей, начиная с воскресных школ. Не все дети могут петь, но многие. Причем одно дело - это пение в начальных классах воскресной школы, а другое - пение среди подростков. У них может развиться реальный интерес к церковному пению, из этих людей могут черпаться кадры наших будущих регентов".

В этом году с января по сентябрь количество родившихся в Санкт-Петербурге на три тысячи больше, чем за аналогичный период прошлого года. Мы надеемся, что это связано с тем, что женщины меньше стали делать аборты. Может быть, в этом есть заслуга со стороны епархии, которая реализует ряд программ, направленных на сохранение жизни. Действует кризисный центр для беременных, не имеющих жильё, регулярно оказывается материальная помощь мамам, отказавшимся от абортов, проводятся беседы с беременными.

Как вы знаете, осенью Святейший Патриарх подписал петицию за выведение абортов из системы ОМС, отметив, что "мы должны идти к цели - запретить аборты, и первым шагом, символическим, должно быть изъятие совершения абортов из системы ОМС". Христианин не может желать смерти ближнему, которого создал Господь, не может поддерживать убийства, спокойно смотреть на тех, кто борется с Богом. Нужно стараться менять отношение медицинской общественности к проблемам абортов, тогда результат будет лучше. Для Церкви борьба за жизнь - важное и приоритетное направление.

Вопросы пастырского служения 

Дорогое отцы и братья!

Одним из путей оживления прихода должно стать вовлечение людей в богослужение, потому что человек, участвующий в пении и чтении, погружается в стихию общей молитвы, чувствует себя единым с общиной. Наше служение должно быть многосторонним, с внебогослужебными программами, поскольку есть люди, которым на определенном этапе нужно особое внимание. Каждую неделю на приходах можно проводить просветительские мероприятия, беседы, просмотры и обсуждения фильмов. Важны встречи с молодёжью, престарелыми, инвалидами, воспитанниками детских домов и пациентами реабилитационных центров.

Для верующего человека храм, по слову святителя Феофана Затворника, "есть сердце христианской жизни". На собраниях благочинных мы неустанно говорим о строительстве новых храмов, выделении участков, реставрации существующих. Жители некоторых районов обращаются в епархию с просьбой более частого совершения богослужений, чем раз в неделю, в храмах, рядом с которым они живут. У нас есть храмы в больших районах где, к сожалению, не совершается ежедневной службы. Отцы благочинные, проведите, пожалуйста, в своих округах собрания и выясните: почему отсутствуют ежедневные службы там, где они могли бы быть, и к заседанию епархиального совета подайте мне список таких храмов. Если проблема в нехватке священников, то она решаема. В некоторых соборах у нас есть сверхштатные священники, которые могут быть направлены в такие храмы.

Бывают у нас и такие проблемы, когда храмы и священники есть, а беседовать с прихожанами часто бывает некому. На исповеди много людей, а уделить внимание, которого они ждут, не всегда получается, а после службы все торопятся домой. Если в этот день нет возможности побеседовать, нужно обязательно назначить другой, но человек не должен уйти с пустотой в душе. В беседах священнику нужно избегать крайностей, которые, как правило, приводят к ошибкам. Нельзя быть чересчур строгим, поскольку часто это отвращает людей от храма Божия, но не оправдан и пастырский либерализм, то есть безразличие к спасению душ. Когда мы говорили о сложностях в строительстве храмов, то вот вам и пример, когда через личные отношения может создаваться приходской актив.

У нас есть храмы, где служба совершается не только с некоторыми исторически сложившимися особенностями, что в определенных случаях допустимо, но часто по не известным никому уставам и чинам. Православное богослужение - это гармоничное соединение богословия, христианского искусства, в том числе словесного, а также устава. Часто можно слышать такие утверждения, что если полностью русифицировать богослужение, оно станет понятным и доступным. Это заблуждение. Проблема не только в церковнославянском языке, где большинство слов люди все-таки понимают, а в богословском характере богослужения, его образности, глубине смыслов, отсылках к Священному Писанию. Поэтому каждому христианину в первую очередь нужно читать и изучать Священное Писание, православное вероучение, тем более это нужно ежедневно делать священнику. Человеческая природа несовершенна, как и наш земной мир, поэтому без внешнего регламента жизнь людей в обществе сложно представить, она может превратиться в хаос и безобразие. В Церкви все должно делаться по послушанию и благословению. Также нехорошо, когда в храмах, кроме богослужений, проводятся досуговые культурные мероприятия, в том числе концерты, спектакли. Для этого есть соответствующие залы, в том числе церковные. Каждому делу должно быть свое место и свое время. Нам не нужно идти по пути обмирщения религиозной жизни, она легко может обедняться через, казалось бы, безобидные вещи.

Господь сказал, обращаясь к апостолам: "По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою". Братская любовь и взаимоуважение должны быть между духовенством: благочинных - со священниками благочиния, настоятелей - с рядовыми клириками, игумений и игуменов - с простыми монашествующими. Ни в коем случае нельзя священнику осуждать священника перед другими людьми.

Что касается рукоположений, требования к кандидатам, желающим принять священный сан, в последнее время возросли, и это касается не только нравственных качеств, но и духовного образования. В этом году были случаи, когда настоятели рекомендовали кандидатов, не имеющих семинарского образования, хотя и окончивших теологические вузы. Напоминаю, что согласно постановлениям Архиерейского Собора, могут быть рукоположены те, кто окончил духовную семинарию или светские теологические вузы, в которых есть кафедра пастырского богословия. Представляя кандидатов на хиротонии, пожалуйста, учитывайте упомянутое положение.

При подготовке к сегодняшнему собранию канцелярии не удалось найти достоверных сведений о количестве крещений, отпеваний и венчаний на приходах. Далеко не все требы вносятся в метрические журналы, что конечно, недопустимо. Из-за этого мы не можем анализировать соотношения родившихся и крестившихся, скончавшихся и получивших православное отпевание и так далее. В следующем году попросил бы отца Сергия Куксевича внимательно проверить наличие метрических журналов на приходах и их правильное заполнение. Нужно фиксировать на бумаге все без исключения требы, где бы они не совершались - в вашем храме, на дому или в больницах.

Духовное наставление

Дорогие отцы и братья!

Господь удостоил нас, грешных, Своей милости стать священнослужителями. Мы получили от Бога власть "крестить" и "вязать", "учить" людей, питать их сердце Словом Божиим. В сутолоке будничных и праздничных дней Господь поручил нам звать к Его трапезе всех, кого Он полюбил и за кого пролил Свою Честную Кровь. Мы призваны не только прославлять святых, но и сами стать таковыми.

А для этого надо стать благодатным человеком. К стяжанию благодати Святого Духа призваны все верующие, но в первую очередь - священнослужители, получившие в таинстве рукоположения задатки благодати.

Духовное благополучие у нас будет тогда, когда станем носителями этой благодати. Но, к сожалению, у духовенства всегда хватает явных и тайных грехов, равнодушия и формализма. Мы можем сказать, что так было всегда, предатели были и в христианской общине. О духовных болезнях христианских общин говорят святители Золотого века, об этом же пишут святые писатели XIX и XX веков.

В течение всех столетий духовенство падает, святость уходит. Лишь гонения XX века явили миру тысячи священнослужителей, оставшихся верными Христу.

В наше время, как никогда, мир следит за жизнью духовенства, используя любой повод для нападок на Церковь. Мы должны четко понимать, что, по слову протоиерея Валентина Свенцицкого, "всякий грех в Церкви - есть грех не Церкви, но против Церкви". Упадок нравственности, разные глупости и недостатки - все становится достоянием Интернета. И всякий человек может приписать нам мнимые или действительные пороки.

Никто не будет отрицать, что в ограде Церкви находятся и плевелы, и пшеница. Господь в Евангелии запрещает выдергивать с поля плевелы, чтобы с ними не выдернуть пшеницу. Плевелами мы, конечно, должны считать себя - в надежде когда-нибудь стать добрым зерном, а не остаться соломой.

Господь поставил нас на церковный подсвечник, чтобы мы светили миру и указывали приходящим путь ко Христу. Люди в Церкви ищут Христа. Этих ищущих мы должны учить стяжанию благодати Божией.

Не так просто современному человеку привить желание вечности, бессмертия, но в этом -цель христианской жизни. Но и вечность - узкий путь подвига, путь любви. Все в Церкви определяется и проверяется любовью. Дефицит любви видим везде и всюду, в том числе у нас, во взаимоотношениях духовенства. Не просто так составлено вечернее правило с третьей молитвой ко Святому Духу, в которой мы, церковные люди, просим прощения у Святого Духа, что вместо любви укоряем, клевещем, гневаемся, опечаливаем, нищих презираем, лжем, осуждаем, смеемся над братьями, совершаем грехи против любви. Стяжание благодати Святого Духа должно быть постоянным, ежедневным, целью каждого человека. А при нелюбви друг ко другу как можно ее стяжать?

Мы призываемся к подвигам, то есть к движению в сторону Бога. Каждый день надо делать хоть маленькое дело Господне. Мы призываемся в Бога богатеть, то есть накапливать в сердце Божие богатство. Но оно накапливается только у смиренных. К смиренным священникам люди тянутся, храм бывает всегда полон людей, а многим священникам только приходится вздыхать и радоваться за брата.

Конечно, все мы разные, но, что удивительно, люди различают нас не по бороде или ее отсутствию, а по сердцу. Люди понимают, что и священники могут ошибаться, но главное, чтобы они осознавали свои ошибки и каялись в них. Преподобный Серафим Вырицкий говорит: "Непрестанная молитва покаяния есть лучшее средство единения духа человеческого с Духом Божиим".

В личной жизни каждого человека может все случиться, но если не будет покаянных подвигов, не будет богообщения и спасения.
Быть в Церкви - это быть на Голгофе. А на Голгофе смотреть на распятого за нас Христа без слёз покаяния невозможно.

Мы, священнослужители, как никто, знаем, что чистота совести достигается покаянием. Какую мы читаем разрешительную молитву на каждого приходящего?

Поскольку мы ежедневно грешим, ежедневно требуется очищение и соединение с Церковью через покаяние. Без покаяния мы в Церкви не живем. Я хотел бы на это обратить ваше внимание. У нас как бы принято раз в год священникам в обязательном порядке проходить исповедь у епархиального духовника. Знаю, что многие священники к этому относятся формально, если уж нельзя уклониться, то отмечусь - рассуждают некоторые. Это неправильно и несерьёзно. Получается, что мы, священнослужители, имеющие наибольшую нужду в святости, сами себя ставим вне ведущего к ней пути.

Удостоверение о рукоположении, которое мы получили, - это не патент в вечную жизнь. Думаю, что нам нужно иметь духовников в каждом благочинии, куда бы могли постоянно приходить исповедоваться и получать очищение совести. Апостол Павел просит Тимофея, чтобы он постоянно "возгревал", то есть поддерживал огонь благодати, который получил через рукоположение.

Духовная одаренность бывает у тех священнослужителей, которые ведут чистую жизнь.

У святых отцов мы находим наставления, в которых указано, что священнослужители, не живущие в подвиге покаяния, не очищающие себя от грехов, не имеют благодати очищения от грехов на исповеди и других людей, то есть не имеет власти, которая вновь соединяет падшего человека со Святой Церковью.

Преподобный Симеон Новый Богослов пишет: "В том, кто получил благодать, она или умножается, если он подвизается, или уменьшается, если не радит, а если это нерадение продолжается, то мало-помалу она и совсем не нем оскудеет и оставит его совершенно пустым, а он долго ещё будет думать, что имеет ее. Покаяние есть дверь, которая выводит человека из тьмы и вводит в свет. Те, которые не приняли свет его, не приняли ещё благодати - пусть это будут наши цари, князья, патриархи, архиереи, иереи. Все они ещё во тьме ходят. Но говорят, ведь такова власть иереев (вязать и разрешать). Знаю это и я, что она есть достояние иереев, но не просто всех иереев, а тех, которые священнодействуют евангельски, с духом смирения, и живут безукоризненной жизнью, тех, которые каются, и живут с совершенным смирением и много плачут о чужих грехах, тех, которые ходят духом и никакой похоти плотской не совершают. Таких достояние - вязать и решить, священнодействовать и учить, а не тех, которые принимают только от людей избрания и рукоположения".

Наше пастырское служение проходит в большом городе, где живет пять миллионов людей, и от нас ждут ангельской жизни, чтобы мы, живя здесь, в земном городе, проводили небесную жизнь. Но есть также в городе люди, которые не хотят слышать о Церкви, противопоставляют себя Церкви, борются с ней. Мы всегда будем жить в окружении неверия и ненависти. Несмотря на это, мы должны ежедневно и ежечасно призывать людей в Церковь, в том числе и своей жизнью. Нельзя давать миру возвращаться опять в язычество и безбожие.

Находясь в гуще мира, мы все нуждаемся в Божией помощи, а потому должны постоянно молиться и воздыхать.

Бояться не надо, а просить - надо. Просить о благодати - это то же, что замерзшему путнику просить о тепле.

Как без материальных средств невозможно строить храмы, так без благодатной помощи невозможно строить храмы душ человеческих.

Духовный труд каждого священнослужителя обязателен, но все, что священник обретает, - это не его, но Божие, и обретает он не через труд, но по милости Божией. Об этом говорит святитель Иоанн Златоуст: "Хотя бы мы взошли на самый верх добродетели, но спасаемся все же по милости".

На священнослужителей, да и на просто верующих людей мира сего люди смотрят с пристрастием. И если мир в нас не находит святости, то Церковь его не привлекает и все меньше значит для мира. Священник является не частным лицом, и тем более не индивидуальным предпринимателем.

Заключение 


Дорогие отцы, братья и сестры, завершая своё выступление, хочу поблагодарить вас за труды, которые вы понесли в 2016 году, исполняя различные церковные послушания, проповедуя слово Божие, занимаясь социальной и молодежной работой, заботой о храмах и монастырях. Пусть же главным ориентиром в нашей жизни и нашем благовестии будет Господь наш Иисус Христос, которые есть Путь, Истина и Жизнь. И тогда все препятствия преодолеются Его благодатной силой.

Закончу свой доклад словами священномученика Философа Орнатского: "Путь, указуемый Церковью, прост и ясен. Он не чернилами и тростью начертан, но дан в живом примере Господа, Который сказал: "Аз есмь путь". Это - путь смирения и воздержания, труда и молитвы, служения ближним и самоограничения - словом, путь подвига или путь Креста, без всякой поблажки чувственности в идеале, с искренним раскаянием во грехе, в случае падения... Указуя этот путь чадам своим, Святая Церковь, дает им и силы для прохождения его, от рождения и до смерти, в благодати и Святых Таинствах, в молитве, в помощи святых и примере их жизни".

Благодарю за внимание.

ИА "Вода живая",
14.12.16