Конференция "Царское столетие", организованная епархиальным издательским советом, состоялась 20 ноября в митрополичьем корпусе.
Открывая конференцию, председатель издательского совета игумен Силуан (Туманов) напомнил, что нынешний год - год столетия гибели святой царской семьи и 150-летия со дня рождения императора Николая II.
"В 2017 году мы отмечали столетие трагических событий, произошедших с Россией, близится к концу 2018-й - год столетия гибели царской семьи, - сказал начальник городского отдела по связям с религиозными объединениями Владимир Иванов. - Мы не успеваем осмыслить эти по-прежнему кровоточащие даты. Без взаимопонимания по этому вопросу трудно достигнуть взаимопонимания и по другим важным вопросам, которые касаются прошлого и будущего страны. Эта встреча снова подтолкнет нас к анализу прошлого".
Игумен Силуан (Туманов) огласил обращение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия.
Писатель Евгений Лукин рассказал о том, что в 1840 году в Санкт-Петербурге начал выходить православный журнал "Маяк". Он был подвергнут травле либеральной общественности, поэтому выходил всего четыре года. Но труды по его изданию все же не были бесплодными: один из читателей журнала, офицер Лев Кавелин, через некоторое время оставил службу и стал послушником Оптиной пустыни, а впоследствии архимандрит Леонид (Кавелин) стал наместником Троице-Сергиевой лавры. К 1917 году антимонархические настроения стали поголовным поветрием. Духовенство в основном поддержало Февральскую революцию. Генерал Алексеев, на помощь которого государь рассчитывал, предал его. Царь и его семья достойно прошли крестный путь. А генерала Алексеева, умершего в Белграде, эмигрантское сообщество похоронило не на русском кладбище, а далеко от его ограды.
"В названии нашей встречи заложена провокативность, потому что прошедшее столетие меньше всего можно назвать царским, скорее наоборот, - отметил отец Силуан. - Весь ход истории России за прошедшие сто лет отходит от царского наследия. Народы России ищут новые пути развития, базирующиеся на иных ценностях и идеалах. Однако память о последнем русском царе и членах его семьи не уходит из сознания народа окончательно. Царя не забыли. И это заметно по накалу страстей, который сопровождает упоминание о последнем русском царе в СМИ, в кинофильмах, в публикациях. Оценки его правления даются неоднозначные. Человека, давно ушедшего из жизни, до сих пор укоряют, поправляют, упрекают за слабоволие, политические и кадровые ошибки. Кто-то, наоборот, превозносит его как образец православного политика и видит причину всех российских проблем во внешнем влиянии. У каждой позиции своя аргументация, свои факты и видение истории. Это уже давно вопрос идеологии, а не фактологии, поэтому единого мнения не может быть по определению".
Отец Силуан подчеркнул, что странно называть "слабым" правителя, который царствовал 23 года и при котором государство достигло невиданных прежде успехов. Похожие процессы шли и в других государствах, в той же Германии, правителя которой меньше всего можно назвать "слабовольным". При рассмотрении первых десятилетий советской истории, вне зависимости от оценки правления последнего царя, видно, что его свержение привело к Гражданской войне и репрессиям. Главная задача - осознать причины братоубийственной войны.
Историк Михаил Шкаровский рассказал, что тридцать лет занимается темой царской семьи: началось с того, что режиссер Карен Шахназаров обратился в Российский государственный исторический архив, когда снимал фильм "Цареубийца". В то время была в ходу гипотеза, что высшее руководство непричастно к расстрелу Романовых и решение было принято местными властями. Были найдены документы, подтверждающие, что это не так. Троцкий настаивал на суде над "бывшим императором", Ленин не возражал, но считал это преждевременным. Уральские большевики были за немедленный расстрел. Комиссар Голощекин 4-10 июля ездил в Москву, ему отказали в расстреле без суда. Но Белая армия приближалась к Екатеринбургу. Сохранилась телеграмма Голощекина и Сапарова Зиновьеву с предложением, если суд провести невозможно, расстрелять узников Ипатьевского дома. Зиновьев переслал телеграмму Ленину и Свердлову. Был ли ответ или ответом было молчание, принятое Уральским облсоветом за согласие, неизвестно, но то, что Ленин и Свердлов были в курсе событий, очевидно.
Заведующая библиотекой Голицына Елена Конюхова рассказала о редких книгах, посвященных царской семье из фондов этого собрания, в частности, о книге "Обезьянья революция", созданной сыном врача-Евгения Боткина Глебом для царских детей. Рукописная книга оказалась в Америке. Дочь Глеба Боткина передала ее в Библиотеку Конгресса. Она вышла тиражом 35 тысяч экземпляров, но стала библиографической редкостью. На русском языке не издавалась.
Член Русского географического общества Владимир Дервенев отметил, что императору солгали, чтобы заставить его отречься от престола: отнюдь не все офицерство и не все духовенство были за отречение.
По итогам конференции была принята резолюция, в которой подчеркивается, что при обсуждении царской тематики необходимо избегать крайностей в оценках, не навешивать ярлыки. Одной из крайностей является царебожие, другой - замалчивание национальной трагедии: последовавшей гибели сотен тысяч людей ради недостижимых идеалов. Стремление к миру и согласию в обществе - это естественная позиция православного христианина.
Были представлены новые издания - книги Святейшего Патриарха Кирилла "Верные Господу. Царская семья" и сборник проповедей митрополита Варсонофия "О пользе здорового духа для здорового тела".
Завершила конференцию экскурсия по музею новомучеников и исповедников Санкт-Петербургской епархии.
ИА "Вода живая",
20.11.18
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Епархиальные отделы
Санкт-Петербургское епархиальное управление Издательский совет Санкт-Петербургской епархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий игумен Силуан (Туманов) Михаил Витальевич Шкаровский Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси (Гундяев Владимир Михайлович) В ночь с 16 на 17 июля 1918 года - убийство императора Николая II и его семьи 25 октября (7 ноября) 1917 года - октябрьская революция