"Смиренно и кротко идти за Ним"

Митрополит Варсонофий совершил пассию в Смольном соборе
Вечером в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил пассию в Смольном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель протоиерей Петр Мухин с клиром и другие священнослужители.

При пении стихиры "Тебе, одеющагося светом, яко ризою" Святое Евангелие было изнесено на центр храма и положено на аналое перед Крестом. Владыка и сослужившее духовенство пропели акафист Страстям Христовым.

По возглашении прокимна "Разделиша ризы" правящий архиерей прочитал отрывок из Евангелия от Луки, повествующий о Страстях Христовых.

Владыка, сослужившее духовенство и все молящиеся совершили поклонение Кресту Господню.

По окончании богослужения митрополит Варсонофий обратился к верующим с проповедью.

"Поздравляю вас со святым воскресным вечером 4-й Недели Великого поста, - сказал владыка. - Сегодня мы совершили третью пассию и еще раз вспомнили события нашего спасения, когда Господь наш и Спаситель в последнюю седмицу Своей жизни совершил подвиг искупления рода человеческого. Не так много времени заняли пение акафиста и евангельское чтение, но какую духовную пользу мы вынесли из этих слов! Мы видим, как Господь остался один. Его оставили ученики, с которыми Он три с половиной года ходил, учил их, говорил с ними, открывал им тайны. Он предупреждал их, что Ему придется пострадать, и умереть, и воскреснуть, и они это слышали, но, когда случилась беда и Его арестовали, как разбойника, ученики по малодушию разбежались. Мы иногда тоже клянемся в дружбе, ходим друг к другу в гости, а потом вдруг человека выгоняют с работы - где друзья? Никаких друзей! Получается, что наша дружба - только до черного дня".

"Мы видим, как Господь, изнемогая под тяжестью Креста, падал, - продолжил архипастырь. - Ему было тридцать три года, Он был физически сильным человеком, но накануне претерпел такие мучения, воины так Его избили плетьми, что сил у Него не оставалось. Он падает, и неожиданно появляется Симон Киринейский. Какое счастье выпало ему - взять Крест Спасителя, облитый Его кровью, и помочь донести до Голгофы. После того, как Господь уже скончался на Кресте, появляются Иосиф Аримафейский и Никодим. Церковь призывает, чтобы мы пришли и ублажили их. При жизни Христа они были тайными учениками, боялись открыто Его исповедовать. Но после крестной смерти Спасителя пришли к Пилату и умолили отдать им тело. Они уже не боялись, потому что окончательно уверились, что Он Сын Божий, и погребли Его по иудейскому обычаю".

"И мы должны не бояться ничего, исповедовать Господа Бога открыто, не стесняться говорить о том, что мы - кроткие ученики Господа и Спасителя. Церковь - словно ограда для овец, которые идут за своим Пастырем, куда бы Он ни пошел. В эти дни Господь ведет нас на Голгофу, и мы должны смиренно и кротко идти, пережить с Ним эти дни, особенно на Страстной седмице, а затем вкусить радость Его Воскресения. Желаю прихожанам Воскресенского собора быть добрыми овцами, послушными Богу, послушными пастырям земным, и совершать свое дело со страхом Божиим, чтобы Господь опирался на нынешних Своих учеников", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Правящий архиерей поблагодарил отца Петра за труды по созиданию прихода и выразил надежду, что с каждым годом в храме будет появляться все больше прихожан.

Пассия (от латинского - "страдание") - богослужебное последование, совершаемое в четыре воскресенья Великого поста вечером, на котором читаются тексты Евангелия о страданиях Христа. Это молебное пение пришло на Русь с католического Запада и, упорядоченное как богослужебный чин, восполненное акафистом Страстям Христовым, стало любимо многими православными. Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм. Чинопоследование было помещено в приложение к Цветной триоди, изданной Киево-Печерской лаврой в 1702 году. В наши дни этот чин совершается во многих храмах Русской Православной Церкви. Смысл пассии - сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Крестной Смерти. Последование пассии бывает четыре раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья Великого поста по вечерам. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа: на первой - 26 и 27 главы от Матфея, на второй - 14 и 15 от Марка, на третьей - 22 и 23 от Луки, на четвертой - 18 и 19 от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами. В конце службы верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на пассии выносится на середину храма.

ИА "Вода живая",
26.03.17


Храм Воскресения Христова «Смольный собор»

191104, г. Санкт-Петербург, Центральный р-н, пл. Растрелли, 3/1 (Смольный собор).