В Великую пятницу, 26 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил уставное вечернее богослужение с чином погребения в Казанском кафедральном соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, ключарь протоиерей Андрей Герасимов и клирики собора.
После пения тропарей на "Бог Господь" митрополит Варсонофий и сослужащее ему духовенство прочитали перед Плащаницей Спасителя Непорочны, т.е. стихи 17-й кафизмы, перемежающиеся краткими песнопениями, или похвалами, в честь Господа, "в мертвецех вменившагося".
По окончании великого славословия с пением погребального "Святый Боже" Плащаница была обнесена вокруг храма.
По завершении крестного хода перед Плащаницей были прочитаны пророчество о Воскресении из книги пророка Иезекииля, чтение из Апостола об искупительной Жертве, принесенной Христом, после чего митрополит Варсонофий прочитал евангельское зачало о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи.
"Мы пережили этот день вместе с Господом. Великая пятница всегда остается днем скорби, когда наш Господь Иисус Христос был убит и погребен, - сказал владыка в проповеди. - Мы приняли участие в Его погребении и знаем, как оно произошло: было около пяти вечера, когда Иосиф явился к Пилату и попросил разрешения забрать тело Христа и похоронить. Пилат удивился тому, как быстро умер Иисус, но велел забрать тело. Иосиф приготовил для Иисуса свой гроб в саду, где он с Никодимом устроил погребение. Это было почетное место, да и времени оставалось мало, чтобы искать другое место и гроб. А если не снять со креста тело человека вовремя, то, часто бывало, его похоронят с разбойниками на разбойничьем кладбище, или же тело просто съедают животные. Чтобы не было больше никакого поругания, Иосиф отдал свой гроб Христу. Они быстро помыли и помазали драгоценными благовониями Его тело, одели плащаницу и опустили в гроб. Теперь комната, где все это произошло, - самая великая святыня христианского мира. Мы бываем на Святой земле у Гроба Господня, совершаем там Божественную литургию, всегда причащаемся".
"После погребения пришла ночь, - продолжил архипастырь. - Жены-мироносицы все то время смотрели издали, как мужчины погребали Спасителя. Возможно они подумали, что мужчины не до конца справились со своим делом, поэтому после субботы решили еще раз прийти и получше умаслить тело Спасителя. Все разошлись по домам после погребения. Господь же остался во гробе телом, а душой сошел во ад, об этом свидетельствовали мертвые, которые воскресли и явились многим в Иерусалиме. Как мертвые могли выйти из ада? Господь спустился во ад, там проповедовал и вывел оттуда всех праведников. Они первыми попали в рай, в тот же день, когда Господь оказался во гробе. Книжники же, фарисеи и первосвященники не могли успокоиться после смерти Христа. Они боялись, вдруг Иисус правда воскреснет, как говорил Своим ученикам. Ведь апостолы могли сказать архиереям о том, что Господь не раз говорил о Своем Воскресении, да и пророки писали, что Он действительно воскреснет".
"Фарисеи пошли к Пилату с просьбой о том, чтобы он разрешил поставить воинскую стражу у гроба Христа, потому что храмовой стражи им было недостаточно. Они хотели, чтобы настоящая военная стража окружила гроб, чтобы ночью к нему не пришли ученики и не украли тело Христа. Пилат велел им запечатать гроб. Те пришли ко гробу, проверили тело, закрыли камнем и запечатали вход. Они думали, что Христос как человек встанет из гроба, и чтобы Он не ушел, решили держать Его под присмотром. Но Спаситель воскрес с другим телом, которое проходит через все преграды, камни и стены. Все же они поставили печать, и, как оказалось, не зря. Тем самым они подтвердили, что Господь действительно был во гробе, что Он - Мессия и воскрес. Завтра об этом мы будем читать Евангелие. У нас будет день покоя - благословенной субботы, когда мы поразмышляем о том, что Господь совершил и что говорит нам из гроба. Он говорит, чтобы мы не отчаивались, ведь Он взял наши грехи на Себя, мучился за нас, чтобы мы не мучились в аду, претерпел страшное поругание, чтобы нам его потом не терпеть. Нужно помнить, Господь единожды сошел во ад, и не будет сходить во ад за каждым из нас, если мы туда попадем. Мы теперь знаем, что такое ад, и туда нам попадать не надо, Господь об этом нас предупредил. Мы должны жить так, чтобы наши души во ад не попали, а прошли мытарства и попали в Царствие Небесное. Такое у нас поручение от Господа, и еще у нас есть Евангелие, в котором Он все нам завещал. Если будем следовать Евангелию, то никогда не попадем в ад. Желаю всем помощи Божией, с миром провести благословенную субботу, чтобы собраться ночью в храме и встретить вместе воскресшего Христа", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
При пении стихиры "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного" митрополит, духовенство и верующие совершили поклонение Святой Плащанице.
Богослужебный чин погребения носит заупокойный характер. Его смысл - соучастие в погребении Самого Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа. На этой службе принято стоять с зажжeнными свечами. Великой Субботой заканчивается Страстная Седмица, и вся Церковь находится в предвкушении Пасхальной радости грядущего Светлого Воскресения Христова.
ИА "Вода живая",
26.04.19