Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Исаакиевском соборе
В канун Прощеного воскресенья, воспоминания Адамова изгнания, 29 февраля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в Исаакиевском соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, клир собора и другие священнослужители.
Среди молящихся был директор ГМП "Исаакиевский собор" Юрий Мудров.
Верующим раздали иконки Божией Матери Иерусалимской.
Собор преподобного Исаакия Далматского был задуман императором Петром I, который родился в день памяти этого святого. Современному храму предшествовали три храма, оказавшиеся недолговечными. Четвертый был заложен в 1819 по проекту Огюста Монферрана. Строился 40 лет. Был освящен 12 июня 1858 года как главный собор Российской империи. Здесь совершались благодарственные молебны в памятные дни петровских побед, отмечали день основания Санкт-Петербурга. В советское время храм закрыли, в нем разместился антирелигиозный музей. В 1937-м собор получил статус памятника, а музею определили историко-художественный профиль. Первое богослужение прошло в 1990 году. С осени 2015-го по договоренности с музеем в соборе ежедневно совершаются утренние и вечерние богослужения.
ИА "Вода живая",
29.02.20
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, клир собора и другие священнослужители.
Среди молящихся был директор ГМП "Исаакиевский собор" Юрий Мудров.
"Перед началом Великого поста мы всегда вспоминаем грехопадение наших прародителей, первого Адама, - сказал владыка в проповеди. - А в конце поста, когда будем праздновать Воскресение Христово, будем вспоминать второго Адама. Pасстояние между первым и вторым Адамом и составляет Великий пост. Посмотрите на западную стену собора: там изображение наших прародителей, которые блаженствуют в раю. Но они отвергли любовь Божию, послушались диавола, решили жить сами, без Бога, и самоутвердиться, ведь диавол им сказал: "Вы будете, как боги" (Быт. 3:5). Вот они о чем размечтались - и нарушили заповедь, которую Господь даровал им: не вкушать плода с запретного дерева познания добра и зла. Они вкусили - сначала Ева, потом Адам, - ну, а в этом плоде оказался яд, который принес им смерть. Они получили приговор от Бога и были выставлены за двери рая".
"В блаженной жизни в раю их окружали животные и птицы, которые ласкались к ним, и все было прекрасно, - продолжил архипастырь. - Но когда они вышли за двери рая, там была уже другая обстановка: ни звери их не слушались, ни птицы. Осталось только воспоминание о прежнем блаженстве. Адам плакал всю жизнь, а прожил он долго - 930 лет, даже трудно себе представить! Допотопные люди жили в среднем по 900 лет. И сколько же он плакал, думая о том, что наделал! Они вскоре увидели, что такое смерть, когда один брат убил другого брата - это были первые их дети. Они многое претерпели, прошли через многие искушения. Адам все время делился воспоминаниями с детьми, внуками, правнуками, рассказывал, как ему было хорошо в раю с Богом и как они согрешили, послушавшись диавола. Но Господь дал им обетование, что семя жены сотрет главу змия (Быт. 3:15) и придет спасение людям. Одни верили словам Адама, другие считали его сумасшедшим, ведь он говорил: "Я не как вы, не был рожден женщиной, меня Господь лично сотворил" - кто же такому поверит?"
"Люди жили, строили цивилизацию, погрязали в грехах и дошли до того, что Господь был вынужден первое человечество уничтожить потопом, - напомнил правящий архиерей. - Сохранилось только колено Сифово, в нем родился Ной, который 120 лет строил ковчег и проповедовал, что наказание неминуемо, если люди не перестанут жить исключительно плотской жизнью. Но никто его не слушал - в итоге спаслись только Ной и его семья. Что мы видим дальше? Все поколения людей жили обетованием, которое Господь дал Адаму. Были верующие - пророки, которые мечтали и ждали, когда же это исполнится. Прошло 5508 лет, и явился на землю Спаситель. Первым, кто спустился в ад и возвестил об этом, был праведный Симеон Богоприимец, который взял Младенца Христа на руки. Когда Господь отпустил его, Симеон спустился в ад - тогда все после смерти туда шли - и сказал: "Пришел Он, я лично на руках Его держал, недолго осталось ждать освобождения от ада!" Вскоре и Иоанн Предтеча подтвердил эти слова, рассказав, как крестил Спасителя. Моисей и Илия тоже были восхищены на гору Фаворскую и с Ним беседовали".
"И вот, когда совершилось искупление наше - Господь воскрес из мертвых, первым делом Он куда пошел? В ад. И там сказал: "Адам, где же ты есть?" Помните, в раю, когда Адам согрешил, Господь спросил его: "Где ты?" Тот скрылся от Него (Быт. 3:9-10). А здесь протянул к Нему руки: "Господи, я здесь! Я столько ждал Тебя, тысячи и тысячи лет!" Господь берет за руки Адама, Еву, всех, кто верил в Него как Искупителя, Спасителя. И выводит их из ада, но не в рай земной, а в Царствие Небесное, где дожидается их первый человек, который попал туда. Это раскаявшийся разбойник, который висел рядом с Господом на кресте, и Спаситель сказал ему: "Ныне же будешь со Мною в раю " (Лк. 23: 43). И он встречал в раю Адама, Еву и всех праотцев. Какой же урок мы получаем из повествования об Адаме и Еве? Оно учит, что нельзя оставлять Господа, отвергать Божию любовь. Если мы будем жить без Бога, любви, душа наша будет обречена на вечные мучения. Адам всю жизнь оплакивал свой единственный грех, и мы должны постоянно оплакивать свои падения, грехи, иначе нам не спастись. Мы сейчас вступаем в Великий пост, чтобы оплакать свою жизнь, свои грехи, укрепляться в добродетели, чтобы подойти к Светлому Христову Воскресению не с пустыми руками, а с исправлением своей жизни", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Верующим раздали иконки Божией Матери Иерусалимской.
Собор преподобного Исаакия Далматского был задуман императором Петром I, который родился в день памяти этого святого. Современному храму предшествовали три храма, оказавшиеся недолговечными. Четвертый был заложен в 1819 по проекту Огюста Монферрана. Строился 40 лет. Был освящен 12 июня 1858 года как главный собор Российской империи. Здесь совершались благодарственные молебны в памятные дни петровских побед, отмечали день основания Санкт-Петербурга. В советское время храм закрыли, в нем разместился антирелигиозный музей. В 1937-м собор получил статус памятника, а музею определили историко-художественный профиль. Первое богослужение прошло в 1990 году. С осени 2015-го по договоренности с музеем в соборе ежедневно совершаются утренние и вечерние богослужения.
ИА "Вода живая",
29.02.20
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Архиерей

Собор св. прп. Исаакия Далматского «Исаакиевский»
191000, Санкт-Петербург, Адмиралтейский район, Исаакиевская площадь, д. 4.Упоминания в новостях

7 августа 2025
Готовится к выходу книга "Святыни Санкт-Петербурга"
...
Присутствовали наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Вениамин, заместитель председателя городского комитета по туризму Нана Гвичия, руководитель епархиальной паломнической службы протоиерей Михаил Шастин, благочинный Адмиралтейского округа и настоятель Николо-Богоявленского морского собора протоиерей Алексий Скляров, ключарь Исаакиевского собора протоиерей Роман Ковальский, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость (с грошиками)» иерей Богдан Полевой, историк Михаил Шкаровский, глава издательства «Графо» Елена Оганова ...