"Первый и второй Адам"

Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Исаакиевском соборе
В канун Прощеного воскресенья, воспоминания Адамова изгнания, 29 февраля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в Исаакиевском соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, клир собора и другие священнослужители.

Среди молящихся был директор ГМП "Исаакиевский собор" Юрий Мудров.


"Перед началом Великого поста мы всегда вспоминаем грехопадение наших прародителей, первого Адама, - сказал владыка в проповеди. - А в конце поста, когда будем праздновать Воскресение Христово, будем вспоминать второго Адама. Pасстояние между первым и вторым Адамом и составляет Великий пост. Посмотрите на западную стену собора: там изображение наших прародителей, которые блаженствуют в раю. Но они отвергли любовь Божию, послушались диавола, решили жить сами, без Бога, и самоутвердиться, ведь диавол им сказал: "Вы будете, как боги" (Быт. 3:5). Вот они о чем размечтались - и нарушили заповедь, которую Господь даровал им: не вкушать плода с запретного дерева познания добра и зла. Они вкусили - сначала Ева, потом Адам, - ну, а в этом плоде оказался яд, который принес им смерть. Они получили приговор от Бога и были выставлены за двери рая".

"В блаженной жизни в раю их окружали животные и птицы, которые ласкались к ним, и все было прекрасно, - продолжил архипастырь. - Но когда они вышли за двери рая, там была уже другая обстановка: ни звери их не слушались, ни птицы. Осталось только воспоминание о прежнем блаженстве. Адам плакал всю жизнь, а прожил он долго - 930 лет, даже трудно себе представить! Допотопные люди жили в среднем по 900 лет. И сколько же он плакал, думая о том, что наделал! Они вскоре увидели, что такое смерть, когда один брат убил другого брата - это были первые их дети. Они многое претерпели, прошли через многие искушения. Адам все время делился воспоминаниями с детьми, внуками, правнуками, рассказывал, как ему было хорошо в раю с Богом и как они согрешили, послушавшись диавола. Но Господь дал им обетование, что семя жены сотрет главу змия (Быт. 3:15) и придет спасение людям. Одни верили словам Адама, другие считали его сумасшедшим, ведь он говорил: "Я не как вы, не был рожден женщиной, меня Господь лично сотворил" - кто же такому поверит?"

"Люди жили, строили цивилизацию, погрязали в грехах и дошли до того, что Господь был вынужден первое человечество уничтожить потопом, - напомнил правящий архиерей. - Сохранилось только колено Сифово, в нем родился Ной, который 120 лет строил ковчег и проповедовал, что наказание неминуемо, если люди не перестанут жить исключительно плотской жизнью. Но никто его не слушал - в итоге спаслись только Ной и его семья. Что мы видим дальше? Все поколения людей жили обетованием, которое Господь дал Адаму. Были верующие - пророки, которые мечтали и ждали, когда же это исполнится. Прошло 5508 лет, и явился на землю Спаситель. Первым, кто спустился в ад и возвестил об этом, был праведный Симеон Богоприимец, который взял Младенца Христа на руки. Когда Господь отпустил его, Симеон спустился в ад - тогда все после смерти туда шли - и сказал: "Пришел Он, я лично на руках Его держал, недолго осталось ждать освобождения от ада!" Вскоре и Иоанн Предтеча подтвердил эти слова, рассказав, как крестил Спасителя. Моисей и Илия тоже были восхищены на гору Фаворскую и с Ним беседовали".

"И вот, когда совершилось искупление наше - Господь воскрес из мертвых, первым делом Он куда пошел? В ад. И там сказал: "Адам, где же ты есть?" Помните, в раю, когда Адам согрешил, Господь спросил его: "Где ты?" Тот скрылся от Него (Быт. 3:9-10). А здесь протянул к Нему руки: "Господи, я здесь! Я столько ждал Тебя, тысячи и тысячи лет!" Господь берет за руки Адама, Еву, всех, кто верил в Него как Искупителя, Спасителя. И выводит их из ада, но не в рай земной, а в Царствие Небесное, где дожидается их первый человек, который попал туда. Это раскаявшийся разбойник, который висел рядом с Господом на кресте, и Спаситель сказал ему: "Ныне же будешь со Мною в раю " (Лк. 23: 43). И он встречал в раю Адама, Еву и всех праотцев. Какой же урок мы получаем из повествования об Адаме и Еве? Оно учит, что нельзя оставлять Господа, отвергать Божию любовь. Если мы будем жить без Бога, любви, душа наша будет обречена на вечные мучения. Адам всю жизнь оплакивал свой единственный грех, и мы должны постоянно оплакивать свои падения, грехи, иначе нам не спастись. Мы сейчас вступаем в Великий пост, чтобы оплакать свою жизнь, свои грехи, укрепляться в добродетели, чтобы подойти к Светлому Христову Воскресению не с пустыми руками, а с исправлением своей жизни", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Верующим раздали иконки Божией Матери Иерусалимской.

Собор преподобного Исаакия Далматского был задуман императором Петром I, который родился в день памяти этого святого. Современному храму предшествовали три храма, оказавшиеся недолговечными. Четвертый был заложен в 1819 по проекту Огюста Монферрана. Строился 40 лет. Был освящен 12 июня 1858 года как главный собор Российской империи. Здесь совершались благодарственные молебны в памятные дни петровских побед, отмечали день основания Санкт-Петербурга. В советское время храм закрыли, в нем разместился антирелигиозный музей. В 1937-м собор получил статус памятника, а музею определили историко-художественный профиль. Первое богослужение прошло в 1990 году. С осени 2015-го по договоренности с музеем в соборе ежедневно совершаются утренние и вечерние богослужения.

ИА "Вода живая",
29.02.20

Видео: Всенощное бдение в Исаакиевском соборе

Собор св. прп. Исаакия Далматского «Исаакиевский»

191000, Санкт-Петербург, Адмиралтейский район, Исаакиевская площадь, д. 4.

Упоминания в новостях

Все новости