Митрополит Варсонофий совершил богослужения понедельника 1-й седмицы Великого поста
В понедельник 1-й седмицы Великого поста, 2 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий молился за уставным богослужением в Казанском кафедральном соборе - утреней, часами, изобразительными и вечерней.
В тот же день правящий архиерей совершил великое повечерие с чтением канона преподобного Андрея Критского в соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Николай Преображенский, ключарь протоиерей Андрей Герасимов с клиром и другие священнослужители.
Он посоветовал чаще причащаться во время Великого поста: "Почему у нас совершается литургия Преждеосвященных Даров в среду и пятницу? Первые христиане не могли долго, целую неделю не причащаться, не соединяться с Богом. Поэтому в среду и пятницу стали причащать Дарами, заготовленными в воскресенье. Чаще приступайте к этому Таинству, на вас будет благодать Божия".
На первой седмице Великого поста с понедельника по четверг в храмах совершается чтение великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Канон назван великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей - около 250 (в обычных канонах их около 30). Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней. Чтение канона завершается повторением ирмоса 9-й песни, прославляющего явившую нам Христа Богоматерь как высшую всех Небесных Сил.
ИА "Вода живая",
02.03.20
В тот же день правящий архиерей совершил великое повечерие с чтением канона преподобного Андрея Критского в соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Николай Преображенский, ключарь протоиерей Андрей Герасимов с клиром и другие священнослужители.
"Пост - это не человеческое изобретение, а установление Божие, - сказал владыка в проповеди. - Первую заповедь о посте Бог дал в раю Адаму и Еве: "От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него" (Быт. 2:16, 17). Господь не сказал, что если они вкусят запретные плоды, то убьет их. Но изрек: "В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт. 2:17). Это означает, что человек свободно принимает в себя зло, а вместе со злом в душу вползает смерть. И вот, мы убеждаемся, что, совершая всякое зло, впускаем в душу грех, а тем самым - и смерть для души. Господь же хочет сделать нас счастливыми, ограждает нас заповедями Своими. Он заповедовал не убивать, не красть, не прелюбодействовать. Это та же первая заповедь в раю, когда Бог велел не вкушать плода. Если человек вкусит плод, то в его душу войдет смерть. А что вкушать велел Господь? Тело и Кровь Свои: "Тело Христово приимите, Источника Бессмертного вкусите". Вот видите, мы, принимая Его Тело и Кровь, вкушаем бессмертие. А впуская в душу грех, принимаем смерть. Так что, мы - самоубийцы? Почему совершаем грех, в душу заводим смерть? Господь не хочет этого. "Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мф. 4:4), - сказано в Писании. Человек живет молитвой к Богу, предстоянием перед Ним. В великопостные дни мы должны ощутить себя грешниками и почувствовать нужду во Враче".
"Многие не знают, не чувствуют своих грехов, на исповеди не знают, в чем каяться - продолжил архипастырь. - Поэтому Церковь весь пост будет усиленно напоминать, чтобы мы просили: "Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего". Нужно видеть себя, свои грехи, просить у Бога прощения. А у нашего брата - свои грехи, пусть он также молится и просит прощения. Мы должны о нем молиться, чтобы Господь как нас милует, так и его помиловал бы. Не осуждать надо, как мы обычно делаем, а молиться. Осуждать проще всего, а молитва - это труд. Мы - болящие, и он тоже. Поэтому мы постоянно молимся, пишем записки и за физически, и за духовно болящих, ведь они страдают от грехов и порочной жизни".
"Мы начали сегодня читать канон Андрея Критского, который прекрасно изложил нам историю греховной жизни человечества. Святой Андрей приводит примеры и праведников, и грешников. Праведникам надо подражать, а у грешников учиться тому, как нельзя поступать. Если не поступать, как грешники, все будет, как в каноне сказано, потому что он построен на Библии - истории грехопадения, искупления и преображения человеческой души. Когда мы видим грешников, нужно извлекать уроки и, как они, не поступать. В каноне много грехов приводится в пример - это для нас, чтобы мы посмотрели на себя. И если у нас такие грехи, надо каяться, не отчаиваться. Ведь в какой бы бездне человек не находился, Господь его простит. Множество согрешений было у людей, которые стали потом святыми. В пример нам - апостол Петр, царь Давид и все, кого Бог помиловал. Настолько наш Господь милостивый, что стоит человеку протянуть к Нему руки, как Он тут же идет навстречу. Он пришел спасать не праведников, а грешников. Так вот, если мы грешники, значит, Бог нас спасет, а если "праведники" в прелести, то мы безнадежно больны. Таких "праведников" было много во времена Спасителя, и они за Ним не пошли, так и остались без спасения. А блудницы, мытари, рыбаки шли за Ним, и все оказались в Царствии Небесном. Поэтому мы должны считать себя не праведниками, а грешниками. Нужно хорошо исповедоваться и не впадать в одни и те же грехи. Иначе проходит пост за постом, а мы остаемся на тех же позициях, а иногда и усугубляем. Бывает, мы не знаем, что совершили грех, но когда уже знаем и повторяем его, не боясь Судии и людей не стыдясь, - это дерзость перед Богом. Поэтому лучше покаяться раз и навсегда, и больше никогда не впадать в эти грехи", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Он посоветовал чаще причащаться во время Великого поста: "Почему у нас совершается литургия Преждеосвященных Даров в среду и пятницу? Первые христиане не могли долго, целую неделю не причащаться, не соединяться с Богом. Поэтому в среду и пятницу стали причащать Дарами, заготовленными в воскресенье. Чаще приступайте к этому Таинству, на вас будет благодать Божия".
На первой седмице Великого поста с понедельника по четверг в храмах совершается чтение великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Канон назван великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей - около 250 (в обычных канонах их около 30). Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней. Чтение канона завершается повторением ирмоса 9-й песни, прославляющего явившую нам Христа Богоматерь как высшую всех Небесных Сил.
ИА "Вода живая",
02.03.20
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Архиерей

Казанский кафедральный собор
191186, Санкт-Петербург, Центральный район, Казанская пл., д. 2Упоминания в новостях

4 октября 2025
Прошел вебинар по грантовым конкурсам
...
В беседе приняли участие сотрудники епархиальных отделов и представители приходов храмов Санкт-Петербургской и Выборгской епархий: Казанского кафедрального собора, храма апостола Петра в Веселом поселке, миссионерского отдела, радио митрополии «Град Петров», БФ святого Димитрия Солунского при храме святой Марии Магдалины, Феодоровского собора, отдела по церковной благотворительности Выборгской епархии ... 
12 сентября 2025
"Духовная сила"
...
Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе совершил епископ Выборгский и Приозерский Варнава в сослужении епископов Гатчинского и Лужского Митрофана, Петергофского Силуана, Сарапульского и Можгинского Павла, Нефтекамского и Белебеевского Митрофана, клира собора, духовенства митрополии ...