"Меняться к лучшему"

Митрополит Варсонофий совершил богослужения четверга 1-й седмицы Великого поста
В четверг 1-й седмицы Великого поста, 10 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий молился за уставным богослужением в Казанском кафедральном соборе - утреней, часами, изобразительными и вечерней, которые совершил протоиерей Константин Головатский.

Богослужение транслировалось в прямом эфире на канале собора в YouTube.

В тот же день правящий архиерей совершил великое повечерие с чтением канона святого Андрея Критского в Троице-Сергиевой пустыни.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный монастыря игумен Варлаам (Переверзев), братия монастыря, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.


"Сейчас тема наших молитв, бесед - покаяние, - сказал владыка в проповеди. - Покаяние oзначaeт изменение, исправление духовной жизни. Хорошо, что сегодня на богослужении были дети из гимназии: к покаянию надо приучаться с детства. C семи лет ребенок уже исповедуется - в этом возрасте пора иметь сознание своих грехов, нарушения заповедей Божиих. Если с детства приучимся, то всю жизнь будем проводить в покаянии, потому что должны постоянно меняться: это не один день, не один пост, все посты об этом говорим. Нужно меняться к лучшему, ведь мы стремимся к Богу, а приблизиться к Нему можно только с чистым сердцем. А у нас не всегда чистое сердце, чистые мысли, чистые желания - даже святые всю жизнь каялись, считали себя великими грешниками. Например, праведный Иоанн Кронштадтский - почитайте его книгу "Моя жизнь во Христе" - постоянно исповедовался, каялся даже в мелочах: в том, что лишнее съел или рюмку вина выпил. И все святые проводили свои дни в покаянии. Это их смиряло: когда человек видит собственные грехи, он смиряется. А если не видит грехов и думает, что он праведник, то находится в прелести. Все святые считали себя грешниками, каялись не только за поступки, но и за мысли - на кого-то не так посмотрели, про кого-то плохое подумали. Часто приходится слышать от людей: "Много лет хожу в храм - и не меняюсь..." Бывает и такое. Во время поста мы чего-то достигаем - например, перестаем осуждать, ревновать, завидовать, - но только до Пасхи. Поднялись на гору - пришла Пасха, а потом снова спустились и стали жить, как раньше. Так мы с грехами не справимся. Надо по-настоящему, навсегда перестать грешить. Если чего-то достигли, снова вниз не спускаемся, с этой высоты идем дальше, к Богу. А если будем каждый год то подниматься, то спускаться, не изменимся".

"Люди часто не видят в себе изменений, потому что меняются постепенно, - продолжил архипастырь. - Господь не дает им видеть перемены в себе, потому что многие, как их заметят, начинают гордиться, возноситься. Меняться никогда не поздно - и в пятьдесят, и в шестьдесят, и в семьдесят лет. В житиях святых немало примеров, когда люди становились святыми в преклонном возрасте. Был, например, такой подвижник - Павел Препростый. Жил на рубеже третьего и четвертого веков в Египте, был крестьянином. Жена ему изменяла, он долго об этом не подозревал - много работал, чтобы прокормить семью, часто его не было дома. Однажды вернулся с поля раньше времени и видит - с женой лежит в кровати мужчина. Он говорит этому человеку: "Одевайся и выходи, поговорим во дворе". Тот вышел, и Павел сказал ему: "Тебе нравится моя жена? Я тебе ее оставляю, и моих детей, и мой дом, а сам ухожу в пустыню". Повернулся и ушел, даже ничего жене не сказал, ни в чем ее не упрекнул. Шел долго и наткнулся в пустыне на хибарку. Это была келья преподобного Антония Великого. Постучался, хозяин вышел: "Чего тебе надо?" - "Хочу стать монахом". - "А сколько лет тебе?" - "Шестьдесят". - "Ты у нас не выдержишь, не сможешь жить, как мы. Ступай в какой-нибудь общежительный монастырь, там молодые монахи о тебе позаботятся, а мы - отшельники, с нами пропадешь". И закрыл дверь. Павел сел на крыльце его дома и просидел трое суток".

"На четвертые сутки Антоний вышел: "Ты все сидишь?" - "Сижу. Не хочу искать другое место, здесь хочу жить и умереть". - "Ну, давай попробуем. Видишь, заготовлены пальмовые ветви, я целыми днями плету веревки. Плети со мной". Сели плести. К концу дня Антоний посмотрел, что у Павла получилось, и говорит: "Никуда не годится, надо переделать". Павел радостно расплел веревку и стал плести снова. Плетут-плетут, уже солнце село, Антоний говорит: "Может, ты есть хочешь? Мы, монахи, по вечерам, когда солнце заходит, ужинаем". Прочитал перед трапезой двенадцать молитв, достает сухари и воду. Павел съел сухарь, Антоний говорит: "Ешь второй". - "А ты почему не ешь второй?" - "Я монах". - "Тогда и я не буду - тоже хочу быть монахом". Так Антоний его какое-то время испытывал, а потом сказал: "Да, ты можешь стать монахом". На бросок камня благословил Павлу устроить келью, и он стал там жить. Прожил год, и у него открылись великие духовные дары - стал прозорливым, мог бесов изгонять, от болезней исцелять. Всего через год Господь дал ему такую благодать. Люди, бывает, всю жизнь живут в монастыре, а таких даров не сподобляются. Однажды к Антонию Великому некий человек привел бесноватого друга. Святой говорит: "У меня нет такой благодати! Приведем его к Павлу, моему соседу". Тот увидел одержимого и обратился к бесу, который в нем сидел: "Эй, бес! Антоний повелел тебе выйти из этого человека!" - "Не выйду!" Павел встал на камень, на котором обычно молился, и говорит: "Господи, не буду ни есть, не пить - возможно, даже умру здесь, - пока Ты не изгонишь беса из этого человека". Как только Павел произнес имя Христа, бес тут же вышел, превратился в крокодила и уполз в реку. Вот какой святости удостоился Павел в преклонном возрасте. Это сейчас шестьдесят лет - не старость, а в те времена мало кому удавалось дожить до таких лет. Так что исправляться и получать благодать можно в любом возрасте, просто надо всецело предаваться Богу, как это сделал Павел Препростый. Давайте ревностно подвизаться, особенно в период Великого поста, надо исправиться, очиститься и не возвращаться к прежним грехам", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Обители была подарена икона блаженной Ксении Петербургской.

Троице-Сергиева пустынь была основана по указу императрицы Анны Иоанновны в 1734 году. Через 30 лет по проекту Пьетро Трезини были построены собор Святой Троицы и кельи. Следил за ходом работ знаменитый зодчий Бартоломео Растрелли. Расцвет пустыни связывают с приходом в настоятели в 1834 году архимандрита Игнатия (Брянчанинова). Обитель была закрыта в 1919 году, но богослужения в некоторых храмах продолжались еще более десяти лет. Во время войны на территории монастыря стояла немецкая танковая дивизия. Но самые большие разрушения ему причинила советская власть. Во время хрущевской антирелигиозной кампании были взорваны Свято-Троицкий и Воскресенский соборы, Покровский и Никольский храмы. К началу 2000-х насельники добились передачи монастырю в бессрочное безвозмездное пользование всей территории и помещений.

ИА "Вода живая",
10.03.22

Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская Пустынь

198515, г. Санкт–Петербург, г.Стрельна, Санкт-Петербургское шоссе, дом 15

Упоминания в новостях

Все новости