"Благодатный свет"

Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Исаакиевском соборе
В Неделю 2-ю Великого поста, святителя Григория Паламы, 20 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в Исаакиевском соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили ключарь собора протоиерей Роман Ковальский с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.

За богослужением пели хор собора под руководством Льва Дунаева и сводный молодежный хор.

Митрополит Варсонофий огласил обращение Святейшего Патриарха Кирилла о необходимости ежедневного чтения православными христианами молебного канона ко Пресвятой Богородице, поемого "во всякой скорби душевной и обстоянии" с прибавлением к нему ранее утвержденной молитвы о восстановлении мира.


"Господь, прежде чем выйти на общественное служение, посчитал нужным на сорок дней удалиться в пустыню, где строго постился, ничего не ел и не пил, потому что Ему предстояло сразиться с диаволом и одержать победу, - сказал владыка в проповеди. - Если Христу пост нужен, то нам тем более. Нам, немощным, он предписан как обязательное средство для спасения. Сейчас мы вступили в хорошее время - Великий пост. В Евангелии сказано, что свет пришел в мир, Господь - благодать. Но что сделали люди? Возлюбили не свет, а тьму, потому что так им лучше проворачивать греховные дела. Многие не знают, что ждет их в будущем за грехи, а ждут их тьма кромешная и огонь геенский. А мы знаем, нам Господь открыл, поэтому должны возлюбить свет и благодать Божию".

"Мы наблюдаем, как живут и умирают люди, - продолжил архипастырь. - Вот человек жил в достатке и всю жизнь посвятил стяжанию земных благ. Умирает - и что с собой берет? Ничего. Все здесь остается. Все силы, здоровье, время потратил на стяжание бесполезных вещей, которые ему не пригодятся в той жизни. И как сказано в отпевании любого человека, когда он весь мир приобрел, тогда во гроб вселился. Что бы мы ни приобрели и куда бы ни стремились, нас все равно ждет могила. Поэтому силы и энергию надо тратить только на стяжание благодати Святого Духа. К этому нас призывает святитель Григорий Палама. Этот великий подвижник жил в четырнадцатом веке, когда распространились споры о природе Фаворского света. Православные утверждали, что он нетварный. Католики учили, что это обычный свет. Григорий Палама отстаивал православное учение о благодатном свете. Это важно. Если мы будем размышлять и придем к тому, что этот свет неблагодатный, значит у человека нет живого реального общения с Богом. А мы говорим, что эта благодать нетварная, через нее человек освящается, становится богом по благодати. Это общение важное, это цель нашей жизни. Если ее нет, от христианства ничего не остается. Этим путем пошли западные христиане. Они считали, что раз невозможно реальное общение с Богом, небо закрыто, надо все внимание обратить на земные блага и радости. Люди, забыв о небе, все силы и энергию стали потреблять на стяжание земных удовольствий, власти и денег. От христианства там ничего не осталось. Люди ходят по воскресеньям в храмы, но благодати там нет. Это нам урок, что нельзя терять смысл жизни, который заключается в стяжании благодати Святого Духа. Как учил преподобный Серафим Саровский, напоминая христианам, что цель жизни в общении с Богом. Если не стяжать благодать, то мы голые, никчемные. Пост - самое хорошее время, чтобы стяжать благодать Святого Духа через хождение в храм, молитву, пост и добрые дела".

"Мы сегодня слушали отрывок из Евангелия о том, как друзья принесли расслабленного к ногам Христа, проломив крышу. Крыша - важное понятие. Черепица, которая мешает нам прийти к Богу, - это земная суета. Она так мешает, что у нас времени для Бога не остается. Поэтому надо крышу пробивать, к Богу приходить, потому что мы расслабленные, духовно больные, и часто не понимаем этого. До нас нельзя дотронуться, мы сразу нервничаем, дергаемся, обижаемся, то есть болезнь в нас живет, а мы ее не замечаем и не исцеляемся. А надо исцеляться и приходить к ногам Христа, иметь настойчивость, как у друзей этого расслабленного. Если уж мы стали христианами, надо дома постоянно молиться, обязательно поститься, по воскресенья в храм ходить и помогать людям. Надо все это делать постоянно, тогда душа будет облекаться благодатью Святого Духа. Желаю вам пройти Великий пост, стяжав благодать, облечься в нее и в конце поста в одеждах, достойных царского чертога, встретить воскресшего Христа", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Храму была подарена икона Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Были собраны пожертвования беженцам и пострадавшим мирным жителям в рамках общецерковного сбора средств, объявленного Святейшим Патриархом Кириллом.

Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, родился в 1296 году в Малой Азии. Едва достигнув 20 лет, удалился на Афон, где проникся духом исихазма и принял его как основу жизни. Когда в Константинополь приехал ученый монах Варлаам и объявил учение об исихазме еретическим, святитель вступил с ним в дискуссию и одержал победу. В 1341 году Константинопольский Собор принял его положения о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, обращенных к миру и доступных восприятию как Фаворский свет.

Собор преподобного Исаакия Далматского был задуман императором Петром I, который родился в день памяти этого святого. Современному храму предшествовали три храма, оказавшиеся недолговечными. Четвертый был заложен в 1819 году по проекту Огюста Монферрана. Строился 40 лет. Был освящен 12 июня 1858 года как главный собор Российской империи. Здесь совершались благодарственные молебны в памятные дни петровских побед, торжественно отмечали день основания Санкт-Петербурга. В советское время в нем разместился антирелигиозный музей. В 1937-м собор получил статус памятника. Первое богослужение прошло в 1990 году. С осени 2015-го по договоренности с музеем в соборе ежедневно совершаются утренние и вечерние богослужения.

ИА "Вода живая",
20.03.22

Видео: Неделя святителя Григория Паламы. Исаакиевский собор

Упоминания в новостях

Все новости >>