"Пример неосуждения"

Митрополит Варсонофий совершил пассию в Казанском соборе
В Неделю 5-ю Великого поста, 10 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил чинопоследование пассии в Казанском кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, иерей Павел Ермошкин, клир собора и другие священнослужители.

За богослужением пел хор собора под управлением Светланы Румянцевой.

При пении стихиры "Тебе, одеющагося светом, яко ризою" Святое Евангелие было изнесено на центр храма и положено на аналое перед Крестом. Владыка и духовенство прочли акафист Страстям Христовым.

По возглашении прокимна "Разделиша ризы" был прочитан отрывок из Евангелия от Иоанна, повествующий о Страстях Христовых.

При пении стихиры "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного" правящий архиерей, духовенство и все молящиеся совершили поклонение Кресту Господню.


"Мы сегодня совершили четвертую пассию, и Господь показал нам важный пример, - сказал владыка в проповеди. - Когда Его распяли, Он ни слова не проронил в адрес исполнителей. Только просил у Отца Небесного, чтобы "простил им, ибо не ведают, что творят" (Лк. 23:33-34). Он не осудил ни Пилата, ни первосвященников, ни народ, а ведь все они внесли вклад в Его распятие. Даже проходя мимо Петра, Он не сказал ему: "Что же ты, Петр? Так уверял, что даже если все отрекутся от Меня, ты не отречешься (Мф. 26:33, 35), а сам испугался двух женщин-служанок!" Господь взглядом проник в душу Петра, и тот понял, каким же малодушным оказался. При Христе Петр мог отрезать ухо человеку (Ин. 18:10-11), а без Него уже ничего не смог. Господь даровал нам заповедь: "Не судите, да не судимы будете" (Мф. 7:1). Все заповеди, которые Он дал нам, сам исполнил, и "Не судите" - тоже. Эта заповедь очень важна: если ее исполним, не будем осуждены на Страшном Суде. А если не исполним, то "каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить" (Мф. 7:2)".

"В конце богослужения я прочитал молитву преподобного Ефрема Сирина, - продолжил архипастырь. - Последняя ее строчка: "Ей, Господи Царю, даруй мне зрети мои прегрешения и не осуждати брата моего". Мы просим Господа дать нам благодать не осуждать ближних. Раз пятьсот мы эту молитву во время поста читаем, чтобы она до сердца дошла. Казалось бы, что может быть проще? Но мы даже этого не можем исполнить, для нас это подвиг. Когда мы с кем-то встречаемся и начинаем беседовать, всегда переходим на осуждение. Почему Господь считал эту заповедь такой важной? Потому что осуждение - свидетельство глубокой страсти в нас - гордости. Если мы кого-то осуждаем, значит, превозносимся, считаем себя выше того, кого осуждаем. А это плохо: гордость мешает общаться с Богом, не дает войти в сердце благодати. Если мы боремся с этой страстью, то стремимся к смирению, терпению. Бывает, кто-то грубит нам, поносит нас, клевещет на нас - казалось бы, как это можно терпеть? А вот, надо не отвечать, перетерпеть искушения, приобрести терпение, смирение и кротость. Господь говорит, чтобы мы брали пример с Него, "яко кроток есмь и смирен сердцем" (Мф. 11:29). Если мы боремся за смирение, приобретаем его, за это дается благодать. А с ней приобретаем и спасение. Видите, как просто: начинаем с неосуждения - получаем спасение! Чем заниматься, если исключить празднословие? Открой книжку: хочешь беседовать - беседуй со святыми отцами. Они такое подскажут - вы просто удивитесь!"

"Это прекрасное общение: с оптинскими старцами, с другими подвижниками. А людей надо по возможности избегать: есть какие-то деловые отношения - и достаточно, общаться надо только по существу. Надо следить за своей речью, что мы в нее вкладываем. Для этого нужна дисциплина, надо к ней приучаться. Никогда святые лишнего не произносили, всегда говорили коротко, четко, понятно, отвечали на конкретный вопрос и не переходили в осуждение, потому что считали себя последними грешниками. Вот какими мы должны себя считать: если я великий грешник, какое мне дело до кого-то? Разве я прозорливый, могу видеть, что на душе у другого? Если нет, почему я сужу человека: может, он уже покаялся, и Бог его простил? Господь не дал нам такой прозорливости, чужая душа для нас закрыта. Нужно к любому человеку относиться как к больному - поскольку мы сами больные. Зачем такого же, как мы, осуждать? Лежат больные рядом в палате, оба сломали ногу - разве они осуждают друг друга? Надо не осуждать, а помогать друг другу. Если видим, что кто-то согрешает, что нужно сделать? Помолиться за него! Молитва выгоняет дух осуждения. Как только чувствуешь в себе этот дух - помолись, и он уйдет. Если мы хотя бы одну эту заповедь усвоим - слава Тебе, Господи! Потому и упоминается о неосуждении в молитве Ефрема Сирина, что мы никак не можем эту заповедь исполнить. Вот проблема, которую надо решать, иначе будем держать ответ на Страшном Суде, и какой мерой судили, такой и осудят нас. Сегодня Господь нам дает еще раз почувствовать, что никого не надо осуждать, а надо, как Он, за всех молиться, просить об их прощении. Сейчас мы подойдем ко Кресту, будем лобзать его, просить у Христа прощения - и постараемся избавиться от греха осуждения", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Богослужение транслировалось на YouTube-канале собора.

Пассия (от латинского - "страдание") - богослужебное последование, совершаемое в четыре воскресенья Великого поста вечером, на котором читаются тексты Евангелия о страданиях Христа. Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм. Чинопоследование было помещено в приложение к Цветной триоди, изданной Киево-Печерской лаврой в 1702 году. Смысл пассии - сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Крестной Смерти. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа: на первой - 26 и 27 главы от Матфея, на второй - 14 и 15 от Марка, на третьей - 22 и 23 от Луки, на четвертой - 18 и 19 от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами. В конце службы верующие с благоговением подходят поклониться Кресту Христову, который выносится на середину храма.

ИА "Вода живая",
10.04.22

Казанский кафедральный собор

191186, Санкт-Петербург, Центральный район, Казанская пл., д. 2

Упоминания в новостях

Все новости